1 урок. Введение - Акыда ан-Насафия
Семей
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:21
Семей
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Семей
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 07:01 11:31 14:03 15:49 17:21
свернуть
Календарь
Хиджра
21 Джумада-авваль 1446
Григорианский
23 ноября 2024

Циклы уроков

1 урок. Введение

1 урок. Введение

Дни выхода уроков: Остановлен
3 июн. 2020 7 836 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия 


Мы начинаем новый цикл уроков по акыде (вероубеждению) из книги «Акаид ан-Насафия» — акыда имама Насафи, подходящего для мусульман нашего региона и соответствующего тому толку, который был традиционным среди последователей ханафитской школы ислама.

 

Действительно, на протяжении 70 лет мусульмане находились в тяжелейших условиях и не могли нормально исповедовать религию, нашей религии был нанесен ощутимый удар. Практически мы потеряли свои традиции мусульманского образования, в которое входило и изучение источников по вероучению. Затем в период 90-х прошедшего столетия была предпринята попытка возрождения. Благодаря демократии мусульмане смогли войти в более тесный контакт со своими братьями из других стран.

 

Вакуум в области мусульманского образования поспешили заполнить «доброжелатели» из-за рубежа, нередко преследовавшие интерес расширения влияния именно своего толка ислама. Да, ими двигали искренние чувства помочь братьям по вере и заслужить награду у Господа, однако они не учли тот потенциал, которым обладал наш народ до этого, то духовное наследие, которое у нас было и сохранилось, в конце концов, не учли наши корни и наши условия. Также их заблуждение заключалось в том, что они считали, что именно их понимание ислама является правильным и правоверным, и что якобы наше понимание искажено или отдалилось от истины, что в свою очередь означало, что наши предки исповедовали не тот ислам и имели неправильное вероубеждение.

 

У нас были свои ученые богословы и медресе, был определенный список исламской литературы. Именно с этого и следовало начинать свою братскую помощь. Было бы верным переиздавать и переводить те источники по исламу, которые были известны нашим предкам и которые еще сто лет назад изучались в наших медресе. Все это не было учтено, и плоды этого мы пожинаем до сих пор. У нас уже появилась целая прослойка мусульман, которые получили исламское образование по новым книгам, изданным на основе нетрадиционного понимания ислама. Хорошо, если этим людям удается понять это и совершенствовать свои знания или расширить свой кругозор. Но есть и другие, которые упрямо продолжают сомневаться в том толке ислама, который избрали его предки и большинство мусульман. У них сложился стереотип о том, что «чистый» ислам – это тот ислам, который активно импортировался нам на протяжении последних лет, после обретения независимости Казахстана, с помощью преподавателей, проповедников, литературы и наших же студентов, которые учились у них. Не секрет, что среди нашей молодежи появился стереотип о том, что в исламском вероучении никаких толков не может быть. Однако такое понимание пришло к нам извне, и его действительно придерживаются некоторые исламские богословы. Разногласие возникло из-за «особого» понимания термина «исламская акыда», который некоторыми понимается узко, а другими – более широко. Главное не в этом, а в том, что наша молодежь, особенно попавшая под влияние д.р.т. «салафитов», истерически боится таких понятий, как «матуридизм» и «ашаризм», и противится объективному изучению этих школ суннитского калама. Д.р.т. «салафиты» пытаются внушить нашим мусульманам, что эти школы отклонились от верного пути, и их последователи являются людьми недопустимых нововведений в религии. Именно такая версия подается в литературе по вероучению, изданной на основе ваххабитских источников. Неужели наши мусульмане не знают, что в наших книгах, изданных до колонизации советами, всегда подтверждалось то, что Ахлю-Сунна валь Джама’а это последователи в вопросах вероучения толков имамов Абу Мансура ал-Матуриди и Абу-л-Хасана ал-Аш‘ари, а в вопросах права толков великих имамов Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи‘и и Ибн Ханбала, да помилует их всех Аллах. Это решение уммы (общины) пояснялось и в источниках, изданных во времена могучих исламских государств со времен аббасидов. Это признавали и так называемые исламские реформаторы, такие как египетский муфтий Мухаммад ‘Абдо. Это признается и современным исламским миром, авторитетами ислама, независимыми от влияния салафитских кругов. Это подтверждают и современные исламские ученые, как Рамадан ал-Буты, Йусуф ал-Кардави, Саид Фуда. Казахи с давних времен традиционно следовали матуридитскому толку в вероучении, нравится это кому-то или не нравится, потому что он входит в понятие ахл ас-сунна ва-л-джама‘а решением большинства уммы.

