Злословие - путь к саморазрушению
Қазығұрт
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 18:27
Қазығұрт
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Қазығұрт
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:44 07:00 12:08 15:29 17:10 18:27
свернуть
Календарь
Хиджра
6 Джумада-авваль 1446
Григорианский
08 ноября 2024

Статьи

Злословие - путь к саморазрушению

| A | +

«Злословие уничтожает праведные деяния людей быстрее языка огня, который поражает все на своем пути» (Хадис)

 

Значение слова злословие (гыйба) – говорить плохое о ком-либо в его отсутствии. То есть высказывание недостатков одного человека другим людям в его отстутствие называется «злословием».

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у окружающих: «Вы знаете, что такое сплетня?». Они ответили «Аллах и Его Посланник знают лучше». И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это когда ты упоминаешь о брате твоем то, что ему неприятно» один из присутсвующих спросил: «Но если в брате моем есть то, что я говорю?» Он ответил: «Если в нем есть то, о чем ты говоришь, ты злословил о нем в его отсутствии. Ну а если этого в нем нет, то ты, тем самым, оклеветал его». Тем самым он объяснил, что как бы не было язык надо беречь от злословия. Значит сплетня - это слова, услышав которые человек расстроился бы. Даже если эти слова верны, они считаются злословием. А если упомянутые признаки отсутсвуют в нем, то это и злословие, и клевета, греховное дело.

 

Религия ислам уделяет особое внимание правам индивидуального человека, поэтому защита его чести является одним из приоритетов. Честь – основа личности. А злословие – равно посягательству на права человека. Поэтому Аллах, выбрав человека халифом среди всех своих творений хотел защитить язык мусульман от сквернословия, которое разрушает доброту и отзывчивость, дружеские человеческие отношения. Таким образом, в 12-аяте суры «Худжурат» Аллах показывает насколько омерзительным является злословие: «Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха!..» Действительно, кто осмелится есть мясо своего брата? К тому же в аяте говорится о мясе «покойного», это еще больше настораживает человека. Немыслимо, чтобы разумный и добрый человек сделал такое мерзкое дело, противоположное человеческим, общественным и культурным нормам. «Чувствуете к этому отвращение» приводится в аяте, значит для человеческой природы это действие является омерзительным. Говоря «Бойтесь Аллаха» Аллах призывает нас сторонится от плохого и вовремя раскаяться за свои грехи.

 

Еще в одном аяте Аллах таъала сказал: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (сура «Аль-Исра» 36-аят), таким образом Аллах призывает не думать плохо о человеке, пока не получишь подлинную информацию.

 

Думать плохое о ком-либо – скрытая форма злословия. Это называется суи занн (в переводе с арабского означает – плохо думать). Запрещено злословить как языком, так и сердцем. Аллах повелевает в Коране: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (сура «Худжурат», 12-аят). Потому что плохие мысли не только остаются в сердце, но и выискивают все с целью дойти до истины. Говоря «не следите друг за другом» («Худжурат», 12) Аллах призывает не стремиться к поиску ошибок и грехов у других мусульман. Скверная мысль пришедшая на ум убивает любовь, сеет вражду в сердце. Поэтому в приведенном аяте строго запрещается злословить, суи занн, то есть думать плохо и искать грязь под ногтями.

 

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во многих хадисах напоминает о том, что нужно сторониться злословия, так как оно может навредить нашей общественной жизни, пресечь добрые отношения между людьми, предать мучениям в вечной жизни. Религия ислам, которая была ниспослана чтобы спасти людей от поддавания человеческим слабостям и привезти их к разумности, призывает сторониться от дурного характера. Чтобы понять какой смысл отведен этому в исламе, стоит обратить внимание на напоминания и запреты из хадисов Пророка (да будет доволен им Аллах и приветствует).

 

Хазрет Анас сказал: «Однажды Пророк приказал нам держать пост и сказал «Пусть никто не приступает к разговению пока не будет приказа». Когда солнце зашло за горизонт Пророк стал давать разрешение. Когда один человек подошел к нему и сказал: «Уа, Посланник Аллаха! Двое молодых девушек держали пост и сильно устали. Они стесняются прийти к вам, я знаю. Если вы не против, пусть они приступят к еде», Пророк не дал своего разрешения. Тот человек еще дважды пришел к Пророку. В конце концов Пророк сказал: «Они не держали пост. Как они держали пост, если целый день питались мясом человека? Скажи им, если они держали пост, то пусть покажут все что у них в желудке, посмотрим». Человек передал слова Пророка (да будет доволен им Аллах и приветствует). Они выполнили приказ Пророка (да будет доволен им Аллах и приветствует). Пророк как в воду глядел, этих людей стало рвать кровью. Когда тот человек доложил все Пророку (да будет доволен им Аллах и приветствует), он сказал: «Клянусь Аллахом, в чьей длани находится душа моя, если бы эта кровь осталась в их желудках, то они бы умерли». Когда одну из них привели к Пророку, он сказал: «Вырви!» И ее стошнило кровью и гноем, и рвотой ее наполнился кувшин. Потом он сказал другой, чтобы она сделала то же самое, ее вырвало тем же самым. Тогда он сказал: «Воистину, эти две воздерживались от разрешенного Аллахом и разговлялись тем, что Он запретил. Но они садились рядом друг с другом и ели мясо людей».

