Молитва тахаджуд по мазхабу имама Абу-Ханифы
Число ракаатов в тахаджуд-молитве.
В книге «Хави Кудси» сказано:
«Наименьшее количество ракаатов – два, а наибольшее – 8 ракаатов».
В книгах «Джавхара» и «Маракил Фалах»:
«Наималое – 8 ракаатов. Можно выбрать по желанию».
Время молитвы тахаджуд
Лучшим временем для совершения тахаджуд-намаза является вторая половина ночи (до утренней зари). В течение последней трети ночи Всемогущий Аллах принимает дуа и возвещает:
«Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»
Но если кто-то не в состоянии проснуться в эту часть ночи, он может совершить ночной намаз (тахаджуд) в любое время после иша-намаза (ночного намаза). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Всё, что совершается после иша, считается ночным (будет считаться тахаджудом)» («ат-Таргиб», том 1, стр. 430; «Шами», том 2, стр. 24).
Тот, кто не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить витр перед сном. При этом, если он проснулся ночью, он может совершить тахаджуд, но витр повторять не надо («Шами», том 1, стр. 369).
Наступление Рамадана предоставляет идеальную возможность для того, чтобы эта выдающаяся сунна нашего любимого Наставника (ﷺ) прочно вошла в нашу жизнь.
Достоинство тахаджуд-намаза
В Коране сказано:
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» (сура «Ас-Саджа», аяты 16–17).
Выполнение нафль-намаза (тахаджуд) поздней ночью было постоянной практикой Посланника Аллаха (ﷺ). Госпожа Айша (р.а.) говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине Посланник Аллаха (ﷺ) никогда не оставлял тахаджуд-намаз. Даже в случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя».
Айша (р.а.) говорит:
«Никогда не прекращайте совершать молитву по ночам. Пророк (ﷺ) никогда не прекращал совершать её. Когда он был болен или слаб, он совершал молитву сидя» (Аль-Бухари и Муслим).
Посланник Аллаха (ﷺ) побуждал умму совершать тахаджуд. Факихи установили, что тахаджуд – самый значимый из всех нафль-намазов («Тахтави», стр. 393). Пророк (ﷺ) сказал:
«Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха».
А также в другом хадисе:
«Да смилуется Аллах над мужчиной, который проснулся ночью и совершил намаз и разбудил свою жену, а если она отказала, то побрызгал на неё водой. Да смилуется Аллах над женщиной, которая проснулась ночью и совершила намаз и разбудила своего мужа, и он совершил намаз, а если он отказывался, то она побрызгала на него водой». (Привёл Ахмад в своём Муснаде, 2 том, 250 стр., и Абу Давуд в Сунане, 2 том, 73 стр.)
Передаёт Умар бин Хаттаб (р.а.), что Пророк (ﷺ) сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате.
Пять благ в мирской жизни:
1. Аллах сохранит от бед.
2. Выявится след подчинения Творцу на лице мусульманина.
3. Его будут любить сердца праведных и все люди.
4. С его языка будет исходить мудрость.
5. Аллах сделает его мудрым, то есть одарит его пониманием.
Четыре блага, которые будут дарованы в ахирате:
1. Мусульманин будет воскрешён с лицом, озарённым светом.
2. Облегчится ему отчёт в День Суда.
3. Он пройдёт через мост Сират, как блеск молнии.
4. Книга деяний будет дана в правую руку в Судный день.
Изречения Посланника Аллаха (ﷺ)
«Лучший намаз из дополнительных намазов – это намаз, выполняемый глубокой ночью – намаз-тахаджуд» (передал Ахмад).
«Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаху, защитит от зла и очистит от болезней».
«Дуа принимаются (лучше) в середине ночи».
«Здоровайся (т. е. говори «ас-саляму алейкум») с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят, – и ты войдёшь в Рай с миром».
«В каждой ночи есть такой момент, когда всё то, о чём попросит человек в дуа, Аллах выполнит» (передал Муслим).
«Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху» (передал Тирмизи).
«Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы» (передал ибн Маджа).
«Намаз-тахаджуд равен четырём ракаатам, выполненным в Лейлят уль-Кадр» (передал Табарани).
Если встаёшь ночью, зная, что есть кто-то ещё, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбуди его. Намерение (ният) лучше сделать перед сном, и потом, даже если проспишь (неумышленно), то всё равно получишь вознаграждение, иншааллах.
Господин Абу Умама (р.а.) передал следующие слова Посланника Аллаха (ﷺ): «Помните о ночном намазе (тахаджуд), ведь поистине:
он практиковался праведниками, жившими до вас,
это способ достижения близости к вашему Господу,
он является искуплением грехов,
он служит защитой от непослушания».
В других хадисах Посланник Аллаха (ﷺ) так описал тахаджуд:
1. лучший из всех намазов после обязательных,
2. честь для истинно верующего,
3. причина чрезвычайного довольства Аллаха,
4. способ для лёгкого попадания в рай,
5. защита от болезней.