 

Матуридит – это не значит му‘тазилит или какой-то еретик. Матуридит – это обычный мусульманин-суннит ханафитского толка, который в некоторых частных вопросах веры придерживается мнения имама ал-Матуриди, последователя имама Абу Ханифы, да смилуется над ними Аллах. Почему же мы должны стесняться этого или отказываться от этого? Время глупых вопросов, таких как: «Вы следуете религии имама Абу Ханифы или религии Посланника Аллаха ?», для нашей молодежи уже пройденный этап. Поэтому, с дозволения Всевышнего, и эта болезнь пройдет.

 

Известная всем книга по акыде ханафитского имама Абу Джа‘фара ат-Тахави, которая признается всеми суннитами, тоже является идеальной книгой для изучения, при соответствующем комментарии.

 

Богословы Саудовской Аравии предлагают в качестве такого пособия облегченные варианты книги «Шарх ал-‘акида ат-тахавиййа» и внешне все выглядит прекрасно, ведь автор комментария также представитель ханафитского мазхаба, а именно Ибн Аби-л-‘Изз ал-Ханафи ал-Азра‘и. Имам Ибн Абу-л-‘Изз ал-Азра‘и действительно в свое время в Сирии являлся последователем ханафитского фикха, но в вероучении был сторонником строго салафитского направления, идей известного богослова Ибн Таймии, наследие которого оказало большое влияние на Ибн‘Абд ал-Ваххаба. Интересно, что один из современных известных салафитских ученых, Насир ал-Албани, сам об этом писал во введении одного из изданий комментария. А составитель одного из облегченных вариантов данного комментария, ‘Абд ар-Рахман ал-Хумаййис, даже пояснил во введении, что толкователь поправил изречения ат-Тахави в трех вопросах, т.е. привел их в соответствие с салафитским пониманием. «Ал-‘Акида ат-тахавиййа» имеет около десяти комментариев и возникает вопрос, почему именно упомянутый комментарий стал издаваться и распространяться?! Толкование Ибн Аби-л-‘Изза ал-Азра‘и не считается традиционным среди последователей ханафитского толка. Кроме того, что оно содержит выдержки из произведений Ибн Таймии, в нем немало слабых и вымышленных хадисов. В свое время средневековый ханафитский имам ‘Али ал-Кари указал на несоответствие этого толкования мазхабу Великого имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах. Конечно, облегченные варианты толкования сглаживают его недостатки, но дух несоответствия традиционному пониманию в них все же преобладает. Традиционные ханафиты, предпочитающие авторитет имама ат-Тахави, как и его современника имама ал-Матуриди, считают, что ошибались не имамы ханафитов, а последователи Ибн Таймии, жившие намного позднее. Поэтому вполне объяснимо желание современных ханафитов изучать наследие настоящих ханафитских авторов.

 

В наше время в Сирии издан комментарий дамасского богослова ал-Гунайми (ум. в 1298 г. по хиджре), который считается лучшим толкованием.

 

Но почему-то наши мусульмане забыли о книге другого ханафитского имама Абу Хафса ан-Насафи, который был более знаком нашим предкам. При этом нельзя сказать, что его книга сильно отличается от книги ат-Тахави.

