Комплекс домохозяина
Когда увеличивается иман человека, он подобен дождю или снегу, очищающему от грязи и питающему почву. Внутренние и внешние конфликты человека разрешаются, а для проблем, казавшихся непреодолимыми, находятся решения. А вот слабая вера связана не только с плохими делами, но и с дурным нравом, включающим в себя комплексы, негативные эмоции, деструктивные (разрушительные) установки.
Одним из комплексов, которым страдают мужчины и заставляют страдать свои семьи – это комплекс «Геракла». Комплекс назван именем древнегреческого персонажа, известного своей силой и выносливостью. Геракл был в наказание отдан за три медные монеты Лидийской царице Омфале в рабство. Он отдал львиную шкуру и дубинку Омфале, а сам же одел женское платье. Находясь в рабстве, Геракл выполнял женскую работу, например, работал за прялкой вместе с остальными женщинами. Для него, отличавшегося мужеством, доблестью, силой, рабство у Омфалы было самым тяжелым и невыносимым. Иногда, видя страдания Геракла, царица отпускала его на волю с луком и стрелами, но большую часть времени он проводил в обществе женщин, в женском платье и выполняя дела, которые обычно выполняют женщины.
Комплекс «домохозяина»
Комплекс Геракла заключается в том, что мужчина испытывает страх перед выполнением «женской работы». По-другому этот страх именуют комплексом домохозяйки. Он выражается в том, что мужчина испытывает неадекватную неприязнь и категорический отказ брать на себя какие-либо домашние обязанности. Иные воспринимают это как унижение мужской чести и достоинства. Иные прикрывают домашнее безделье ленью, а другие – убеждением, что хозяйство – это сугубо женское дело. Оно так укрепилось в сознании людей, что на его защиту порой встают и сами женщины.
Но правильно ли это с точки зрения Ислама? Что сказал бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на это?
Пример Посланника Аллаха (с.а.с.)
Пророк Мухаммад (с.а.с.) был удивительным человеком, чьим прекрасным нравом и богатой душой не перестаешь восхищаться. Одной из его черт было стремление быть полезным. От Аль-Асвада передается следующее:
«Я спросил Аишу: «Чем занимался Пророк, находясь дома?» Аиша ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть».
Также в другом хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, говорится:
«Он сам зашивал свою одежду, чинил свою обувь и выполнял любую работу по дому».
Джон Гилкрист, автор книги «Мухаммад – пророк Ислама» пишет: «Простота его жизни также свидетельствует о его чистосердечии. На протяжении всех лет гонений и преследований в Мекке он жил очень скромно и не изменил этому образу даже в то время, когда мог наслаждаться растущим успехом в Медине и когда вся Аравия постепенно переходила под его влияние. Ко времени его смерти он по-прежнему охотно подметал пол у себя в спальне, делал обычную работу по дому и жил в соответствии с образом жизни своих товарищей. Он никогда не увековечивал свой облик и не устраивал в свою честь пышных процессий. Он никогда не переоценивал себя и не превозносился».
Таковыми были и его сподвижники. Например, Саид Ибн Амир Аль-Джумахи. Во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба Саид был назначен правителем Хомса. Однажды Умар, да будет доволен им Аллах, остановился в Хомсе и встретился с жителями этого города. Жители пожаловались Умару на своего главу города Саида, сказав, что Саид не выходит к ним, пока не наступит разгар дня. – Что ты скажешь на это? – спросил Умар. Саид ответил:
«Клянусь Аллахом, мне очень не хотелось бы говорить об этом, но если уж это необходимо, то дело в том, что у моих домочадцев нет слуги. Поэтому каждое утро я замешиваю тесто для семьи, а затем жду, пока оно не поднимется. После этого я пеку для всех лепешки, совершаю омовение и затем выхожу к людям».
Дилемма мусульманина: комплекс Геракла или добронравие Пророка (с.а.с.)
Несмотря на то, что женщину обычно считают «хранительницей очага» и автоматически приписывают ей роль домохозяйки в семье, было бы наивно думать, что ведение хозяйства – настолько захватывающе и привлекательно, что приносит женщине великое счастье. Женщина – такой же человек, как и мужчина. Она имеет право на отдых, на разнообразие деятельности.
Мужчины любят оправдывать свое домашнее безделье тем, что они «зарабатывают на хлеб». Но «зарабатывание на хлеб» имеет свои временные границы в качестве выходных, отпуска, накопления средств, которые позволяют какое-то время воздерживаться от «охоты». А домашнее хозяйство – это работа не менее объемная и к тому же без перерывов и (часто) морального удовлетворения. Нельзя «накопить» порядок на несколько дней вперед, взять выходной от пыли или посуды, или «отпроситься» у стирки и готовки. Усталость от ежедневных забот отражается на семейных отношениях, на том, как выглядит «хранительница очага», и вообще – на атмосфере в семье.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, наивеличайшие дела по вознаграждению, это расходование на свою семью».
Мужчина, как ответственное лицо, расходует не только денежные средства, но также и не скупится на помощь жене, сестре или матери по дому. И в этом нет ни стыда, ни унижения достоинства человека.
Не будем забывать, что нормы правильного и неправильного определяются мусульманами по поступкам Пророка (с.а.с.). И будь в домашней помощи мужчины хоть капли вреда или оскорбления чести, то Посланник Аллаха (с.а.с.) не помогал бы своим женам и не занимался бы хозяйством или, как сказали бы некоторые из жертв комплекса Геракла, «бабскими делами».