 

Таким образом, как сказано выше в 12-аяте суры Худжурат, Пророк (да будет доволен им Аллах и приветствует) учит свою умму, что злословие так же скверно, подобно поеданию мяса человека.

 

По словам Айши, однажды она говорила о ком-то за его спиной. Пророк(да будет доволен им Аллах и приветствует) сказал ей «плюнь». Когда она выплюнула, изо рта упал кусок мяса.

 

Абу Хурайра (р.а.) передает хадис Пророка (да будет доволен им Аллах и приветствует): «Если кто-то из вас будет есть мясо (злословить, клеветать) брата мусульманина , то в судный день ему будет предложено мясо того человека: «Ешь его мертвое мясо. Потому что ты ел его мясо, когда был живым». После этого Пророк(да будет доволен им Аллах и приветствует) прочитал 12-аят суры «Худжурат»: «Разве понравиться кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата?»

 

Пророк (да будет доволен им Аллах и приветствует) говорит: «Аллах сделал харамом кровь, имущество и честь другого мусульманина». То есть здесь говорится не только о материальном вреде, харамом считается действие словами, которое вредит достоинству и сердцу человека.

 

В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  говорит: «Самое плохое из ростовщичества (риба) это обижать человека касаясь его достоинства». Злословием считается обижать человека посягая на его достоинства. Греховность злословия определяется тем, что честь и достоинства человеку дороже чем материальные блага. Ислам дал человеку особую роль и сделал его выше всех творений. Есть глубокий смысл в том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивает злословие с ростовщичеством. Потому что в нашей религии ростовщичество является одним из самых тяжких грехов. В Коране сказано: «Те, которые пожирают лихву, восстанут,  как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением... Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (сура «Бакара», 275-276 аяты). Таким образом, вышеприведенный хадис доказывает насколько омерзительным грехом является злословие.

 

Злословие, клевета и донос в исламе подвергается строгому порицанию, так как они разрушают единство и спокойствие в обществе, теплые отношения между людьми. Исцелить душевные раны труднее чем телесные раны.

 

Пророк (да будет доволне им Аллах и приветствует) сказал:

 

 «Злословие тяжелее прелюбодеяния. Человек прелюбодействует, потом кается и просит прощения и Аллах его прощает, а тот, кто злословит, тому не прощается, пока не простит его тот, о ком он злословил». Злословие является посягательством на личную свободу человека, оно ранит сердце и оставляет след в душе человека, поэтому оклеветавшего может простить только тот, о ком он злословил. Посягательство на права раба прощает ни Аллах, а только сам раб. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждает держаться подальше от злословия, которое уничтожает все праведные деяния человека.   

 

Плохое слово застывает в душе как лед, поэтому злословия делают раны в сердце, пробуждают ненависть к человеку. Отправление мусульманина к Аллаху в плохих отношениях или в обиде является отнюдь не добрым предзнаменованием. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ниспосланный человечеству в качестве учителя, сказал: «Пусть никто не посмеет говорить плохое о моих сахаба. Потому что я хочу выходить к вам без каких-либо дурных мыслей». Подобные мудрые заключения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), безусловно, являются для нас примером.    

 

Искать грязь под ногтями, нанизывание чужих недостатков приводит к злословию. Поэтому Аллах говорит: «Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга», а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О те, которые уверовали языком, но не поверили сердцем! Не злословьте за спиной мусульман и не нанизывайте из недостатки и вину. Если кто-либо из вас будет искать изъяны мусульман, Аллах раскроет его вину и опозорит перед всеми, даже если он спрячется у себя дома». «Язык ошибается, копыто спотыкается», человек вполне может совершить грех. Наша задача заключается в том, чтобы скрывать грехи братьев насколько это возможно и помочь им избавиться от недостатков и грехов. 

Автор Алау Адильбаев

Наиб муфтий, глава филиала ДУМК в Туркестане

ИСТОЧНИК Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

ПЕРЕВОД Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Предыдущий Следующий
6 причин, по которым мы просыпаем Фаджр "Музыкальный" намаз

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Адаб (этика) и суфизм "Анонимные грешники"
Некоторое время назад, мне представилась возможность послушать речь одной женщины – выздоравливающего алкоголика и старосты группы анонимных алкоголиков. Хоть я и не страдаю алкоголизмом, и более того, никогда не пробовала этот запретный напиток, но и у меня есть некие «болезни», от которых мне бы х...
Оберегание человека Вы и шайтан: вечная борьба
Одной из составляющих частей в руководстве и пути к вечному процветанию, является осторожность к врагам, которые могут помешать нам попасть в Рай. Сатана – опаснейший в этом списке. Он бдителен каждое мгновение, и не оставляет попытки совратить нас с прямого пути и ввести в заблуждение....
Оберегание человека В чём сила, брат? В бороде!
Не так давно учёные доказали, что бородатый воин является более мужественным и смелым. Значит в бороде заключена сакральная сила, которая придаёт образу мужчины не просто брутальный вид, а наделяет его особой энергетикой....
свернуть
Календарь
Хиджра
6 Джумада-авваль 1446
Григорианский
08 ноября 2024
Время намаза
Сейчас

Иша 18:27

Время до Фаджр 02:16

Признаки любви к Пророку ﷺ

<script>alert(a)</script>

X
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi