26 урок - Акыда ат-Тахавийя (на русском языке)
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Аср 16:25
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:21 05:38 12:00 16:25 18:17 19:34
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Рамадан 1445
Григорианский
28 марта 2024

Циклы уроков

26 урок

26 урок

25 урок

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 2-3 раза в месяц
22 июн. 2020 3 577 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: устаз Тимур Аль-Ханафи


Ин шаа Аллах, по воле Всевышнего Аллаха, продолжаем дальше уроки, посвященные акыде по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.). На прошлом уроке мы прошли слова имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.):

 

«Он превыше того, чтобы иметь границы, пределы, части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, в отличие от всех творений».

 

Здесь имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) повествует акыду танзих. Акыда ахлю сунна уаль джамаа состоит из того, чтобы не уподоблять Всевышнего Аллаха творениям. А также эта акыда в целом делает ее отличной от других вероубеждений. Если посмотреть на представителей других религий, то они уподобляли Всевышнего Аллаха творениям. Если посмотреть в книги прошлых общин, то можно увидеть, что у них Господь как человек. Он входит в Рай, ходит по нему, спускается на землю, вместе с ангелами ест говядину, которую сварил Ибрахим (а.с.), борется до утра с Якубом (а.с.), когда был сильный ливень во время Пророка Нуха (а.с.) Господь ниспошлет дождь, а затем Сам забудет его остановить и т.д. То есть в их акыде Всевышний Аллах подобен Своим творениям. Так же и акыда ташбих. Кроме этого религию делят на под религии, которые основаны на книгах, ниспосланных Всевышним Аллахом, и есть религии без книг, которые основаны на мнении каких-либо людей. В целом в их акыде, Господь в облике человека, Он может вселяться в любого человека и т.д. Но акыда ахлю сунна уаль джамаа, акыда танзих основана на том, чтобы отрицать уподобления Всевышнего Аллаха творениям. Имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) повествует нам об этом вопросе. На прошлом уроке мы объяснили слова: «Он превыше того, чтобы иметь границы», так как, быть ограниченным свойственно лишь физическим телам. В целом этот мир - физическое тело. Его можно рассматривать как мертвое или живое тело, жидкое, твердое и т.д. Но в конце мы придем к тому, что этот мир состоит из тела и из действий, которые происходят в этом теле. Об этом сказали наши имамы и мы стараемся постоянно повторять об этом, для того чтобы этот момент хорошо закрепился у вас в голове. В целом, весь мир может быть описан посредством измерений. К миру относятся тела, которые имеют свой определенный вес, ширину, высоту и т.д.

 

Например, взять человека. Люди могут быть разделены по половому признаку, по национальности, другим биометрическим данным и т.д. Однако, все они относятся к базовой категории - человечество. Теперь есть разные животные. Дикие, домашние, лесные и т.д. Но все они входят в категорию - животные. Так же и с растениями. Теперь пусть это будет человек или животное, или растение, все эти категории в целом относится к телам, на которых действуют измерения. Затем есть вещи, которые не могут происходить своевольно, они происходят лишь в самом теле. В нашей акыде это называется «арод». Например, чувства человека. У человека есть различные чувства. Любовь, тоска, ревность, грусть, радость и т.д. Теперь, действуют ли закономерности, которые относятся к телам на чувства? Нет. Например, одно тело может относительно другого тела находится в каком-то определенном месте. Например, я сижу на стуле. Сзади меня стена и т.д. То есть между телами существует такое понятие как местность. Но среди чувств не происходит такого соотношения. Например, относительно чувств вы не можете сказать в этом уголке моего тела есть чувство ревности, справа от него чувство любви, слева чувство ненависти. Нет, вы не можете этого сказать. То есть тело может стоять само по себе. Так же и человек. Но чувства, которые есть в человеке, не могут существовать просто так. Они могут проявляться только лишь в человеке. Например, цвет. Черный, белый, красный. Существует ли каким-либо образом цвет сам по себе? Если у вас попросят показать белый цвет, то вы не сможете показать отдельно сам цвет. Вы обязательно покажете какую-либо вещь такого цвета. Например, эта книга красного цвета. И если у вас попросят показать красный цвет, то вы покажете эту книгу. Например, уголь имеет черный цвет. Снег так же является телом, он белого цвета. То есть отсюда понимаем, что сам цвет так же является «арод», который может проявляться лишь в каком-то теле, вещи. Так же действия у человека. Ходить, бегать и т.д. Ходить – это когда какое-либо тело двигается, а бег — это когда то же самое тело двигается быстрее. В целом мир состоит из этих двух вещей. Из тел, и из того, что проявляется в этих телах.

 

Имам Абу Ханифа (р.а.) в своей книге «Фикхуль акбар» в словах, где очищял сыфаты Всевышнего Аллаха, сказал:

 

«Всевышний Аллах - шяй которое не похоже на другие вещи».

 

Здесь слово щяй в значении того, что Он Существует. Эти слова так же имам Матруди объясняет в своей книге китабу«Таухид». Он так же использует слово «зат» в отношении Всевышнего Аллаха. «Всевышний Аллах щяй как не похожая на другие вещи».

