О посте по мекканскому времени
Некоторые казахстанские мусульмане, в священный месяц Рамадан, взяли за основу мнение о дозволенности поста по мекканскому времени. Это мнение одного из российских имамов, опирающегося, в свою очередь, на мнение бывшего муфтия Египта Али Джумы. Разъясним данный вопрос.
Во-первых, о временных границах поста ясно говорится в Коране:
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи». (2:187)
Всегда и во всем, в первую очередь, за основу берется коранический аят, если только он не отменен другим аятом.
Во-вторых, по этому вопросу нет никаких разногласий. На том, что поститься следует от начала рассвета и до захода солнца, сошлись все ученые ахлю сунна уаль джамаа, и это является иджмой.
В-третьих, исходя из вышеперечисленного, подавляющее большинство (джумхур) алимов считают, что в той местности, где есть различение между ночью и днем, мусульмане обязаны поститься в соответствии с кораническим аятом, и только если в местности день не отличается от ночи (например, полярные ночи), допускается поститься по времени ближайшей местности, где такое различение есть, или по времени Мекки.
В-четвертых, о времени поста, о дате празднования Ид-аль-Фитр (Ораза айт), и других вопросах, связанных с Рамаданом, за исключением общеустановленных, необходимо, в первую очередь, ориентироваться на муфтият своего региона. Расписание времени поста в Казахстане определяет Духовное управление мусульман Кахахстана (ДУМК), и оно не выносило решение о том, что в Казахстане можно поститься по мекканскому времени.
В достоверном хадисе, от Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все». Привели ат-Тирмизи, Ибн Маджах.
Несмотря на то, что речь идет о начале месяца поста и его конце, в общем, этот хадис указывает на то, что мусульманам одной страны необходимо держаться вместе. Поэтому будет неправильно, если часть мусульман будет поститься по мекканскому времени, а часть по казахстанскому.
Тоже самое касается и братьев, которые живя в Казахстане, полностью ориентируются на Королевство Саудовская Аравия, и начинают месяц поста только тогда, когда начинают поститься в этом Королевстве, заканчивают, когда заканчивают в Королевстве, и празднуют Ид-аль-Фитр, когда его празднуют в Королевстве, даже если в Казахстане эти даты установлены на день раньше или позже.
Передается, что Аиша, пусть Аллах будет ею доволен, сказала:
«День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!» (аль-Байхакъи).
В-пятых, с мнением российского имама о дозволенности поста по мекканскому времени, если пост слишком долог, не согласны другие его коллеги. Об этом, в частности, писал бывший муфтий Татарстана Илдус Файзов:
«… Эти люди опираясь на свою логику, пытаются доказать (свое мнение) тем, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижники не постились больше 15 часов. Во-первых, время поста определенно Кораном, и многие столетия на наших землях были те, кто постился в течение того же времени (что и мы сейчас), но ни один из ученых прошлых времен не высказал подобного мнения. Во-вторых, не факт, что сподвижники (радыяллаху анхум) не постились дольше, ибо они разошлись с призывом к Исламу по многим странам. В-третьих, следуя их логике, что сахабы (радыяллаху анхум) не постились больше, мы можем добавить, что, следовательно, они и не постились меньше, так почему же сторонники этого мнения не вспомнят об этом, когда пост у нас выпадает на зимнее время, и нам приходится поститься всего лишь 8 часов?»
Добавим также, что в прежние времена никто из мусульман не постился по мекканскому времени, а держали пост как положено, от рассвета и до заката, независимо от продолжительности и тяжести поста. И только в наше время стало возможным, благодаря интернету, узнать о времени поста в Мекке, и облегчить себе таким образом пост.
Однако, как мы уже показали выше, такое мнение не принимается большинством ученых, и на протяжении всей истории Ислама мусульмане постились так, как предписано это в Коране.