Высказывания имамов муджтахидов о таклиде
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Магриб 16:27
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:49 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024

Статьи

Высказывания имамов муджтахидов о таклиде

| A | +

Утверждение о запрете имамов следовать их суждениям в случае выявления более достоверных доказательств, а также о велении отбросить их мнения, когда они противоречат какому-либо из хадисов и следовать хадису, конечно же, достоверно.

 

Тем не менее, чтобы отдать должное таким высказываниям, человек должен брать во внимание, что они адресованы не нам, простым людям, не достигшим уровня иджтихада. Данные высказывания были обращены к тем из ученых, которые имеют право на иджтихад.

 

Шейх Уалиуллах Делийский комментирует это таким образом: 
 
Эти высказывания относятся к тем, кто в состоянии вынести иджтихад  хотя бы в одном вопросе; или к тем, кто может уверенно определять что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел делать и что он делать запрещал. Это может быть достигнуто путем изучения сути хадиса, высказываний тех ученых, которые опровергали или поддерживали (определенное мнение в вопросе) или это может быть достигнуто путем понимания, что многие авторитетные ученые  выступали против мнения  в вопросе, который сам по себе может быть поддержан только методом аналогии или дедукции. Если это так, то нет никаких оснований идти против хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).[1]

Этот смысл понятен. Имамы муджтахиды не утверждали, что таклид не допустим. Их собственные жизни были наполнены случаями, когда простые люди приходили к ним с сотнями вопросов, на которые они отвечали, не прибегая ни к каким доказательствам. Допустимость таклида никогда не обсуждалась во времена муджтахидов. Если бы такая практика была недопустима, то имамы никогда не позволили бы себе стать ее инструментом. Высказывания имамов доказывают, что таклид необходим для не муджтахидов. Ниже приведены несколько примеров:
 
«Когда муфтий является муджтахидом, то простые люди должны следовать за ним, даже если муфтий допустил ошибку в суждениях. Передал Хасан от Имама Абу Ханифы, Ибн Рустам от Мухаммада и Башир ибн Валид от Абу Юсуфа»[2]
 
Имам Абу Юсуф говорит:
 
«Простые люди должны следовать за учеными, так как они  не в состоянии понять хадис самостоятельно».[3]
 
Ибн Теймия передал, что Имам Ахмад ибн Ханбал говорил:
 
«Говорите простым людям, чтобы они спрашивали у Исхака, Абу Убайда, и Абу Мусъаба. Тем не менее, он запрещал своим ученикам как Абу Давуд, Усман бин Саид, Ибрагим аль-Харби, Абу Бакр аль-Асрус, Абу Заръа, Абу Хатим и Муслим следовать за кем-то. Он говорил им: Вы должны следовать источникам - Корану и Сунне».[4]
 
Высказывание Ибн Теймии четко указывает на то, что таклид недопустим для ученых/их учеников, которые сами по себе были людьми знания и имели потенциал стать такими же, как их наставник в принятии решений непосредственно из Корана и Сунны. Что касается тех, кто не имел требуемого опыта, им он советовал строго следовать за муджтахидами и совершать таклид. На самом деле таклид  не ученого был единогласно принят учеными всех времен, и лишь муътазилиты были против этой идеи.
 
Шейх Сайфуддин Амуди писал:
 
«Простой человек и ученый, которые не обладают способностью делать иджтихад,  несмотря на то, что они обладают надежными навыками в некоторых вопросах, должны следовать за экспертами муджтахидами в принципах и основах (усуль). Некоторые муътазилиты Багдада разделились в этом вопросе и запретили таклид даже для этих людей».[5]
 
Шейх Хатиб Багдади писал:
 
«Было сказано муътазилитами, что недопустимо простому человеку следовать за мнением ученого, пока он не узнает причину, которая кроется за его мнением. Это ошибочно, потому что у простого человека нет источников, чтобы понять эти причины, если он не будет учиться несколько лет, не будет участвовать в дебатах с другими учеными, не разработает понимание аналогии и не поймет что правильно, а что нет.  Для простого человека проходить через все это является бременем, переходит границы его возможностей, и это не возложено на него».[6]
 
Было расхождение во мнениях среди муджтахидов относительно человека, способного делать иджтихад, может ли он прибегнуть к мнению других. Хатиб Багдади передал от Абу Суфьяна, что это допускается, и Имам Мухаммад говорил, что он может следовать мнению того, кто более осведомлен, чем он.[7]
 
Шейх Ибн Теймия также передает это мнение от Имама Мухаммада. Имам Шафии и Имам Ахмад оба придерживаются мнения, что это не допустимо.[8]

Мауляна Абуль Хай Лукнави привел слова Абу Ханифы (во введении Шамсуль Айма Халавани):
 
«Было сказано Абу Ханифой, что для муджтахида является допустимым следовать за мнением более знающего, чем он».[9]
 
Более подробно на эту тему вы можете найти в книгах про Исламские принципы права  Мустафы аль-Газали и Фаватихур Рахамут.  Если сказать кратко, то никто, кроме муътазилитов не выступал против совершения таклида простым человеком.
 
