Вы и шайтан: вечная борьба
Сатана – опаснейший в этом списке. Он бдителен каждое мгновение, и не оставляет попытки совратить нас с прямого пути и ввести в заблуждение. Неоднократные изречения из Корана и Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегают нас от него, описывая его планы и способы влияния на наш нафс. К примеру, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Имам Ибн Аль-Кайим говорил, что сатана представляет для нас даже большую угрозу, чем наше эго (нафс):
«Тот, кто размышляет о Коране и Сунне, заметит, что упоминаний о планах и вражде шайтана в них больше, чем упоминаний о нафсе. Это потому, что зло и развращение нафса – результат его нашептываний. Всевышний Аллах повелел, чтобы мы искали убежища у Него от нашептываний сатаны, и ни разу не сказал, чтобы мы искали убежища от нафса».
Имам Абу Хамид аль-Газали советовал:
«Будь заинтересован, брат, в борьбе с шайтаном и постарайся подчинить его себе. На это есть две причины: Во-первых, он является твоим явным врагом, которые не преследует иной цели, кроме как сбить тебя. И нет никакой надежды на достижение мира с ним, или на то, что он оставит тебя в покое. Скорее, он будет удовлетворен только твоим уничтожением. Таким образом, нет такого места, где ты мог бы умерить свою бдительность по отношению к такому врагу. Во-вторых, он – твой враг с самого рождения, и всегда останется настойчивым в войне против тебя. Он бросает в тебя свои стрелы днем и ночью, даже когда ты не обращаешь на него внимания».
Битва с сатаной – постоянна, ведь он поклялся увлечь за собой в Ад часть из рабов Аллаха. Сказано, что ничего не происходит в царстве Всевышнего Аллаха, кроме как по Его воле, и потому шайтан бессилен против Его защиты. Всевышний Аллах говорит:
С другой же стороны, человек также является слабым существом, подверженным своим желаниям и недостаткам. Всевышний говорит в Коране:
Нет силы и власти ни у кого, кроме Аллаха, и только с Его помощью мы сможем одержать вверх над нашим врагом. Аллах сказал:
Вот почему Аллах, Свят Он и Велик, повелевает нам искать у Него защиты от сатаны, проклятого. Основным нашим оружием в этой непрерывной борьбе является укрепление наших отношений с Аллахом, и смиренность в поклонении Ему. Верующий использует все, что ему дано, чтобы укрепить свою веру и невосприимчивость к нашептываниям шайтана. Благоприятное для этой цели время, например, месяц Рамадан и последние часы ночи, и специальные места, такие как мечети, в особенности мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и стены Священной Мекки.
Тот, кто поклоняется только Аллаху, найдет Его облегчающим путь, ведущий к духовному благополучию. Тот, кто надеется на собственные силы, будет предоставлен самому себе, и своим выдуманным средствам для достижения той же цели.
Имам Ибн аль-Кайим сказал:
«Грешник навсегда скован своим дьяволом, находится в тюрьме своих желаний и прикован к своим прихотям. Нет заключенного, положение которого было бы хуже, чем тот, кто захвачен своим главным врагом. Нет тюрьмы с большими ограничениями, чем тюрьма собственных прихотей. Нет цепей, сковывающих сильнее, чем цепи своих желаний. Как сердце, скованное таким образом, и заключенное в тюрьму, может стремиться к Аллаху и искать свое будущее. Как может оно продвинуться хотя бы на шаг на этом пути».
Также, он отметил:
«Одним из наказаний за грехи, является то, что шайтан получит смелость наносить вред, отвлекать и доминировать над грешником, путем нашептываний, устрашения и печали».
Осознавая присутствие врага, и будучи осведомленным о его методах причинения вреда, очень важно не попасть в расставленные им ловушки. Имам Изз ад-Дин ибн Абд ас-Салам сказал:
«Осторожность в отношении шайтана важнее осторожности в отношении неверующих. Если вы пострадаете от происков сатаны, то окажетесь в числе проигравших. Если же пострадаете от вреда кафиров, это может послужить причиной прощения вам грехов и повышения вашей степени в День Суда».
Тем не менее, борьба с нашептываниями сатаны и защита от его происков – задача не из легких. В Коране упомянуто, что многие в этой войне проиграли:
Имам ибн аль-Джаузи говорил:
«Большинство сердец покорены сатаной. Их осадили нашептывания о предпочтении этой жизни, и пренебрежении следующей».
Всевышний Аллах, свят Он и велик, говорит в Коране:
Катада так объяснял эти слова:
«Он пришел к тебе, сын Адама, ото всех направлений, кроме как сверху. Он не смог разделить с вами милость Аллаха».
Из сказанного можно заключить, что сердце – крепость, которую хочет завоевать шайтан. Единственный способ укрепить ее – охранять двери и все слабые места. Тот, кто не знает этих дверей и слабых мест, окажется беззащитным.
Имам аль-Газали отмечал три способа отражать атаки сатаны, и одержать над ним победу:
«В борьбе с сатаной, согласно словам наших ученых, да будет доволен ими Аллах, применимы эти три средства:
- Изучать его планы и методы совращения, чтобы не оказалось в нем смелости нападать на вас. Вор бежит, если понимает, что хозяин дома чувствует его присутствие.
- Осознавать ничтожность его измышлений, чтобы вы не испытывали чувство принадлежности ему и не следовали указанным им путем. Он сравним с лающей собакой: когда вы приближаетесь к нему, он сосредотачивается на вас, и его лай становится все свирепее, когда же вы удаляетесь от него – он утихает.
- Постоянно поминать Аллаха языком и сердцем».
В книгах по Тазкиях (очищению души) описано множество средств, помогающих решить болезни сердца, рассказано о нашем нафсе и точках уязвимости перед шайтаном. Борьба с ним является основой нашего существования в этой жизни. Его обман стал причиной, по которой наш предок Адам, мир ему, был изгнан из Рая. Имам Ибн Атаъиллах ас-Сакандари упоминает, что Аллах приказал Адаму спуститься из Рая на Землю не для того, чтобы заставить его переживать лишения, а скорее для того, чтобы завершить его сотворение.
Следовательно, наша борьба с шайтаном – это путь самопознания, самовоспитания и совершенствования. Ведь сказано: «Тот, кто познает себя, познает своего Господа».
Прошу Аллаха сделать нас из числа познавших себя, своего врага, и своего Господа, и удостоить нас Его защиты и поддержки.