Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Тридцатое прекрасное имя Аллаха - «Аль-Лятыф» означает «Проницательный, Добрый». Аль-Лятыф – это Тот, Кто знает тонкости и нужды Своих созданий во всех подробностях и мягко, по-доброму обращающийся с ними.
Таким образом, наряду со значением «Обращающийся с добротой и милостью» в Коране преобладает значение «Знающий все подробности и тонкости, недоступные никому кроме Него». В Священном Коране говорится:
«Храните ли вы свои речи в секрете или же говорите о них вслух, Он ведает о том, что в груди. Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, ведь Он Проницательный (аль-Лятыф), Све́дущий (аль-Хабир)». (67:13-14).
Благочестивый Лукман, наставляя своего сына, говорил, что Аллах знает обо всём, и даже если деяние его будет с горчичное зёрнышко, которое сокрыто внутри горы, в земле или на небесах – Аллах знает о нём:
«О, сын мой! Если нечто весом с горчичное зёрнышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах учтёт его. Воистину, Аллах Проницательный, Све́дущий». (31:16).
В обращении Всевышнего Аллаха к благочестивым супругам Пророка Мухаммада (ﷺ), имя аль-Лятыф также указывает на Знание Аллаха:
«И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах – Проницательный, Ведающий». (33:34)
Вместе с этим, в суре «Юсуф» рассказывается о том, что Всевышний Аллах сделал сон Юсуфа (а.с.) явью и одарил благами, здесь слово «лятыф» связывают с проявленной Аллахом милостью: «Поистине, мой Господь добр к кому желает».
В 103-м аяте суры «аль-Анам» сказано: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (аль-Лятыф), Сведущий».
То есть, Всевышний Аллах видит всё и ведает обо всём не нуждаясь, подобно созданиям, в каких-либо органах или условиях.
Имам Газали (р.а.) говорил, что доброта, соединившись с проницательностью, делают милость полнее, а в высшей степени этими достоинствами обладает только Аллах. Учёный утверждал, что имя Всевышнего аль-Лятыф должно вдохновлять человека относиться к другим по-доброму. Призывая к религии Аллаха и счастью в будущей жизни, мусульманин сам должен быть деликатным и обходительным, ему не следует вступать в споры или проявлять чрезмерную строгость. А наилучший призыв – это подтверждение слов делами и личным примером.
Имя Всевышнего Аллаха аль-Лятыф в значении «Проницательный, Знающий все подробности» связано с сыфатами Аллаха «субути» и Его именами «аль-Хабир» (Сведущий) и «аль-Алим» (Всеведающий); в значении «Милостиво обходящийся со своими рабами» — с сыфатами «фигли» и именами «аль-Барр» («Благостный»), «ар-Рахман» («Милостивый»), «ар-Рауф» («Кроткий», «Мягкий»), «аль-Карим» («Щедрый»); в значении «Непостижимый для взоров» — с сыфатами «танзихи» и именем «аль-Батын» («Тайный»).