Облегчайте, а не усложняйте
Актуальной проблемой современных мусульман является склонность впадать в крайности. Но чрезмерность, в противовес ожиданиям, никогда не приводит к позитивным результатам, и более того является порицаемой по Исламу. В Коране Всевышний Аллах говорит:
«Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (сура «ан-Ниса», аят 28).
Религия Аллаха послана людям в качестве облегчения и напоминания. К примеру, одно из таких облегчений – экономия времени. Один человек может проводить годы в поисках ответа на тот или иной вопрос (и кстати не найти). Но имея руководство от Всевышнего относительно самых важных вопросов жизни, различных ее сфер, человеку нет необходимости тратить время и силы на поиски. Доверие к Всевышнему, а также устремленность к благополучию позволяют верующему пожинать плоды в то время как остальные люди только думают о том, какие саженцы лучше выбрать.
Следование Исламу должно ассоциироваться в первую очередью с радостью и благами, которые получает человек, а не с трудностями и ограничениями. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к Исламу)».
И стоит заметить, что сам он, обладая глубоким и обширным знанием, говорил мало, не приветствовал, когда ему задавали много вопросов, опасаясь, что его слова могут наложить дополнительные обязательства на мусульман. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил:
«Нам было запрещено спрашивать Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о чём-либо, и поэтому нам нравилось, когда приходил какой-нибудь разумный человек из числа кочевников, и он задавал Пророку вопросы, а мы слушали» (Муслим).
«Чрезмерно строгие погибнут»
Многие ошибочно полагают, что чрезмерность является проявлением сильной веры, глубокой религиозности. Однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порицал ее. Так, в одном из хадисов сказано:
«Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут!»
В другом хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предупредил мусульман:
«Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого».
Чрезмерность – это одна из черт, отдаляющих верующего от религии. Праведники предыдущих поколений говорили: «Какое бы повеление не пришло от Аллаха, обязательно шайтан имеет в этом два рычага влияния: либо послабление и упущение, либо чрезмерность и излишество. И он не перестает одерживать вверх одним из этих положений». Также один из известных шейхов сказал: «Необходимо знать, что довольство и любовь Аллаха нельзя снискать причинением мучений самому себе и устремлением к трудностям. Некоторые невежды полагают, что чем труднее деяние, тем оно лучше, и что величина награды зависит от степени трудностей. Нет! Это абсолютно неверное убеждение! Величина награды за деяние зависит от (степени) той пользы, которую оно приносит»
Сначала бревно, потом – соринка
Непоследовательность – это также одна из ошибок «напоминающих». Есть среди них такие, которые готовы разбирать до атомов вопросы погрешностей, игнорируя глыбы собственных грехов. Разбор тонкостей уместен там, где решены более важные вопросы. Ибн Раджаб говорил:
«Необходимо обратить внимание на следующий факт: оставление сомнительного в тонких моментах к лицу лишь тем, чьи дела налажены полностью. Что же касается того, кто, будучи известен своими грехами, начинает проявлять набожность в тонкостях, то его поступок подвержен критике».
Так, к Ибн Умару, да будет доволен им Аллах, однажды пришли люди, чтобы спросить его:
«Что ты скажешь о человеке, который, будучи в ихраме, убьет комара?» На что Ибн Умар ответил: «Спрашиваете меня о крови комара, когда среди вас убийца аль-Хусейна, о котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Они – два райских райхана?!»
Рассказывают также, что имам Ахмад, услышав о человеке, который при покупке товара обговаривает даже стоимость обертки, был сильно удивлен. Но узнав, что речь шла о человеке, известном своим аскетизмом, он одобрил его поступок.
В Коране Всевышний Аллах сказал:
«По милости Аллаха ты был мягок с ними. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, они непременно покинули бы тебя» (сура «аль Имран», аят 159).
Так, даже Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обладая глубоким убеждением и сильной верой, был мягким со своими последователями, ненавязчивым и умеренным в донесении истины.
Мы же, стремясь донести благо и правду до других, иногда забываем об этих внешних деталях, считая их малозначительными. Но человек устроен таким образом, что ему, как сказал один человек, истину «нужно подавать как пальто, а не швырять в лицо как тряпку». И, конечно же, прежде чем подавать ее другим, мы сами должны научиться ходить в ней.