1. Семья Бармакид (600-900-е гг.).
Бармакиды являлись семьей буддистских администраторов из города Балх, который ныне находится в Афганистане. После завоевания этой территории династией Омейядов в 600-х годах все семейство обратилось в ислам. К началу Аббасидской революции в 750-м году Бармакиды уже стали довольно талантливыми управленцами, поскольку несли в себе многовековой опыт управления правительственной бюрократией аж со времен Персидской империи. Их умения принесли большую пользу арабским Аббасидам, для которых бюрократия была как раз неизведанной наукой.
Как визири (советники) правящей династии они имели большое влияние на формирование империи в конце 8-го века, в частности, значительным было влияние Яхья ибн Халида аль-Бармаки, назначенного воспитателем и наставником юного Харуна ар-Рашида. Впоследствии Харун ар-Рашид станет халифом, во время правления которого Аббасиды переживут свой золотой век. Под опекой семейства Бармакидов ему удастся восстановить мир с соседями, добиться экспоненциального экономического роста, установить стабильный патронаж над учеными и построить такую систему инфраструктуры, что составила достойную конкуренцию системе древнего Рима. Таким образом, семья Бармакидов оказала значительное влияние на политическую форму всего мусульманского мира в целом, которая будет сохраняться после них еще в течение многих столетий.
2. Берке-хан (неизвестно-1266 гг.).
Будучи внуком великого завоевателя Чингиз хана, Берке-хан являлся важной фигурой в монгольском мире в середине 1200-х, и, как и другие монголы, изначально практиковал языческий шаманизм. Поскольку он был лидером Золотой Орды – монгольской армии, его отправили в сторону Северных Кавказских гор и Восточной Европы, чтобы подчинить Кыпчакских тюрков. В конце этого похода он сумел довести свою армию вплоть до Венгрии.
Обратный путь лежал через территорию Центральной Азии, и одна из остановок на этом пути стала для монгольского воеводы судьбоносной. В городе Бухаре Берке-хан заводит разговор с местными мусульманами об их религии, и эти беседы впечатлят его настолько, что он тут же засвидетельствует об истинности мусульманской религии, став, таким образом, первым монгольским лидером, принявшим ислам. Подавляющее большинство воинов его армии сменит веру вслед за своим лидером, что приведет к напряженности в отношениях с другими монгольскими войсками, которые отправятся крушить мусульманские земли, включая и древнюю столицу Аббасидов, – Багдад.
Узнав о захвате Багдада в 1258-ом году, совершенном его двоюродным братом Хулагу, Берке пообещал отомстить ему, заявив:
«Он [Хулагу] уничтожил города мусульман и стал причастен к смерти Халифа. С помощью Аллаха я призову его к ответу за всю пролитую им невинную кровь».
Вступив в союз с Султанатом мамлюков, Берке-хану удалось сокрушить армию Хулагу-хана в битве при Айн-Джалуте, тем самым предотвратив дальнейшее их вторжение (и, соответственно, уничтожение) в оставшиеся части мусульманских земель Египта, Сирии и Хиджаза.
3. Заганос Паша (неизвестно-1461 гг.).
Заганос Паша был греческого или албанского происхождения. Еще ребенком он был призван в элитный Янычарский корпус Османской империи. Как и все другие янычары, он обучался основам ислама, гражданской администрации и военным наукам и вскоре был назначен советником и наставником молодого шехзаде Мехмеда II, который позже станет седьмым султаном Османской династии.
Придя к власти, султан Мехмед назначил Заганос Пашу своим вторым визирем. Заганос Паша консультировал султана во всех государственных делах, в особенности в вопросах осады и завоевания Константинополя в 1453-ем году. Во время похода он получил командование над частью армии к северу от города, и его войска были одними из первых, успешно захвативших свою часть легендарной стены Константинополя. Его наследие сохранилось сегодня в совершенных им многочисленных пожертвованиях, которые ушли на строительство мечетей, столовых и банных комплексов в его родном городе Балыкесир и в городе Эдирне.
4. Ибрагим Мутеферрика (1674-1745 гг.).
Общим обвинением, брошенным в адрес Османской империи, было обвинение в интеллектуальной стагнации и устойчивости к любой форме инноваций. Это обвинение может сокрушить пример одного только обращенного в ислам венгерца, – Ибрагима Мутеферрика. В первую очередь он являлся Османским дипломатом, которому удалось установить для Османской империи тесные отношения с Францией и Швецией. Во время своей дипломатической службы в Европе он был впечатлен европейской идеей Ренессанса и повсеместным использованием в их странах печатного станка и решил сделать то же самое в родной Османской империи.