 

И мы не придаем Всевышнему Аллаху тело и части тела. Так же Всевышний Аллах не описывается сыфатами «арод». Например, если в отношении своих чувств мы можем использовать слово «арод», но в отношении Всевышнего Аллаха мы не можем использовать это слово. Так как сыфаты Всевышнего Аллаха Постоянные и Вечные. «Так же Всевышний Аллах пречист от границ». И когда ученые объясняли слова «пречист от границ», это не обозначает что оно продолжается без остановки, без границ. Если мы будем говорить так, то опять же будем уподоблять Его творениям. Когда мы говорим, что Всевышний Аллах не подобен творениям, в то же время мы не должны понимать противоположные значения творений. Всевышний Аллах пречист от них обоих. Например, если относительно какого-то человека сказать, что он не женщина, то вы поймете, что он мужчина, если сказать, что он не мужчина, то вы поймете, что он женщина. Но если в отношении стены сказать, что это не мужчина, разве вы поймете, что стена - женщина? Нет. Так как на стену не распространяется понятия пола. Так же и относительно Всевышнего Аллаха, когда мы говорим, что Он пречист от чего-то, то в то же время мы не должны думать о противоположном значении. Кода мы говорим, что Всевышний Аллах Бессмертный, то в то же время мы понимаем, что Он Жив всегда.

 

А теперь в сыфатах относительно границ, 6 сторон и т.д. мы не должны понимать противоположную сторону. Имам Абу Хамид Аль Газали (р.а.) говорит хорошие слова:

 

«Если одному человеку муджассиму сказать, что Всевышний Аллах пречист от границ, от частей тела, он пречист от сторон, тогда тот человек скажет, что это будет например подобно арбузу. То есть этот человек снова сравнивает Всевышнего Аллаха с материальным каким-то телом, не смотря на то что он утверждает, что у Всевышнего Аллаха нет границ, нет частей тела и т.д.».

 

Мы не должны сравнивать Всевышнего Аллаха с материальными телами, так как Всевышний Аллах Сам создал эти тела. Об этом мы сказали, когда проходили вопросы относительно видения Всевышнего Аллаха. Имам Абу Ханифа (р.а.) сказал, что при виде Всевышнего Аллаха не будет какого-либо расстояния. Так как Видение Всевышнего Аллаха не является видением какого-то физического тела. И в таком моменте, у человека муджассима возникает вопрос, если у Всевышнего Аллаха нет границ, нет частей тела, видение Его произойдет не с помощью глаз и т.д., тогда Он является чем-то похожим на арбуз. Такие мысли появляются у уподобленца. Так же Имам Абу Хамид Аль Газали (р.а.) приводит еще один пример: «Если поймать муху и сказать, что у твоего Господа нет крыльев, то муха скажет я сильнее Господа». То есть муха сравнивает могущество крыльями. Так же и у человека муджассима. Он сравнивает силу, мощь наличием частей тела. Относительно Всевышнего Аллаха не действует никакое из этих правил. Поэтому в отношении веры во Всевышнего Аллаха надо избавиться от всех сравнений с творениями. И как может существовать то, что не похоже ни на что другое, твой разум не может понять. Как говорил Абу Бакр (р.а.):

 

«Понимание того, что ты не можешь своим разумом понять сущность Всевышнего Аллаха и есть твое истинное познание Аллаха».

 

Сказал Имам Абу Джафар АтТахави (р.а.):

 

«Твой разум никак не может понять сущность Всевышнего Аллаха».

 

Например, у Всевышнего Аллаха нет начала. Даже это не может уместиться в нашем разуме. В отношении Всевышнего Аллаха не используются такие понятия как время, года и т.д. исчисления времени относиться к восходу солнца, и рождению нового месяца. Всевышний Аллах Существовал еще до того, как появились солнце и луна. Поэтому Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

 

 «и день у твоего Господа равен тысяче лет по тому, как вы считаете».

 

То есть совсем другое измерение. Всевышний Аллах Сам Создал время, место, воздух и все. Когда не существовало ничего из этого, Существовал Аллах. Имам Аль Байхаки приводит пример:

 

«Всевышний Аллах создал ночь, если Он пожелает, то исчезнет ночь, если пожелает, то исчезнет и день. И как ваш разум может понять это и представить? Никак».

 

Мы зависимы от того, что видим ежедневно. А когда говорим, что к Всевышнему Аллаху не относятся понятия о 6 сторонах, и придет человек сознание которого зависимо от материальных тел и их измерений, то скажет, что Его не существует. Кто ему сказал, что если что-то не является материальной вещью, то этого не существует? Откуда такое правило? Эти слова похожи на убеждения материалистов. Но наша акыда выходит из этих понятий. Поэтому наши имамы сказали, чтобы понять Всевышнего Аллаха надо полностью выйти из всех понятий материальных вещей, быть выше этого. Потому что Всевышний Аллах совсем не похож на Творения.

 

Как мы и сказали, природа, естество — это люди, животные, растения, горы и т.д., то есть все то что окружает нас. В целом весь мир состоит из тел и из вещей, которые находят свое проявление в телах. Это описание всего мира. И затем можно продолжать разбирать его. Мир состоит из живых, мертвых, жидких, твердых тел. Из мужского и женского пола и т.д. Так же и про животных.