[1] Хужжатуль Балига: Т. 1, стр. 155
 
[2] Кифая: комментарий от Хидая в главе поста
 
[3] Абу Юсуф привел ранее от Хидая: Т. 1, стр. 226
 
[4] Фетвы ибн Теймии: Т. 2, стр. 240
 
[5] ИхкамульАхкам, по Амуди: Т. 4, стр. 197 также Мустафа Аль-Газали: Т. 2, стр. 124
 
[6] Аль-Факих валь Мутафакких, по Хатибу: Т. 2, стр. 69
 
[7] Там же
 
[8] Фетвы ибн Теймии: Т. 2, стр. 24.
 
[9] Аль-Таъликат Синния, стр. 96
ИСТОЧНИК Zakir.me.uk

Abu Mohammed's page

ПЕРЕВОД Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Предыдущий Следующий
Удивительная история принятия Ислама: Сара Паез Гонсалес рассказывает о своем пути к Исламу Просто оглянитесь вокруг и увидите напоминания Аллаха…

Статьи по теме

Хадис Хадис вводит в заблуждение всех, кроме факихов
Не является глупостью то, что младенец в пеленке тянется к раскаленному углю. Однако глупо, когда молодые люди дают фетву по вопросам шариата, не имея представления о фикхе.  Если ты спросишь их: «Почему ты так небрежен по отношению к религии?», то последует следующий ответ: «Я опираюсь на слова Про...
Фикх Как рассчитывается расстояние сафара в ханафитском мазхабе?
Исходное положение ханафитского мазхаба состоит в том, что человек становится мусафиром (путником), когда он пересекает границу последних жилых зданий в своем городе или селе с целью путешествия на расстояние трех дней пути. Таким образом, три дня пути ......
Для сестер Почему мать не может быть уали для своего ребенка?
Вопрос: В чем заключается логика того, что только отец или дедушка могут быть уали при замужестве девушки? Почему мать не может быть в этой роли, ведь она тоже является опекуном? ...
Манхадж О таклиде
Несколько дней назад к нам в редакцию зашел один брат из числа салафитов, и как следствие, разговор об Исламе перешел в диспут и продлился несколько часов. Разговор начался с акыды, продолжился познаниями имама Абу Ханифы, и закончился таклидом. Первонача...

Отзывы читателей (3)

Aсeт
7 июл. 2014
Интересно получается, некоторые салафиты в наше время ведут себя как мутазилиты в вопросе таклида.
Ответить
Халиль
8 июл. 2014
Это само по себе странно, т.к. те кто называют себя салафитами по определению не могут разделять точку зрения мутазилитов, они антиподы.
Abd Ar-Rahman
8 июл. 2014
Pervoklassnik nikogda ne smojet oprovergnut reshenie zadachi uchenogo matematika!

Интересные материалы

Для сестер Почему мать не может быть уали для своего ребенка?
Вопрос: В чем заключается логика того, что только отец или дедушка могут быть уали при замужестве девушки? Почему мать не может быть в этой роли, ведь она тоже является опекуном? ...
Фикх Семь причин моей любви к бороде
Я горжусь своей бородой. Я не говорю об этом с высокомерием, а лишь имею в виду, что не стыжусь ее. Я ношу не потому, что достиг человеческого совершенства – я лишь стараюсь походить на тех, кто им обладал. Это сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует....
Фикх Устранение ошибок в отношении суррогатного материнства
Несмотря на религиозное образование, мы не являемся учеными в полном смысле этого слова, и не имеем права на собственные заключения, тем более, если оно противоречит иджме мусульман. Наш уровень – это следование за большими учеными, и мы не знаем никого из них, кто бы разрешил данную практику....
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024
Время намаза
Сейчас

Магриб 16:27

Время до Иша 01:08

Признаки любви к Пророку ﷺ

<script>alert(a)</script>

X
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi