Рассказы о праведности имама Абу Ханифы, рахимахуллах
“Я знал многих людей, но такого умного, такого благородного, такого ответственного, как Абу Ханифа я не видел”.(Тарих Багдад 15:498). Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует: “Иснад - сахих”.
Язид ибн Харун – это передатчик хадисов, фигурирующий в шести величайших сборниках хадисов, про которого говорили, что он знал наизусть двадцать тысяч хадисов. Он был одним из надежнейших передатчиков хадисов, и был отмечен рвением в поклонении и праведностью. (Тахзиб аль-Тахзиб 11:366-9)
2. Сулейман ибн Аби Шейх (151 – 246 г.г.) сказал:
“Абу Ханифа был богобоязнен и щедр”.(Тарих Багдад 15:462-3) Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует “Передатчики заслуживают доверия (зикат).”
3. Яхья ибн Маин сказал: Я слышал, как Яхья аль-Каттан говорил:
“Мы сидели в кругу Абу Ханифы, клянусь Аллахом, и слушали его. Клянусь Аллахом, когда я смотрел на него, то видел по его лицу, что он боится Аллаха!”(Тарих Багдад 15:482). Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует: “Его иснад - хасан.”
Яхья ибн Саид аль-Каттан (120 – 198г.г.) был также последователем мнения Абу Ханифы в фикхе. Его высокое положение в хадисах было бесспорным. (см.: Тахзиб аль-Тахзиб 216-20)
4. Мухаммад ибн Исхак аль-Балхи передал нам: Я слышал, как аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Лайси сказал:
“Я пришел в Куфу и поинтересовался о самом поклоняющемся (аб’ад) из ее обитателей, и меня отправили к Абу Ханифе. Затем, я пришел, будучи уже в старости, и поинтересовался о самом лучшем факихе из ее обитателей, и меня отправили к Абу Ханифе”.(Тарих Багдад 15:482). Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует: “ Его иснад - хороший (джаййид).”
Аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Лайси был кадием Мерва, и сам Абдуллах ибн Мубарак хорошо относился к нему. (Ибн Хиббан, Китаб аль-Зикат 8:168). Следовательно, исходя из данного повествования, можно заключить, что Абу Ханифа в тот ранний период был известен жителям Куфы как человек, который больше всех совершает богослужения среди них. В то время Куфа была большим городом, в котором проживали многие знающие и праведные горожане.
5. Суфьян ибн ‘Уйайна (107 – 98 г.г.) сказал:
“Аллах проявил милосердие к Абу Ханифе. Он был среди рьяно поклоняющихся (мусаллин), то есть, совершающим множество намазов”.(Тарих Багдад 15:482). Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует: “Передача- сахих”.
Передано от Али ибн аль-Мадини: Я слышал, как Суфьян ибн ‘Уйайна говорил:
“Абу Ханифа был почтеннейшим человеком, и он совершал большое количество намазов с ранних лет своей жизни”.(Тарих Багдад 15:483). Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует: “Его иснад - хороший”.
Суфьян ибн ‘Уйайна был одним из самых выдающихся преподавателей хадисов для имама аш-Шафии, и как передатчик фигурирует в шести самых авторитетных сборниках хадисов.
6. Абу Мути‘ сказал:
“Я был в Мекке, и всякий раз, когда я совершал Таваф в ночное время, я только и видел Абу Ханифу и Суфьяна (aс-Саври) в Тавафе”.(Тарих Багдад 15:483) Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует: “Его иснад - хасан.”
7. Яхья ибн Аййуб аз-Захид (умер в 168г.) сказал:
“Абу Ханифа не спал ночами [т.e. бодрствовал, будучи в намазе].”(Тарих Багдад 15:483). Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует: “Его иснад - хасан”.
Яхья ибн Аййуб аль-Гафики является также передатчиком, фигурирующим в шести самых известных сборниках хадисов.
8. Абу ‘Асим аль-Набиль (122-214 г.г.) сказал:
“Абу Ханифу называли ‘опорой’ (аль-ватад, высокая степень святости, происходит от арабского слова, означающего колышек, втыкаемый в землю, к которому привязывали верблюдов), из-за многочисленности совершаемых им намазов”.(Тарих Багдад 15:484) Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует: “Иснад - сахих. Передатчики заслуживают доверия”.
Абу ‘Асим аль-Даххак ибн Махлад – это передатчик хадисов шести самых авторитетных сборников хадисов, и один из величайших и самых старых учителей имама аль-Бухари. Некоторые из зулазиятов Бухари (цепочки, состоящие из трех передатчиков), которые являются самыми короткими цепочками аль-Бухари, проходят через него. (Тахзиб аль-Тахзиб 4:450-3)
9. Передается от имама Абу Юсуфа:
“Разговаривая с Абу Ханифой, я слышал, как один человек, говорил другому человеку: ‘Это тот самый Абу Ханифа, который не спит ночью’. Абу Ханифа сказал: ‘Клянусь Аллахом, то, что говорится про меня, не то, что я на самом деле делаю’. Он проводил ночи в намазе, мольбе и поклонении”.(Тарих Багдад 485-6). Д-р Башшар Аввад Маъруф комментирует: «Иснад - приемлем (салих)».
10. Передается от Мис’ара ибн Кидама (умер в 155г.):
“Однажды ночью я вошел в мечеть и увидел молящегося человека, и мне понравилось его рецитация Корана. Он прочитал седьмую (часть Корана), и мне казалось, что теперь он должен совершить поклон. Но он прочитал треть, затем половину Корана, и продолжил чтение, пока не завершил весь Коран в одном ракъате. Я посмотрел на него, и узнал в нем Абу Ханифу”.(Тарих Багдад 487-8). Д-р Башшар Аввад Маъруф определил цепочку, как хасан, причем все передатчики являются заслуживающими доверия (зикат), кроме Хафса ибн Абд ар-Рахмана, который является надежным (садук).
Мис’ар ибн Кидам был современником Абу Ханифы. Он – передатчик, присутствующий в шести самых известных сборниках хадисов, и был известен своим поклонением и праведностью
“Абу Ханифа выстаивал ночь в намазе, его ночные бдения и его набожность были общеизвестны (таватарат).”
(Манакиб аль-Имам Абу Ханифа, аз-Захаби, Ладжнату Ихья’ аль-Ма’ариф аль-Ну’мания, стр. 20-1)
Многие праведники поколения Атба’ ат-Таби’ин дружили с имамом Абу Ханифой, такие как Давуд ат-Та’и, Фудайл ибн ‘Ийад и Шакик аль-Балхи, чьи достоинства безграничны, и описаны в биографической литературе. Это также служит веским доказательством высочайшего духовного положения, достигнутого имамом Абу Ханифой.