 

Теперь, так как Всевышний Аллах Сам создал весь этот мир, Он не может быть похож на творения. То есть Создатель отличается от созданий. Относительно этого Имам Аль Байхаки (р.а.) приводит хороший пример:

 

«Невозможно, чтобы художник был самой картиной».

 

То есть художник рисует картину, и как он может быть самим этим рисунком. Так же и Всевышний Аллах. При том что Он создает тела, как Он может быть Сам телом? Это будет похожим на слова, что Господь рождает Господа. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

 

«Аллах не схож ни с чем».

 

Объясняя слова, что Он не схож ни с чем, можно по отдельности объяснять, приводя в пример весь мир. Например, Всевышний Аллах не похож на животных, на людей, на того и этого и т.д. Вкратце, эти слова можно объяснять, что Аллах не тело и не сыфаты, которые проявляются в теле. Теперь мы должны это принять: Это не противоречит разуму человека. Но это не может принять лишь наша фантазия. Так как мы не можем представить что-то невозможное. Так как фантазия человека может вообразить лишь то, что подобно тому, что он видит ежедневно. Поэтому если ты будешь говорить врожденно слепому человеку белые цветы, черный уголь и т.д. он все равно не поймет. Так как он с рождения был слепым. Теперь если Всевышний Аллах даст этому человеку на считанные секунды зрение, он увидел машины, деревья или слона например. И если вы будете объяснять ему что-либо другое, то он будет сравнивать с тем, что видел. У него будут такие вопросы есть ли у него колеса, есть ли окна и т.д. То есть он сравнивает лишь с тем, что он видел. Так же и с воображением человека. И здесь что сказал Пророк (ﷺ), в хадисе:

 

«Я (говорит Господь миров) уготовил для праведников (для рабов Моих) то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не сможет».

 

Если в самом Раю природа такая, которую человек не может представить и вообразить, то что можно сказать о Всевышнем Аллахе, о том, кто Создал все это? Наш разум никак не может себе представить этого. Потому что воображение человека зависимо от того, что он видит и слышит ежедневно. Поэтому ученые говорят, в настоящее время есть множество фантастических фильмов, реальность которых не существует. Но если рассматривать по частям, то все это будет из нашей реальной жизни. Например, раньше был мультфильм про свечу, которая умеет говорить и т.д. Если разделить по частям, то это лампа и глаза, рот как у человека. То есть человек создал этот несуществующий персонаж из того, что он видит ежедневно. Но Всевышнего Аллаха мы не видели. Всевышний Аллах не похож ни на что, что мы видим ежедневно. После этого мы не можем Его вообразить и поэтому мы не можем это принять. В этом и есть проблема наших братьев салафитов. Они сказали, что Всевышний Аллах утвердился на троне. Аяты, которые ахлю сунна поняли правильно, они растолковали по-другому. Так как Он находится над Троном, они должны друг с другом соприкасаться и т.д. То есть они использует самые обычные физические закономерности. Если Он на Троне, значит Он ограничен, ограничен ли Он с 6 сторон. Как мы сказали на прошлом уроке, это большая ошибка, употреблять понятия 6 сторон в отношении Всевышнего Аллаха. Или же есть те, кто воспринимает Аллаха как человека. Основываясь на каких доводах, ты используешь понятия 6 сторон в отношении Всевышнего Аллаха? Кто тебе сказал, что Аллах схож с Творениями. Они уподобляют Всевышнего Аллаха Творениям. Они говорят, что это близко к разуму человека, хотя на самом деле это близко к воображению человека. Они хотят уверовать в Аллаха думая, что Всевышний Аллах схож с Творениями. Это успокаивает их воображение. Почему они используют закономерности, относящиеся к созданиям? Разве Всевышний Аллах не сказал, что Он не схож с Творениями? Это обозначает что Аллах не схож ни с чем во всем мире. Имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) говорит в своем тексте об этом. И когда мы говорим, что Всевышний Аллах пречист от границ, что Он не физическое тело, и что на Него не действуют физические законы, наши братья салафиты обвиняют нас в том, что мы отрицаем сыфаты Всевышнего Аллаха. Сыфаты того, что Он утвердился на Троне. И у них возникают вопросы, как они должны понимать слова: «руки, ноги» и т.д., которые есть в Священном Коране относительно Всевышнего Аллаха. Они воспринимают все это в прямом смысле.

 

В целом как мы должны понимать эти сыфаты, и на самом ли деле устазы салафитов говорят, что Аллах ограничен с 6 сторон и т.д., Ин шаа Аллах мы пройдем на следующих уроках.

 

Есть слова одного из их выдающихся ученых салафитов Ибн Теймии. Ин шаа Аллах эти слова мы разберем на следующем уроке. А также пройдем что сказали на счет этих вопросов наши имамы, как мы должны понимать аяты, где говорится о «Руках, ногах» и т.д.

 

Пусть Всевышний примет все наши благие деяния и дуа и дарует нам полезные знания.

 

27 урок

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi