Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
Восемнадцатое прекрасное имя Аллаха - «Аль-Фаттах» означает «Открывающий». Аль-Фаттах – это Тот, Кто Судит справедливо, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ, и Кто раскрывает сердца верующих для Его познания и любви к Нему. В Священном Коране говорится:
«Наш Господь соберёт всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он — Раскрывающий (Аль-Фаттах), Знающий.» (34:26)
Слово фатих (فاتح) означает «судья», а слово фатта̄х̣ (فتّاح) имеет схожий, но усиленный смысл. Это — Добродетельный и Щедрый Судья, и это качество проявляется, с одной стороны, в законах религии и справедливого возмездия, а с другой — в законах предопределения. Установив законы религии, Аллах устами посланников узаконил всё, в чём нуждаются люди, — в том числе для того, чтобы следовать прямым путём. Верша законы возмездия, Аллах разрешает споры между Его пророками и их противниками, между Его возлюбленными и их врагами. Он спасает пророков и их последователей, оказывая им милость, и подвергает наказанию их врагов, унижая их. А в День воскресения Он вынесет приговор в отношении творений, воздав всем творениям за их деяния. Установив законы предопределения, Аллах предопределил всё доброе и злое, хорошее и дурное, что произойдёт с Его рабами, — всё, что они получат и чего лишатся. В Священном Коране сказано:
«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него...» [35:2].
Таким образом, Всевышний Господь — Знающий Судья, раскрывающий перед покорными рабами сокровищницы Его щедрости и великодушия, а перед Его врагами — то, что противно этому. И всё потому, что Он руководствуется либо милостью, либо справедливостью.
Слово «фатх» имеет и метафорическое значение — открыть Истину. Хидаят — это самый драгоценный дар, которым Аллах по Своей Милости наделяет мусульман. Всевышний даёт радость сердцу человека, когда тот в печали. Великий Творец открывает путь к науке и учению. Аллах — Всемогущ. Нет проблемы, которую Он не смог бы разрешить, и всё в этом мире происходит по Воле Всевышнего.
Имам Газали, раскрывая значение слова «фатх», приводит слова Всевышнего Аллаха:
«Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (48:1), которые имеют значение: «Мы открыли тебе явную победу [через Худайбийское соглашение]».
Всевышний наделил людей разумом и волей, дал в руководство Коран и Сунну. Если мусульмане следуют этим предписаниям, то могут удостоиться проявления Его сыфата Аль-Фаттах. Для того, чтобы Аллах открывал Свои Имена, верующие обязаны разумно и уместно использовать Его блага, а также знать, что истинный путь указал только Аллах.
Размышляя над Именем Аль-Фаттах и пытаясь постичь его смысл, мусульманин сможет обрести ключ к сокровищницам Аллаха, стать свидетелем Его щедрости. Воспринявшие сыфат Аллаха «Аль-Фаттах» открывают свои сердца навстречу людям, помогают нуждающимся, держат глаза открытыми, чтобы не попасть в ловушки шайтана. Наш долг — проявлять милосердие к тем, кто слабее нас, помогать братьям в беде, постараться помочь открыть сердца людей Исламу.
Мусульманам нельзя терять надежду на Милость Аллаха. Для Него нет ничего невозможного. В любом месте и в любое время Он в силах открыть перед Своим рабом врата милости, даже если тот попал в кажущееся безвыходным положение.
В широком смысле прекрасное имя «Аль-Фаттах» означает:
- Открывающий то, что скрыто от рабов в их религии и мирской жизни;
- Тот, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ;
- Открывающий врата добра и блага для удовлетворения потребностей;
- Раскрывающий сердца верующих для познания Его и любви к Нему;
- Облегчающий дела и разрешающий все проблемы;
- Судья, Который рассудит рабов [34:26];
- Судящий справедливо и Выносящий верные решения;
- Проявляющий милость совершением блага и облегчающий в трудные времена в делах этой жизни и жизни вечной.