(«Ат-Таргиб», том 1, стр. 423–435)
Алимы говорили, что одним из многих достоинств тахаджуд-намаза является то, что он озаряет нуром (божественным светом) лицо того, кто совершает его, и защищает его от ужасов Судного дня. Мать Пророка Сулеймана (а.с.) советовала своему сыну:
«О сын мой! Не трать много времени на ночной сон, ведь он является причиной бедности человека в Судный день».
Пророк Мухаммад (ﷺ) изрёк:
«Наилучшей молитвой после пяти обязательных является молитва ночи».
В другом случае Пророк (ﷺ) уточнил: «Все те, что после ночной молитвы (иша), относятся к молитве ночи».
Коллективное совершение молитвы тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни Пророк (ﷺ), ни его сподвижники не совершали эту молитву в джамаате (коллективно).
Передали от Хузайфы (р.а.), что Посланник Аллаха (ﷺ) читал суры «аль-Бакара» и «Алю Имран» в ночных молитвах, и когда доходил до аятов, в которых упоминается о Рае, останавливался и просил Аллаха, а когда доходил до аятов, в которых упоминается об Аде, останавливался и просил зашиты у Аллаха, и когда доходил до аятов, в которых упоминается о примерах, останавливался и размышлял.
Если спросят: «В молитве лучше долгое стояние или многочисленное совершение земных поклонов?» – достоверное слово то, что передано от Посланника Аллаха (ﷺ). Его спросили о самой лучшей молитве (намаз), и он ответил, что это та молитва, стояние в которой будет долгим. Посланник Аллаха (ﷺ) также сказал: «Твоё воздаяние будет по мере твоей усталости».
Некоторые условия, облегчающие вставание ночью
1. Умеренность в еде. Сытная еда делает желудок тяжёлым, а тело – ленивым, склоняя человека ко сну и затрудняя подъём.
2. Тяжесть грехов. Грехи делают сердце человека чёрствым и закрывают врата милости Аллаха. Как-то у Хасана аль-Басри спросили: «О Абу Сайд, я и не болен, и хочу подняться ночью для поклонения, и подготавливаю всё для этого, но, не знаю почему, я не могу вставать ночью». На что Хасан аль-Басри сказал: «Тебя сковывают грехи, которые ты совершил днём».
3. Отказ от запретной (харам) пищи. Один из праведников как-то сказал: «Нередко бывает так, что мы один раз употребляем в пищу запретное и целый год лишаем себя просыпания ночью для поклонения».
4. Знание ценности ночного поклонения. Ибо воздаяние за него велико. Это поможет человеку вставать ночью в стремлении заработать как можно большее воздаяние перед Аллахом.
5. Любовь к своему Создателю. Когда в сердце раба божьего укрепляется искренняя любовь к Всевышнему Аллаху, его охватывает желание уединиться с Создателем всего сущего в то время, когда все спят и мирские дела не отвлекают его в полной тишине ночи. Рассказывают, что имам Абу Ханифа в течение сорока лет с омовением, сделанным для ночного фарз-намаза, совершал утренний намаз.
6. Чтение суры «Каф». Учёный-богослов Афзалудин сказал: «Она облегчает сон».
7. Читать азкары перед сном. Испытано, что азкары – это самое лучшее из того, что помогает вставать ночью.
8. Ложиться спать в омовении и делать намерение на вставание для тахаджуда.
9. Отказ от алчности к мирскому имуществу. Алчный человек утомляет сердце и тело, а когда наступает ночь – он спит подобно мёртвому.
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи:
праздничные – за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам);
последние десять ночей месяца Рамадан;
десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа);
ночь середины месяца Шабан (Ляйлят уль-Бараа), ночь на день Ашура (десятое число Мухаррама).
Есть хадисы, подчёркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.
Шейх Тахтави, «Хашияту Тахтави»; Хасан сын Аммара, «Маракил Фалах»; Абу Бакр сын Масуда, «Бадаиу Санаи»; Усман сын Хасана, «Дуррату Насихин»; Абдулвахаб сын Ахмада сын Али Шарани, «Лавакихул анвару кудсия».
АсСалямуалейкум, "...что он озаряет нуром (божественным светом) лицо того, кто совершает его...". Так говорить - неправильно. Как это Божественным светом озаряется? Свет Аллаһа на человеке появляется что ли? Это неправильно. Уберите это ради Аллаһа и исправьте текст. Столько людей наверное уже прочитали, СубханаЛлаһ.
И ещё тут: "Мать Пророка Сулеймана (а.с.) советовала своему сыну:
«О сын мой! Не трать много времени на ночной сон, ведь он является причиной бедности человека в Судный день».". Можно узнать, кто привел хадис?
Уалейкум ассалам
В данном случае могут быть разные интерпритации. По воле Аллаха, лик человека может засиять светом веры и искренности. Вы можете задать свои вопросы устазу. Справа внизу есть синяя кнопка "Напишите нам", которая открывает чат.
Ассалам алейкум, спасибо вашему сайту, прочитал очень много полезных вещей, желаю вашему коллективу всего наилучшего.Пишу из Кыргызстана.
Аминь. Спасибо за вашу оценку.