Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Сорок шестое прекрасное имя Аллаха - «Аль-Хаким» означает - «Мудрый». Аль-Хаким – это Тот, Чьи дела и решения всегда правильные, справедливые и мудрые. В Священном Коране сказано:
«Он — Аллах, Творец, Создатель Совершенный, Дарующий облик и форму. У Него самые Прекрасные имена. Славит Его все, что в небесах и на земле. Он — Великий, Мудрый!» (3:73)
Арабское слово "хаким" означает того "чей опыт превосходен, а работа - безупречна".
Это имя образуется от двух глаголов حَكَمَ и أَحْكَمَ. Первый из них употребляется в значениях «решать», «судить», «удерживать», «охватывать». Удила, которые вкладывают в рот лошади при взнуздывании, называются حَكَمَةٌ, потому что они удерживают животное от непослушания. Глагол أَحْكَمَ означает «укреплять», «делать хорошо», «владеть в совершенстве». Таким образом, Аль-Хаким - это Тот, в Ком опыт находит абсолютное выражение, а работа - безупречна и выполняется максимальной точностью и совершенством. В Священном Коране говорится:
«Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру (или предопределил ее)» (25:2).
«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» (67:3)
Всевышний также сказал:
«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он — Мудрый, Ведающий» (6:18).
Это значит, что Он обладает безупречной мудростью и совершенной властью. Аллах обладает всесторонними знаниями о сути событий и их исходе, последствиях. Он всё расставляет по местам, творит только то, что заслуживает быть, и отдаёт только подобающие приказы. Следует знать, что божественная мудрость проявляется в двух формах:
Мудрость в творении — Аллах установил во Вселенной прекрасный порядок и придал каждому существу надлежащий вид. И если даже лучшие умы всех времён и народов объединятся, чтобы придумать нечто подобное творению Милостивого или хотя бы нечто близкое к этому прекрасному порядку и изумительному совершенству, у них ничего не выйдет. Они не способны на такое, и самые мудрые и рассудительные из мужей довольствуются лишь тем, что постигают некоторые из Божьих законов. Они могут видеть лишь часть того изящества и совершенства, которое заложено в творении Аллаха. Поэтому Он бросил вызов рабам, приказав им внимательно наблюдать за Его творением, выискивая в нём изъяны и недостатки. Он же сообщил, что человек скорее устанет наблюдать за Божьими созданиями, чем найдёт в них то, к чему можно придраться.
Мудрость в законах и повелениях — Всевышний установил законы, ниспослал Писания и отправил посланников, чтобы рабы познали Его и поклонялись Ему. Приказы и запреты Аллаха исполнены высшей мудрости, ибо Господь приказывает только то, что приносит одну только пользу или приносит больше пользы, чем вреда. А Его запреты распространяются только на то, что приносит один только вред либо приносит больше вреда, чем пользы.
В широком смысле прекрасное имя Аллаха «Аль-Хаким» означает:
- Тот, у Кого все дела и решения правильные, справедливые и мудрые;
- Знающий суть, внутреннее содержание всех дел;
- Хорошо знающий мудрое решение, предопределенное Им Самим;
- Вершащий всё согласно великой мудрости;
- Знающий в точности устройство мироздания при его творении;
- Тот, Чьи действия безупречны и всегда точно соответствуют Его Знанию и Воле.