Такфир - обвинение в неверии
БисмилляхиРрахманиРрахим Вся хвала Всевышнему Аллаху. Восхваляем Его, просим Его о помощи, просим Его о прощении и прибегаем к Нему от зла наших страстей (нафс) и от вреда наших поступков. Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что воистину Мухаммад ﷺ его раб и Посланник.
В обществе те мусульмане, которых называют ваххабитами, обижаются на такое название и говорят, что такого понятия не существует, и они этого не принимают. Однако в дискуссиях, обращаясь к оппонентам, мы вынуждены называть их ваххабитами, как их называют в социуме. Моя цель – показать с доказательной базой салафитам (ваххабитам), что их взгляды могут быть ошибочными, чтобы они перестали обвинять мусульман с отличными от их взглядов в неверии и относились к ним более терпимо и дружелюбно, тем самым устранив среди мусульман некоторые камни преткновения и разночтения, внести свою лепту в установление необходимого нам единения и сплоченности.
Конечно же, невозможно снисходительно относиться к ширку (многобожию), нельзя объединиться в мысле о ширке. Мы говорим о единении и сплоченности после доказательства тех моментов, которые салафиты и ваххабиты трактуют как ширк. Я хотел стать полезным, как тот муравей, в деле объединения Мусульман в мире объединенных неверующих. При этом, как это бывает в спорах, показывая ваххабитам (салафитам), что они могут ошибаться в своих взглядах, возможно, что я неправомерно обвинил кого-то или задел чувства. Так как это не было моей истинной целью, заранее прошу простить меня. Такфир Куфр, являясь отглагольным именем существительного (масдар) от глагола (كَفَرَ /кâ-фâ-рa), переводится как «сокрытие чего-либо». По этой причине, подобно тому, как человек, скрывающий свою веру и неверующий называется «кяфиром», так же в арабском словом «кяфир» называется человек, сажающий семена в землю и ночь, покрывающая тьмою все вещи. [1]
Такфир в переводе с арабского означает «относить человека к неверию, считать неверующим, обращаться как к неверующему». [2]
Такфир, в смысле обвинения мусульманина или человека, считающегося мусульманином, в неверии (куфре) использовался как оружие разными группами в течение всей истории Ислама. Спор о том, какие вероубеждения и выражения, какие действия и поведение выводят человека за пределы веры, продолжается с первого века ислама по сегодняшний день. [3]
Некоторые мусульмане, обвинив других мусульман в неверии для того, чтобы доказать правоту своих доводов, приводили доказательства из аятов и хадисов и по причине этого разделялись на различные течения. Такие разделения стали причиной раздробленности исламского движения и ослабления ислама. Вследствие этого противники ислама набрали силу, а мусульмане стали слабыми и угнетенными. В данной ситуации плохо то, что все считают себя правыми и считают себя спасителями, которые пытаются спасти мусульман из противоположного лагеря. Таким образом, они с еще большей страстью и желанием, сражаются, обвиняя людей в неверии. Но вот только Всевышний Аллах запрещает нам такую форму борьбы. Аяты Корана, касающиеся «такфира»
وَأَطِيعُوا اللهَ وَرَسُولَهُ وَلا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ وَاصْبِرُوا إِنَّ اللهَ مَعَ الصَّابِرِينَ.
«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» [4]
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللهِ جَمِيعاً وَلاَ تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَةَ اللهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَآءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُمْ بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَى شَفَا حُفْرَةٍ مِنَ النَّارِ فَأَنْقَذَكُمْ مِنْهَا كَذالِكَ يُبَيِّنُ اللهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ.
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» [5]
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا ضَرَبْتُمْ فِي سَبِيلِ اللهِ فَتَبَيَّنُوا وَلا تَقُولُوا لِمَنْ أَلْقَى إِلَيْكُمُ السَّلامَ لَسْتَ مُؤْمِنًا تَبْتَغُونَ عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فَعِنْدَ اللهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ كَذَلِكَ كُنْتُمْ مِنْ قَبْلُ فَمَنَّ اللهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُوا إِنَّ اللهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا.
«О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты — неверующий», — стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» [6]
Хадисы, касающиеся этой темы от Джарира (р.а.) передается:
«Посланник Аллаха ﷺ послал меня в Йемен, чтобы я призывал к исламу. Он приказал мне сражаться с ними, если они не примут, и сказал: «Если они скажут: «Нет божества, кроме Аллаха», их имущество и их кровь станут запретными для меня». [7]
От Джабира (р.а.), Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Кто скажет: «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад его Посланник» - его кровь станет запретной для меня, кроме трех случаев: вероотступник, совершивший прелюбодеяние, будучи в браке, и убийца невинного» [8]
От Джабира (р.а.) передается: к Посланнику Аллаха ﷺ подошел человек и сказал: — Мой сосед - лицемер (мунафик), делает так-то и так-то. Посланник Аллаха ﷺ спросил: — «Он говорит: «Нет божества, кроме Аллаха»?» Тот человек ответил: «Да». Посланник Аллаха ﷺ ответил:
«Мне запрещено убивать людей, которые скажут это». [9]
«Тот, кто совершает намаз так же, как и мы, направляет лицо к нашей кыбле и ест то, что мы закалываем, получил защиту от Аллаха и Его Посланника. В таком случае не нарушайте клятву Всевышнего Аллаха и Его защиту, убивая таких людей» [10]
إِذَا الْتَقَى الْمُسْلِمَانِ بِسَيْفِهِمَا فَالْقَاتِلُ وَالْمَقْتُولُ فِى النَّارِ
«Если два мусульманина поднимут мечи друг на друга, то и убивший, и убитый в огне».
