Покаяние - милость Всевышнего
Уважаемый джамаат! Дорогие и досточтимые братья мусульмане, пусть Аллах в этот благочестивый день, запишет вам благое деяние за каждый шаг, проделанный в Его священный дом. И пусть Аллах в этот день, когда принимаются мольбы, примет все ваши поклонения, ваши милостыни и ответит на ваши дуа.
В хадисе, переданном от Аннаса, наш Пророк (ﷺ) разъясняя нам сущность природы человека, говорит:
"كل ابن آدم خطاء و خير الخطائين التوابون"
«Каждый из сынов Адама ошибается (т. е. грешит)».
Каждый человек не идеален в своих поступках. Каждый из сынов Адама допускает ошибки. Каждый из сынов Адама способен согрешить. Такова наша сущность, т. к. в нашей сущности есть нафс. В нас заложено свойство пристрастия. Порой мы следуем этому нафсу и этим пристрастиям. Наряду с этим у нас есть такой недостаток как – незнание. По своему незнанию мы совершаем многочисленные ошибки. Поэтому, наш Пророк (ﷺ) говорит нам о нашем недостатке – закономерности нашей сущности, которая постоянно сопутствует нам. Каждый человек совершает ошибки, и никому не под силу избежать этого. Среди всего человечества есть лишь одна группа людей, которых Аллах сохранил от совершения ошибок и отдалил их от греховных поступков. Они любимые рабы Аллаха – Его Пророки и Посланники. Они не совершают грехи. А мы, простые люди, и даже сподвижники Пророка (ﷺ), все можем совершить неугодные для Аллаха деяния. Потому что мы не пророки и не ангелы.
«А лучшим из ошибающихся, являются многократно кающиеся»,
т. е. возвращающиеся к Аллаху. Слово покаяние – означает возвращаться, т. е. возвращаться к Аллаху от грехов. Отказаться от совершения грехов, ошибок, сожалеть – это и есть покаяние. "التوبة الندم", т. е. покаяние – это сожаление. Совершив ошибку, не удержав язык от греховных слов, от этого недостатка мы возвращаемся к Аллаху. Вот оно истинное покаяние. Самые почтенные, достойные и лучшие среди ошибающихся людей – это кающиеся.
Наш Пророк (ﷺ) говорит:
"والذي نفسي بيده..."
«Клянусь Тем, в Чьей воле душа моя!».
Тут Пророк (ﷺ) начинает свои слова клятвой. Как правило, клятва не произносится, когда речь идет о чем-либо не значительном. Наш Пророк (ﷺ) иногда начинал свое изречение клянясь Всевышним, чтобы показать, насколько важным и необходимым является его следующее завещание.
"لو لم تذنبوا لذهب الله بكم"
«Если бы вы не грешили, Аллах обязательно истребил бы вас».
Почему он так говорит? Потому-что таково наше естество, мы часто ошибаемся. Всевышний Аллах в качестве испытания внушил нам свойство ошибаться. «Сможет ли он противостоять этому? Придет ли он к покаянию? Будет ли сожалеть о содеяном грехе, преступления? Или нет?», - так Аллах внушил нам этот недостаток, чтобы испытать нас. Далее Пророк (ﷺ) говорит:
"وجاء بقوم يذنبون، فيستغفرون الله فيغفر لهم"
«И привёл бы таких людей, которые стали бы грешить и просить Аллаха Всевышнего о прощении, а Он стал бы прощать их!».
Если бы вы не грешили и стали как ангелы, то Всевышний Аллах привел бы других людей, которые бы совершали ошибки, затем просили бы у Аллаха прощения, и каялись, и Аллах простил бы им их прегрешения. И таким образом они выстаивают испытания Аллаха.