 

Поэтому наш выбор пал на современный комментарий к труду ан-Насафи, автором которого оказался иракский богослов ‘Абд ал-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, известный, в первую очередь, как исламский проповедник, ныне профессор иорданского университета «Йармук». Его комментарий написан специально для студентов исламских факультетов и опирается на ряд авторитетных источников ислама. Эта книга была издана еще в 1988 году в Багдаде в издательстве «Дар мактабат ал-анбар».

 

В этом современном комментарии разъясняются подробно основные положения исламского вероучения в духе традиционного понимания. Он подходит не только для ханафитов, но и для последователей других суннитских мазхабов. Важно не забывать, что по главным вопросам акыды у суннитов нет разногласий.

 

А что касается таких наименований, как «матуридитская акыда», «ашаритская акыда» и так далее. Акыда, на самом деле, одна, акыда Ахлю-Сунна валь Джама’а, но есть несколько школ, которые преподают эту акыду. Поэтому нельзя сказать — ашаритский мазхаб и матуридитский мазхаб. Есть медресе — школа — ашари, и есть медресе — школа — матуриди. Это школы по изложению одного и того же вероучения. У них разные методы изложения одного и того же, а в некоторых вопросах они расходятся в выражениях.
 

Даже в рамках одного мазхаба были разные школы — к примеру, была багдадская школа ханафитского мазхаба, была бухарская школа ханафитского мазхаба, а в шафиитском мазхабе были хорасанская школа и багдадская школа. Это все пути, методы изложения мазхаба, но не какие-то отдельные независимые мазхабы. Поэтому нельзя сказать, что есть мазхаб ашари и матуриди, есть две школы преподавания одной акыды. Территориально имам Ашари жил, преподавал, на территории основного арабского халифата, в Багдаде, а имам Матуриди жил на территории современной Средней Азии. И в каких-то вопросах они по-разному изложили что-то. Но в целом это одна акыда, одно вероубеждение.

 

Пусть Аллах ведет нас по истинному пути и даст правильное понимание религии, поистине, Он – Всемилостивый, Всеведущий. Хвала Аллаху, Господу миров!

 

Наджм ад-Дин ан-Насафи и его «Символ веры»

 

Автором этой книги является известный ханафитский ученый Абу Хафс Наджм ад-дин ‘Умар ибн Мухаммад ан-Насафи (461-537/1068-1142). Родился он в городе Насаф (сегодняшний Карши в Узбекистане), который в средние века был одним из научных центров Средней Азии, как и соседние, более известные Бухара и Самарканд. Скончался же этот ученый в Самарканде. Он учился у шейхов Абу Мухаммада ан-Нухи ан-Насафи, Абу ал-Йусра ал-Баздави и Абу ‘Али ан-Насафи. Он был ученым в области фикха, тафсира, хадиса, литературы, языка и истории, передавал хадисы от 550 шейхов, был аскетом. Также известно, что он был одним из учителей имама Бурхан ад-дина ал-Маргинани (ум. в 1197 г.), автора авторитетного сочинения по ханафитскому фикху «ал-Хидайа», переписывался с имамом ас-Сам‘ани, автором знаменитого энциклопедического словаря «ал-Ансаб» («Родословные»), виделся в Мекке с имамом аз-Замахшари (1075-1144), автором известного тафсира «ал-Кашшаф».

 

Нет сомнения, что Абу Хафс ан-Насафи по фикху был приверженцем ханафитского мазхаба, а в вопросах веры следовал своим учителям матуридитам.

 

Имам ан-Насафи является автором около ста трактатов и книг по различным отраслям исламских наук. Ему принадлежит историческое произведение «ал-Канд фи тарих ‘улама Самарканд» и комментарий к Корану на персидском языке. Среди его сочинений есть книга «Китаб фи байан мазахиб ал-мутасаввифа» («Разъяснение суфийских толков»).

