Упование на Аллаха
Уважаемые братья! Пусть Аллах воздаст вам благом за каждый проделанный шаг в мечеть! В этот священный день, пусть Аллах примет наши покаяния, поклонение и благие поступки.
В народе говорят, тоска как бездна моря, если впадешь в нее, утонешь, риск - лодка, если рискнешь - выплывешь. В казахском языке есть слово "Тауекел", она происходит от арабского слово "Тауаккуль". Так же в казахском языке есть слово "Окил", которая происходит от арабского слово "Уакиль", то есть представитель, который берет на себя ответственность. Слово "Тауекел", в переводе означает – риск, смелость.
Но каков смысл слова "Тауаккуль" в шариате, какое место оно занимает в религии? По воле Аллаха попытаемся сегодня ответить на эти вопросы. В шариате «Тауаккуль» обозначает, упование на Аллаха. Тауаккуль — это одна из наших обязанностей перед Аллахом. В Священном Коране Аллах говорит:
«Полагайся на Аллаха Живого, который никогда не умрёт, восхваляй Его, Всемогущего, Безупречного и прославляй с признательностью за Его блага, дарованные тебе, и не обращай внимания на неверных. Ведь Аллах ведает всё о них и воздаст им за их грехи». (25:58, Аль-Мунтахаб)
Если человек предоставит все свои дела, надежды, результаты человеку, то он обречен. Каждое живое существо на этой земле смертное, все вкусят смерть, в этом нет никакого сомнения. В этом аяте Всевышний указывает на Кого следует возлагать и уповать. Необходимо восхвалять и прославлять Создателя, ведь Ему ведомы помыслы каждого из нас, не говоря уже о грехах.
В другом аяте говорится:
«Полагайся только на Аллаха Великого, Всемогущего, который может Своим величием победить твоих врагов и Своей милостью помочь вам и любому искренне верующему человеку одержать победу». (26:217, Аль-Мунтахаб)
То есть уповайте на того, Кто "Аль-Азиз" то есть сильнее, мощнее всех, Тот, кого нельзя победить. Ни на кого-то другого, а на Всевышнего, Создателя, чья милость больше, чем милость матери к своему ребенку. Аллах милосерден к тем, кто поклоняется и не поклоняется, кто верит и не верит, богобоязненным, которые не грешат, и беззаконникам, преступникам. Все живут на земле, пользуются благами Создателя, дышат воздухом, по причине того, что милость Аллаха безгранична. Некоторые злоупотребляют милостью Господа и им следует покаяться.
Так же в Коране говорится:
«...На Аллаха Единого положитесь во всех своих делах, если вы искренне веруете!». (5:23, Аль-Мунтахаб)
Все мы рабы Аллаха, и к Нему наше возвращение, и уповать на Аллаха это наша обязанность. Поэтому в намазе мы говорим: "Тебе одному мы поклоняемся и лишь к Тебе о помощи взываем".
Как истинно уповать, как правильно надеяться на Аллаха? У истинного упования есть несколько условий. По словам ученых, тот, кто хочет истинно уповать на Аллаха, должен отдалиться от греховного. Это первое условие. Собирайте припасы для ахирата, а самый благой припас — это богобоязненность. Богобоязненность — это не сидеть в мечети с утра до ночи, или сутками совершать какое-либо поклонение. Богобоязненность — это совершать одобряемое и отдаляться от запретного, греховного. То есть жить халалным и не совершать харам. Это краткое определение богобоязненности. Но, конечно, это дело не легкое и не всем бывает по силам, поэтому некоторые, даже не слабые люди, не выдерживают и следуют своим страстям.
Второе условие мы можем почерпнуть из Корана:
«Скажи им (о пророк!): "Нас в земном мире не постигнет ни доброе, ни дурное, кроме того, что Аллах предначертал нам. Мы смиренны перед Его предопределением: нас не обольщает доброе, которое нас постигает, и не пугает дурное, которому мы подвергаемся. Аллах Единый - наш Покровитель, и только на Него одного уповают искренне верующие!». (9:51, Аль-Мунтахаб)
То есть каждый мусульманин, который желает уповать на Аллаха, должен верить, что его ничего не постигнет кроме того, что предначертано. В хадисе переданном от ибн Аббаса (р.а.) говорится: "Однажды я сидел возле Пророка (с.а.с.), и он сказал: "Знай, что если народ объединится, чтобы облагодетельствовать тебя, он облагодетельствует тебя только тем, что Аллах уже предписал тебе. Знай, что если народ объединится, чтобы навредить тебе чем-то, он навредит тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе".
Мы должны верить, что все по воле Аллаха, лишь тогда мы можем искренне уповать на Аллаха.
Третье условие. Наша религия обязывает нас уповать на Аллаха, но это не означает сидеть сложа руки. Если мы хотим получить пропитание, мы должны действовать, работать, а что касается результата, то мы здесь мы должны положиться на Аллаха и уповать на Него.
Если мы заболели, следует просить исцеления у Аллаха и лечиться, принимать лекарства. Если мы хотим получить образование, мы должны учить книги, а результат, пользу от знания, достаток, в этом мы уповаем на Аллаха.
Всем нам хорошо известен хадис в котором передается, что однажды Пророк (с.а.с.) заметил, что какой-то бедуин, приехав на общую молитву, не привязал своего верблюда, а оставил его на свободе. Он спросил бедуина: "Почему ты не привязал верблюда?". Тот ответил: "Я уповаю на Аллаха". Тогда Пророк (с.а.с.) сказал ему: "Привяжи своего верблюда и затем уповай на Аллаха". (ат-Тирмизи)
Мы должны делать все что в наших силах. Так как Аллах не возлагает на раба Своего, кроме возможного для него. Когда мы уповаем на Аллаха, мы должны быть в надежде на довольство Всевышнего.
«Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих». (3:159)
Для объяснения следующего четвертого условия обратимся к 4 аяту суры «Женщины»:
«Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым».
Мы созданы слабыми, мы нуждаемся в Аллахе. Только Аллах не нуждается ни в чем. Мы должны уповать на Аллаха осознавая свою слабость, ощущая нужду. В Коране приводится:
«… Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах – с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие …» (9:40)
Если мы будем уповать на Аллаха, в наших сердцах будет покой. Если ты уповаешь на Всевышнего и Всемогущего Аллаха, то волнение, став неуместным, рассеется, уступив место спокойствию. Если в душе у человека будет спокойствие, то не будет и болезней, связанных с нервной системой. Аят продолжается словами: «… и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый». (9:40)
Если будем истинно уповать на Аллаха, то Аллах пошлет нам воинов, которых мы не видим. Аллах любит уповающих, так пусть Всевышний сделает нас из числа истинно уповающих на Него.