Пусть тепло семейного очага распространится на весь мир...
Семья... Советское понятие «семья» в наши дни обозначается двумя словами на казахском языке «отбасы» и «жанұя». Оба понятия по-своему правильные. С языковой точки зрения понятие отбасы кажется правильным для вопросов очага, то есть вопросам быта и материальных проблем дома. А слово жанұя более близкое к сердцу. Ведь когда человеку плохо, он пребывает в затруднительном положении и ему некуда себя деть? Понятие жанұя кажется тем самым спасательным островом, где успокаивается душа человека.
Известно, что история семьи берет истоки от Адама и Евы. В самом начале Адам жил в раю. Рай – место приятное для души, где недосягаемые грезы появляются перед человеком не успев озвучить желанное. Адаму было неспокойно в этой обители и Всемогущий Господь зная что ему необходимо создал Еву из его ребра.
Как говорил Абай «Одумайся, даже если ты не произнес, Аллаху ведомо что у тебя на душе». Аллаху Таъаля сотворил пару Адаму, который прибывал в раю, но все же нуждался в спутнике жизни. В этой истории кроется большое значение. Она объясняет, что даже прибывание в раю не может дать успокоение человеку, если рядом нет спутника жизни.
А есть ли то самое душевное спокойствие в каждой семье?! Попробуем найти ответ на этот вопрос на страницах священной книги, которая пережила множество столетий прежде чем дойти до нас. Сура Рум, 21-аят: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». Слово успокоение в этом аяте на арабском звучит как «сакин», то есть душевное спокойствие. Если взять в основу душевное спокойствие и поискать к нему опору из этого аята, мы обнаружим что это любовь и милосердие.
Да, молодые люди женятся со словами «люблю», «не могу жить без этого человека», но как только начинается совместная жизнь они говорят «я ни на секунду не могу жить с тобой». И здесь аят рассказывает, что одной любви недостаточно. Если не будет милосердия, мягкости и снисходительности, то сохранение семьи не представляется возможным.
В давние времена две семьи жили по соседству. Одна семья постоянно ругалась, а в другой всегда царила мирная атмосфера. В один из таких дней супруги, которые постоянно ругаются посоветовались и решили пойти к соседям и взять у них пример. Соседка радужно встретила и посадила их на почетное место в доме. Через некоторое время хозяин зашел в дом, а при входе подолом чапана он задел вазу с молоком, которая стояла возле двери, ваза была разбита, а молоко пролилось. Тогда жена выбежала и стала просить прощения у мужа: «Простите меня, как я могла поставить на вашем пути молоко, когда вы днем и ночью не покладая рук работаете чтобы прокормить нас». Тогда муж сказал ей: «Жена, это ты меня прости. У тебя столько хлопот по дому. У тебя дел непочатый край, накормить детей, постирать белье, готовить еду для меня, уборка дома, а теперь и я, разбил твою посуду, разлил молоко и нашел лишние хлопоты».
Соседи, которые любили всегда поспорить наблюдали за происходящим и сразу поняли суть проблемы. Они представили как на их месте они устроили бы скандал обвиняя во всем друг друга, и пришли к выводу что отныне будут снисходительнее относиться к друг другу, каждый будет признавать свою ошибку вне зависимости от ситуации.
В действительности, кажется нелепым когда расходятся пути молодоженов, которые казались такими гармоничными.
В прежние времена муж и жена жили в согласии и бок о бок справлялись со всеми трудностями на жизненном пути.
Так давайте беречь огонь в своих очагах, ведь это место где наши души обретают мир и спокойствие!