 

Особое место среди его трудов занимает «Насафитский символ веры» или «Акыда ан-Насафи» («‘Акаид ан-Насафи»/«ал-‘Акаид ан-Насафиййа»), несмотря на то, что это всего лишь небольшой четырехстраничный трактат о ханафитской доктрине воззрений. Именно этому небольшому труду ан-Насафи принадлежит решающая роль в распространении матуридитской школы калама, которой придерживаются большинство последователей ханафитского мазхаба.

 

Это небольшое сочинение относится к жанру ‘акыда (мн. ч. ‘акаид), особому роду мусульманской богословской литературы, появившейся в период активного сложения догматико-правовой системы ислама, т.е. начиная с VIII века. Сочинения этого жанра представляют собой сжатое, четкое изложение позиции школы или отдельного автора в основных вопросах догматики и права. Их текст носит прокламационный характер. Постулируемые положения предваряются формулами «необходимо уверовать в…», «мы убеждены, что…» и подобными им. Являясь своеобразным фондом догматов, идей, представлений, краткий «символ веры» – необходимый элемент традиционного мусульманского образования.

 

С 1843 года небольшой трактат ан-Насафи стал объектом исследований европейских исламоведов. Как замечал Катанов: «Эта мусульманская догматика – одна из наидостовернейших, но отличается краткостью» (Катанов Н.Ф. Восточная библиография. Казань: Иман, 2004 (переиздание 1898 года). – С.83).  Например, в миссионерском противомусульманском сборнике среди трудов студентов было издано сочинение Александра Леопольдова под названием «Опыт изложения мухаммеданства по учению ханифитов», в первой части которого о мухаммеданском веровании он часто ссылался на ‘Умара ан-Насафи (Омар ан-Нясяфи). Он писал, что ан-Насафи – «автор одного сочинения по части догматического Богословия, составляющего в казанских мухаммеданских школах весьма употребительнейшее учебное руководство», подразумевая период середины XIX века (Леопольдов А.Я. Опыт изложения мухаммеданства по учению ханифитов (сочинение студента Казанской Духовной Академии III учебного курса (1846-1850г.))//Миссионерский противомусульманский сборник. Труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при Казанской Духовной Академии. – Вып. II. – Изд. 2-е. – Казань, 1897. – С.14).  На самом деле, здесь имеется в виду комментатор акыды ан-Насафи, то есть ат-Тафтазани, и его комментарий «Шарх ал-‘акаид». Именно из него были сделаны выдержки в работе студента. Тем не менее внимание к его сочинению со стороны миссионеров примечательно.

 

В своем символе веры Абу Хафс ан-Насафи собрал воедино главные и основные положения суннитского вероучения в достаточно краткой форме, легкой для запоминания. Главным источником этой акыды была книга «Табсират ал-адилла» (также известного как «Бахр ал-калам»), написанная имамом Абу-л-Му‘ином ан-Насафи (ум. в 508/1114 г.), последователем имама Абу Мансура ал-Матуриди (ум. в 399/944 г.). Поэтому, выражаясь словами немецкого исламоведа Ульриха Рудольфа, Наджм ад-Дин ан-Насафи написал свое знаменитую книгу, передававшую доктрину ал-Матуриди в формулировках Абу-л-Му‘ина (Рудольф, У.: ал-Матуриди. – С.250). По мнению турецких исследователей, своей известности «Насафитский символ веры» в мусульманском мире достиг благодаря толкованию ат-Тафтазани (ум. в 797/1395 г.) «Шарх ал-‘акаид». Как писал Дж. Валиди, «самыми популярными сочинениями в мусульманских школах были «‘Акаид Несефи» с комментарием Тафтазани» (Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар до революции 1917 г. (фрагмент книги)//Библиотека журнала «Казань»-№6.-Казань, 1992, с.19; также см.: Сафиуллина Р.Р. Арабская книга в духовной культуре татарского народа.-Казань: Алма-Лит, 2003. – С.105).

 

Османские турки также изучали насафитский символ веры, некоторые шейхи читали и разъясняли его своим мюридам после намаза ал-‘аср.

 

Как уже было отмечено выше, самым известным и популярным среди мусульман комментарием к книге имама ан-Насафи было толкование ат-Тафтазани «Шарх ал-‘акаид».