Вернувшись в Стамбул, Ибрагим Мутеферрика основал типографию, в которой выпускал копии атласов, словарей и некоторых религиозных книг. Среди изданных им работ был также атлас мира, составленный знаменитым географом Катибом Челеби, иллюстрировавшим весь известный мир в невероятной для того времени точности и детализации. Помимо блестящей дипломатической деятельности и вклада в общественное просветительство в виде издательства книг и учебных пособий, Мутеферрика также написал множество собственных книг по разным предметам, в том числе и по истории, исламской теологии, социологии и астрономии.
5. Александр Рассел Уэбб (1846-1916 гг.).
К концу 19-го века журнализм в Америке понемногу утрачивает эффективность в своем воздействии на публику. Одним из людей, способствовавших стимуляции новой журналистской волны, был Александр Рассел Уэбб. В определенный период своей деятельности этот начитанный талантливый журналист, являвшийся, к тому же, убежденным христианином, обнаруживает в себе нарастающий интерес к другим религиям, что приводит его к экстенсивному чтению книг на соответствующие темы. Наряду с другими религиями он узнает и об исламе, и именно эта религия занимает его больше всех остальных. Позже Государственный департамент США назначил Александра Рассела Уэбба служить в американском посольстве на Филлипинах, и он воспользовался этой возможностью, чтобы начать переписку об исламе с мусульманами Индии.
Хотя изначально журналист был обращен в ислам через еретическую группу (если говорить прямо, – неисламскую), движение «Ахмадия», он, в конце концов, все же пришел к аутентичной суннитской форме ислама. Александр Рассел Уэбб вышел в свое большое путешествие, и долгое время ездил по мусульманским странам, встречаясь с учеными, пока в 1893-ем году не подал в отставку со своего поста в Государственном департаменте и не вернулся в Америку. По возвращении в Соединенные Штаты он опубликовал множество книг об исламе и открыл мусульманскую газету для того, чтобы познакомить американскую общественность со своей религией. В первые десятилетия 20-го века он оставался видным представителем ислама в США, и даже был назначен почетным консулом Османского султана Абдулхамида II. Александр Рассел Уэбб скончался в 1916-ом году и был похоронен в Нью Джерси.
6. Малкольм Икс (1925-1965 гг.).
В отличие от других новообращенных этого списка, Малкольм Икс вряд ли нуждается в большом представлении. Многим известно, что начале своей сознательной жизни он отчаянно пытался найти свое место в этом мире. После преждевременного оставления школы он постоянно попадал в разные неприятности, в результате которых в 1946-ом году попал в тюрьму. За 8 лет заключения он подвергся влиянию «Нации ислама» – псевдо-исламской группы, основанной в начале 1900-х годов на основе превосходства черной расы над белой. После освобождения в 1952-ом году он встретился с якобы «пророком» этого движения – Элайджей Мухаммадом, и стал министром его группы.
Благодаря своему красноречию и блестящему интеллекту, Малкольм Икс быстро поднялся по служебным ступеням Нации ислама, став в середине 1950-х годов лидером группы. Поскольку то была эпоха Американского движения за гражданские права, Малкольм Икс стал одним из ведущих голосов в Америке, выступавших за права афроамериканцев. В противоположность другому ведущему лидеру, – Мартину Лютеру Кингу, Малкольм Икс был убежден в том, что афроамериканцы должны защищать себя и свои права, в случае необходимости даже путем насилия, оказывая сопротивление государственному гнету.
К концу 1950-х годов Малкольм Икс стал замечать бреши в верованиях и идеях движения Нация ислама. Он решает оставить группу и отправляется в путешествие с целью найти истинный ислам. В 1964-ом году он совершает Хадж, и оттуда продолжает свой тур по мусульманским и африканским странам. За время своего большого путешествия Малкольм Икс принял настоящий традиционный ислам и вернулся в Америку с новой идеей распространения истинной веры в своем афроамериканском сообществе. Также он взял себе новое имя Аль-Хадж Малик аль-Шабаз, но большинство людей продолжало звать его по-прежнему.
Его публичные выступления об истинном исламе и с опровержением движения Нация ислама принесли ему много врагов из числа прежних союзников; особенно их число увеличилось, когда многие члены движения стали покидать его и обращаться в традиционный ислам. В результате этого конфликта Малкольм Икс был убит в 1965-ом году бандой из движения Нация ислама. Несмотря на то, что он был мусульманином относительно короткое время, Малкольм Икс продолжает иметь большое влияние и служить символом как для американских мусульман, так и для активистов Американского движения за гражданские права.