Поэтому, Наш Пророк (ﷺ) затронул этот вопрос в качестве важного наставления для нас. Т.е. если вы совершите ошибку, не стоит впадать в отчаяние и терять надежду на милость и милосердие Всевышнего Творца! Живите между надеждой и страхом. Ведь не зря, наш Пророк (ﷺ) сказал, что мы ошибающиеся рабы Аллаха. Всевышний Аллах в Коране, указывая на этот наш недостаток, говорит повелевая:
{ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهاَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ}
«И обратитесь с покаянием к Аллаху, все, о верующие, - может быть, вы преуспеете».
Откажитесь от греховных деяний и прибегайте к Аллаху и тогда вы избавитесь от наказания Аллаха и будете преуспевшими. Значит, покаяние – это обязанность, возложенная на нас Аллахом. Мы ежедневно должны непрестанно просить прощения у Аллаха – это наша обязанность и фард. Всевышний еще в одном аяте говорит:
{وَمَنْ لَمْ يَتُبْ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ}
«А кто не покается, то те окажутся несправедливыми (причинившими себе зло)».
Кто искренне не покается Аллаху, не будет просить о прощении своих грехов, то он является несправедливым, причинившим зло. Во-первых, является причинившим зловредность самому себе, своей душе. Если же человек не перестает совершать грехи, не отступит от своих ошибок и недостатков и не прибегнет к Аллаху, то по причине этих грехов он может навредить и причинить зло окружающим его людям. В хадисе, который передал Имам Муслим, Пророк (ﷺ) говорит:
"من تاب قبل أن تطلع الشمس من مغربها تاب الله عليه"
Насколько удивительна милость Всевышнего. Всевышний Аллах открыл нам двери покаяния вплоть до Судного дня.
«Аллах примет покаяние того, кто покается прежде, чем солнце взойдет оттуда, где оно заходит».
Если человек искренне покается и откажется от греховных деяний, то Аллах примет его покаяние, а истинно принявшееся покаяние смывает все грехи.
Хасан аль-Басри (р.а.) разъясняя суть покаяния сказал:
"ندم بالقلب و استغفار باللسان و ترك بالجوارح و إضمار أن لا يعود"
«Самое первое покаяние – это искреннее сожаление сердцем».
Если человек допустит ошибку или совершит грех, или дурной поступок, он в первую очередь должен всем сердцем сожалеть об этом. Затем, «Просить прощения у Аллаха языком. Затем всем телом отказаться от совершения этого греха, скверного поступка. И закрепить в сердце слова: «Я больше не вернусь к этому греху»». Так, Хасан аль-Басри описывает покаяние, которое принимается. Всевышний Аллах сказал относительно этого покаяния:
{يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّهِ تَوْبَةً نَصُوحًا...}
«О, вы, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху с покаянием насух».
«Покаяние насух» — это покаяние, о котором сказал Хасан аль-Басри. Вы искренне всем сердцем сожалеете, делаете истигфар, затем руками и ногами, глазами, ушами и языком отказываетесь от этого греха. Затем всей душой и искренне решаете впредь не возвращаться к этому греху. И тогда, как говорит Всевышний Аллах:
{عَسَىٰ رَبُّكُمْ أَنْ يُكَفِّرَ عَنْكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ...}
«Господь ваш очистит вас от ваших плохих деяний (простит грехи)».
Какое счастье может быть лучше для постоянно ошибающегося раба Аллаха, если простятся все его прегрешения и будут стерты все его дурные дела, за которые он уже никогда не спросится?! Всевышний Аллах указал нам путь к такому счастью. Он велит нам делать «насух» покаяние, обратится к Аллаху с искренним покаянием, всей душой просить у Него прощения, и тогда Он очистит нас от грехов. Далее Всевышний сказал, что обещал не только прощение грехов:
{وَيُدْخِلَكُمْ جَنَّاتٍ...}
«И введет вас в сады Рая».
Аллах говорит, что введет не в один рай, а в несколько, которые Он уготовил для своих любимых рабов. Аллах в аяте не просто упомянул об этом рае, а далее Он дает описание ему:
{تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ}
«Где текут под ними реки».