 

В «Кашф аз-зунун» Хаджи Халифа упоминает названия и авторов около 50 толкований, написанных на сочинение ат-Тафтазани (Халифа, Хаджи (Катиб Чалаби): Кашф аз-зунун, Стамбул, 1971, 2/1146-1147). Автор знаменитого комментария был видным представителем позднего калама, преподавал в различных медресе Мавераннахра, работал при дворе Тимура в Самарканде. Свой комментарий он завершил в месяце шаабан 768 года хиджры (апрель 1367 года) в Хорезме. Практически не было какого-либо исламского региона, где бы ни изучалось данное произведение. В Османском государстве его преподавали в официальных, и особенно в частных, медресе, неоднократно переводили на османский язык. Оно настолько стало ассоциироваться с девизом и знаменем суннизма, превратившись в мерило истинного правоверия, что всякий, кто выступал против ее автора, объявлялся еретиком или неверным (предисловие к книге Taftazani: Kelam ilmi ve islam akaidi, haz. Suleyman Uludag, Istanbul: Dergah Yayinlari, 1999. – S.67-69).

 

Несомненно, с учетом таланта самого ученого и стараний его последователей, это случилось благодаря покровительству правителей мусульманских государств. Правящие династии суннитского толка (тимуриды, османиды) способствовали популярности «Шарх ал-‘акаид».  Многие ученые-богословы не обходились без него в своих работах и обучении.

 

Кроме того, что эта книга в рукописях имеется во многих европейских книгохранилищах, она широко распространена в своем печатном виде. Чаще всего она издавалась в Стамбуле, Каире и Индии. Много раз комментарий выходил и в Казани. Как сообщает Сафиуллина Р.Р., «”Шарх ‘акаид ан-Насафи” издавался татарами около 15 раз» (Арабская книга в духовной культуре татарского народа. - Казань, 2003. – С.103).

 

Что касается других комментариев средневековой эпохи, то это малоизвестные комментарии Шамс ад-Дина ал-Асфахани (ум. в 749 г. хиджры) и Джамал ад-дина ибн Сираджа ал-Кунави (ум. в 770 г. хиджры), сочинение последнего из которых называлось «ал-Калаид» и имело несколько толкований.

Также судья (кады) ‘Умар ат-Тарабулуси на основе текста символа веры сочинил урджузу (арабская поэма, каждый бейт которой имеет укороченный вид в стихотворном размере радж) в 1126 году по хиджре, затем он же через 19 лет написал к ней комментарий.

 

Турецкий исследователь Улудаг без ссылки на дату сообщает, что в Турции издавался насафитский символ веры под названием «Матн ал-‘акаид» с разъяснениями суфийского шейха ‘Араба Худжы в виде 30 страничного трактата (предисловие к книге Taftazani: Kelam ilmi ve islam akaidi, haz. Suleyman Uludag, Istanbul: Dergah Yayinlari, 1999. – S.61).

 

На рубеже 18-го и 19-го веков татарский ученый Абу Наср ал-Курсави (1776-1812) сделал два комментария к «‘Акаид ан-Насафи», старый и новый (Юзеев А.Н. Курсави и калам//Место калама в татарской теологии (история и современность). Сборник статей. – Казань: Иман, 2003. – С.18). Эти два комментария не были изданы, отрывки из них содержатся в рукописном сборнике автора «Маджму‘а» (ОРРК НБ КГУ – № 1347).

 

Что касается нашего времени, то известно, что в 1988 году в Багдаде был издан новый комментарий под названием «Шарх ан-насафиййа фи ал-‘акида ал-исламиййа» («Толкование акыды ан-Насафи в исламской доктрине воззрений»). Эта книга была завершена в 1977 году.

 

Для написания введения и биографии ученого была использована книга Исламское вероучение/Толкование акыда «Ан-Насафия», издательство ДУМ РТ Казань 2009 года.

 

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi