Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Двенадцатое прекрасное имя Аллаха - «Аль-Бари» означает «Создатель». Аль-Бари – это Тот, Кто создаёт из небытия в соответствии с задуманным, и эта способность присуща только Всевышнему Аллаху. Никто, кроме Аллаха, не может осуществить свой замысел в точности так, как было задумано, и если Он задумал создать что-либо, то Он не нуждается в опытах и экспериментах. Он создаёт в точности то, что Он задумал и пожелал, и всё созданное Им имеет смысл и предназначение.
В Священном Коране говорится:
«Он — Аллах, Творец, Создатель Совершенный, Дарующий облик и форму. У Него самые прекрасные Имена. Славит Его всё, что в небесах и на земле. Он — Великий, Мудрый!» (59:24)
Предыдущее, двенадцатое прекрасное имя Аллаха «Аль-Халик» является близким по значению, однако, между ними есть разница. «Аль-Бари» создаёт из небытия, а «Аль-Халик» творит то, чего не существовало прежде, видоизменяя созданную материю. Он сотворил Адама из глины, и творит يَخْلُقُ его потомков из крошечной капли. Он сотворил ангелов из света, а джиннов — из огня.
Относительно смысловых оттенков этих имён есть и другие мнения. Ибн Касир в своём тафсире пишет, что глагол خَلَقَ указывает на то, что Аллах, прежде чем начинает творить, определяет для всего меру, а глагол بَرَأَ указывает на собственно акт творения в соответствии с тем, что Аллах предопределил и пожелал.
Арабские глаголы خَلَقَ и بَرَأَ очень близки по значению, но первый из них имеет более широкий смысл. Поэтому словом مَخْلُوقٌ махлюк можно назвать любое творение, а вот слово مَبْرُوءٌ мабру’ нельзя отнести ко всем творениям. Как пишет Ибн аль-Асир, когда говорят о сотворении небес и земли, обычно используют глагол خَلَقَ и почти не используют глагол بَرَأَ, который чаще всего используется, когда речь идёт о сотворении человека.
Прекрасное имя «Аль-Бари» несёт в себе ещё один смысл, восходящий к глаголу بَرِئَ — «быть непричастным к чему-то», «быть избавленным от чего-либо». Создавая творения, Всевышний придаёт им безупречный образ, соответствующий их нуждам и их предназначению, и если даже что-либо в них может показаться недостатком или пороком, в действительности оно есть для них благо.
Через познание этого имени верующий укрепляется в осознании того, что всё происходящее в мире неслучайно и не напрасно и что у каждой вещи и явления есть своё предназначение. Посредством этого мира во всём его многообразии Всевышний воспитывает нас, учит нас благодарить Его, смиряться перед Ним, доверять Ему. Ведь когда мы покоряемся Ему и принимаем Его волю, у нас появляется шанс на то, что Господь примет нас такими, какие мы есть, грешными и кающимися, то и дело оступающимися, но стремящимися ввысь, созданными из праха и для вечности.