Это то место, где нет понятия как: холод, жара, голод. И нету там печали. Покаяние «насух» не только очистит нас от грехов, но и делает нас достойными рая Аллаха рабами. Далее Аллах говорит:
{يَوْمَ لَا يُخْزِي اللَّهُ النَّبِيَّ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ ۖ }
«И это произойдет в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, которые уверовали с ним».
Всевышний говорит, что Аллах введет вас в рай в тот День, когда исполнит все обещания Пророка, т. е. в День Воскресенья.
{إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ}
«Поистине, мы принадлежим Аллаху, и поистине, мы к Нему возвращаемся».
Нет никакой возможности и нет выхода из этого. Никому не под силу избежать этой истины. Один праведный человек сказал: «Аллах даровал тебе все блага. Если же ты ходишь по земле Всевышнего Творца, не исполняя его повеления, то ступай на другую землю помимо Его земли и живи своей жизнью, которая не соответствует повелениям Аллаха». А теперь, кто сможет найти другую землю помимо земли Аллаха и жить там? Никто! Подобно этому, все мы возвратимся к Аллаху. Наши предки вернулись к Нему и так будет продолжаться далее. Мы предстанем перед Великим Творцом, чтобы увидеть и получить воздаяния за все благие деяние, которые мы совершили, за все наши труды и добрые дела, а если у нас есть грехи, да убережет нас Аллах от них, получить полный расчет за них. Вот, это тот день, когда Аллах не оставит и не опозорит своего Пророка (ﷺ) и всех тех, кто последовали за ним. Далее Всевышний, описывая их говорит:
{نُورُهُمْ يَسْعَىٰ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَبِأَيْمَانِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا وَاغْفِرْ لَنَا ۖ إِنَّكَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ}
«Свет их идет [светит] пред ними и справа от них».
Это будет признаком того, что они являются любимыми рабами Аллаха, уверовавшие в Его Посланника и которые последовали за ним. Затем они скажут:
«О, Господь наш! Дай нам нашего света сполна и прости нам наши грехи. Ведь Ты над всякой вещью мощен. Всемогущ!».
Пусть Аллах сделает нас из числа таких рабов. Вот, такова степень раба Аллаха, который делает не просто покаяние, а покаяние «насух» и таково его высокое положение перед Всевышним. Пусть Аллах одарит нас таким положением!
Когда Омара ибн аль-Хаттаба спросили о покаянии «насух», он ответил:
"التوبة النصوح أن يتوب الرجل من العمل السيئ ثم لا يعود إليه أبدا"
«Покаяние «насух» — это такое покаяние, когда после совершения ошибок, дурного поступка или грехов, он отказывается от них и искренне кается и больше никогда не возвращается к этому греху».
Поэтому, если мы совершим грех и дурной поступок мы должны сделать покаяние с намерением больше никогда не возвращаться к этому греху и тогда Всевышний примет наше покаяние как «насух», ин шаа Алла.
Всевышний Аллах любит кающихся, Он видит их достойными Его милости. Всевышний в Священном Коране в суре «Аль-Бакара» сказал:
{إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ}
«Поистине, Аллах любит тех, кто много кается и любит очищающихся».
В этом аяте слово покаяние подразумевает тех, которые каются многократно, каждый день. Ведь наш Пророк (ﷺ) в одном хадисе сказал:
«Поистине я делаю истигфар (покаяние) семьдесят раз в день».
