Слова имама аз-Забиди об имаме Матуриди, рахимахумаЛлаху
«Что касается имама Абу Мансура аль-Матуриди, то это Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Ханафи - Мутакаллим из Матурид. Матурид- это местность, которая находится в Самарканде. Его прозвали имамом аль-Худа (наставляющий на верный путь). Его биографию написал имам мухаддис Мухиддин Абу Мухаммад Абдулкадир ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Насруллах ибн Салим ибн Абу аль-Вафа аль-Куршия Ханафия в табакате (книга), которая называется «Джавахиру аль-Музиату». Также его биографию написал Имам Маждуддин Абу Надья Исмаиль ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Али ибн Муса аль-Канани Бальбасия – ханафит из Египта в своей книге «аль-Ансаб».
Абу Мансуру аль-Матуриди принадлежат следующие книги «Таухид», «Макалят», «Радду Аваиль ли-ль Каъбий», «Баяну вахуммуътазиляту» и книга «Таъвилятуль-Куран», с которой не сравнится никакая другая книга из предыдущих, касающихся науки разъяснения Корана. Помимо этого, у него есть еще и другие книги.
Умер Имам в 333 году по хиджре, спустя некоторое время после смерти Абу Хасана аль-Ашари. Могила имама находится в Самарканде, как написал Хафиз Кутбуддин Абдуль Карим ибн Мунир аль-Халяби аль-Ханафи, если это все достоверно, то в этом нет сомнений.
Он - помощник Сунны, уничтожитель новшеств, возродитель Шариата, соответствующий данному ему прозвищу.
«Матуриди не был последователем Ашари, потому что он был первым, кто выявил мазхаб Ахлю Сунны, как предполагают, и разъяснил мазхаб Имама Абу Ханифы и его учеников еще до Ашари. Не бывает такого времени, чтобы не было помощников религии, которые выявляют ее, как об этом написано в книге «Табсиратуль Насифату».
А как же может быть иначе, ведь до этого его опередил Имам Абу Мухаммад Абдулла ибн Саид аль-Каттан. У него есть правила, книги, ученики, а разногласия с ханафитами не насчитывают и десяти вопросов, как об этом сказано в «Сируль Захрияти».
Имам Абуль Аббас Ахмад ибн Ибрахим Калянасию ар-Рази - у него также есть правила, книги и ученики. Имам ибн Фурак составил книгу под названием «Разногласия двух шейхов: Калянаси и Ашари», как об этом сказано в книге: «Табсиратуль Насафияту».
«Что касается Абдуллы ибн Саида аль-Каттан, то он - Мухаммад - известный как ибн Куляб, и в отношении него также говорят Абдулла ибн Мухаммад – он один из имамов мутакалимов, умер после 240 года хиджры. О нем упомянул Абу Асим аль-Убадиаш-Шафии в табакате Абу Бакра ас-Сайруфи и ибн Наджар в истории Багдада. Упомянуто, что между ним и Уббадом ибн Сулейманом была дискуссия, а Уббад ибн Сулейман был одним из главных мутазилитов. Ибн Куляб тоже относится к имамам Сунны».
Конец слов Имама Забиди (да смилуется над ним Аллах).