Вот что значит истинный «таууаб» (кающийся). Наш Пророк (ﷺ), был тем рабом, кого Аллах очистил от всех грехов и Он не переставал каждый день делать истигфар семьдесят раз в день. Аллах любит таких многократно кающихся своих рабов. Если Аллах полюбит вас, то ничья ненависть не навредит вам. Если вы находитесь под покровительством Аллаха, то никто не сможет сделать по отношению к вам несправедливость и причинить зло. А если же, упаси Аллах от этого, Аллах возненавидит кого-либо, и сделает обреченным его от Своей милости, то ничья поддержка и любовь не принесет ему пользы. Поэтому, мы должны быть постоянно кающимися рабами Аллаха. И тогда Аллах полюбит нас. Наш Пророк (ﷺ) являясь прощенным от всех грехов рабом Аллаха, непрестанно и каждый день семьдесят раз в день просил прощения у Аллаха. Пожалуй, для нас будет мало, даже если мы будем молить о прощении наших грехов семьсот раз в день. Поэтому после каждого намаза мы делаем дуа и молим о прощении наших грехов со словами: «Астагфирулла, астагфирулла, астагфирулла! Аллахумма анта ас-салям уа минка ас-салям».
А тот, кто желает счастливой жизни, полное покоем и умиротворением, то пусть делает покаяние. Всевышний Аллах сказал в Коране:
{وَأَنِ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُوا إِلَيْهِ يُمَتِّعْكُمْ مَتَاعًا حَسَنًا إِلَىٰ أَجَلٍ مُسَمًّى}
«И чтобы вы просили прощения (вашим грехам) у вашего Господа, а затем обратитесь с покаянием к Нему, и Он наделит вас благим даром, дарует хорошую жизнь до определенного предела».
У каждого из нас есть жизненные трудности и проблемы. То нам не хватает того или другого. А если мы желаем, чтобы все эти проблемы решились и трудности остались позади, мы должны каждодневно искренне делать истигфар. Тогда Аллах дарует нам спокойную и счастливую жизнь.
Имам аль-Бухари передает как наш Пророк (ﷺ) делал истигфар в своих дуа:
"اللهم أنت ربي لا إله إلا أنت، خلقتني و أنا عبدك..."
«О Аллах, Ты - Господь мой, и нет бога, кроме Тебя, Ты создал меня, а я -Твой раб»
"و أنا على عهدك و وعدك ما استطعت..."
«и я буду хранить верность обещанию данной Тебе, пока у меня хватит сил»
"و أعوذ من شر ما صنعت..."
«Прибегаю к Тебе от зла того, что я сделал»
"أبوء لك بنعمتك علي و أبوء لك بذنبي..."
«Признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой»
"فاغفرلي فإنه لا يغفر الذنوب إلا أنت"
«Прости же меня, ибо поистине никто не прощает грехов, кроме Тебя!».
Наш Пророк (ﷺ) научив нас этой мольбе говорит:
"من قالها من النهار موقنا بها فمات من يومه قبل أن يمسي فهو من أهل الجنة"
«Кто произнесет это в течение дня, будучи твердо убежден всем сердцем, что Аллах в действительности прощает прегрешения и умрет в тот же день, то Всевышний запишет его одним из обитателей рая и введет в райские сады».
В продолжении своих слов Пророк (ﷺ) сказал:
«و من قالها من الليل و هو موقن بها فمات قبل أن يصبح فهو من أهل الجنة»
«И кто произнесет это ночью», если он произнесет это не просто так, а с твердой убежденностью и надеясь на прощение Аллаха, «и умрет до утра, окажется среди обитателей рая».
Пусть Всевышний Аллах простит нам все наши ошибки и недостатки и очистит нас от грехов. Пусть он сделает нас из числа Его любимых рабов. Пусть Аллах дарует каждому из нас спокойствие души, и жить дозволенным путем. И пусть этот 2020 год будет годом наибольших поклонений, праведных дел и благих дел. Да убережет Аллах каждую семью от всего плохого. Пусть Аллах дарует тауфик, хидаят, и приведет к дверям покаяния наших братьев, которые совершают грехи по незнанию, следуя своим страстям. Пусть Аллах запишет нам благое деяние за сегодняшний проделанный шаг, и примет наши поклонения и примет наше покаяние!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!