(Про это спросили Пророка): «О Посланник Аллаха! Про убийцу мы поняли, почему убитый в огне?» - «Так как он желал убить своего брата». [11]
«Кто про своего брата мусульманина скажет: «Неверный (кяфир)», воистину, это слово вернется к одному из двух.
Если тот, кому сказали «неверный», на самом деле не верует, то это слово (относится) к нему. Если он не «неверный», то это слово (относится к) тому, кто сказал». [12]
«Ругать и хаять мусульманина – грех, сражаться с ним – неверие». [13]
كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ دَمُهُ وَمَالُهُ وَعِرْضُهُ
«Кровь, имущество и честь одного мусульманина запретны для другого». [14]
Мнения ученых касательно «такфира». Имам Аль Газали (р.a.) сказал: «По нашему мнению, нет ни одного доказательства из аятов и хадисов, которые указывали бы на необходимость такфира из-за ошибки в трактовке. По этой причине, при обвинении в неверии необходимо приводить доказательства. В тоже время зафиксированы источники, по которым жизнь и имущество сказавшего: «Нет бога кроме Аллаха», несомненно, должны быть вне опасности».
Имам А’зам (р.а.) (умер в 150/767г) сказал: «Один из недостатков тех, кто вводит нововведения в ислам, - то, что они называют друг друга неверными. Хорошая черта Ахлю Сунна, когда кто-то из них ошибается его не называют неверным". [15]
Имам аш-Шафи’ (р.а.) (умер в 204/819г) сказал: «Я не отвергну свидетельства никого из тех, кто привносит нововведения и тех, кто находится в погоне за удовольствиями».
Ибн Таймия (умер в 728/1328г) из-за мнений некоторых мусульманских ученых был обвинен в неверии, и по причине взглядов, противоречащих общему мнению ученых, был несколько раз брошен в тюрьму и в итоге умер, находясь в заточении. Несмотря на это, про «такфир» [16] сказал следующее: «Не разрешено обвинять в неверии мусульманина по причине какой-либо его ошибки или совершенного действия, или по какому-либо вопросу, например из-за позиции в споре о людях Кыблы. Несмотря на то, что предшественники спорили о многих вопросах, нет никаких сведений о том, что кто-либо из них обвинил другого в неверии, греховности или непокорности». [17]
Возможно, что человек, совершивший действие, которое считается неправильным, знает противоположный источник. Может он истолковал его по-своему. Если даже он ошибся в трактовке, его нельзя обвинить в куфре. Трактовка не оставляет места греху. «Ошибка в иджтихаде не считается неповиновением». Люди с мятежным, раскольническим складом ума вцепляются в поверхностные смыслы аятов и хадисов. Как раз такие, будучи не в состоянии постичь сути источников, опираясь на аят “إِنِ الْحُكْمُ إِلا لِلَّهِ/ «Решение принимает только Аллах», [18] сказали достопочтенному Али (р.а.), который решил прибегнуть к третейскому суду после битвы Сиффин: «Эй, Али, ты обращаешься к суду людей, и считаешь нужным подчиниться их решению, тогда когда есть книга Аллаха. Мы убъем тебя и тем самым достигнем довольства Аллаха».
Обратите внимание, они считают, что Аллах будет доволен их решением. Те, кто обвиняет в неверии мусульман в наше время, также не раскаиваются в этом, так как в своих обвинениях основываются на одном из аятов Корана и утверждают, что достигнут довольства Аллаха.
Хариджиты считали, что Усман (р.а.), Али, Тальха (р.а.), Зубейир (р.а.), Аиша (р.а.), Ибн Аббас (р.а.) и их единомышленники среди мусульман стали неверными, что они будут вечно в Аду, что разрешено убийство этих людей, а их имущество будет считаться военной добычей.
В наше время есть те, кто выносит такфир по логике хариджитов. Абдуллах бин Умар (умер в 73/692г) так сказал про хариджитов: «Аяты, ниспосланные про многобожников, они используют для мусульман». [19]
Хариджиты и мутазилиты согласно поверхностному смыслу аята: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» выдвинули мнение, что человек сердцем согласный с приказами Всевышнего Аллаха и не действующий согласно этим приказам, становится кяфиром (неверным). Однако мутакаллимы* Ахлю сунны интерпретировали данный аят следующим образом: «Кто посчитает дозволенным не выносить решения по ниспосланному Аллахом» [20] и те, которые утверждают, что решения, ниспосланные Всевышним, являются неправильными или ошибочными. [21] Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
أَفَنَجْعَلُ الْمُسْلِمِينَ كَالْمُجْرِمِينَ مَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ
«Неужели Мы мусульман уравняем с грешниками? Что с вами? Как вы судите?» [22]
Если мы обратим свой взор на те группы мусульман, которые в прошлом и настоящем обвиняют друг друга в неверии, то увидим, что описанные выше по тексту условия ученых, полностью не выполняются. Так как:
1. Обе стороны после исчерпания всех доказательств и доводов не сдаются или не принимают доводов другой стороны.
2. Обе стороны продолжают интерпретировать аят или хадис «под себя».
3. Обе стороны не умышляют неверие и не выбирают неверие.
4. Намерения представителей обеих сторон только добрые, у обеих сторон вы можете услышать логичные ответы.
Несмотря на это, для некоторых мусульман, заразившихся «болезнью такфира», такие вещи как исламское единение, братство и объединение сил, отходят на второй план после чувства собственного превосходства, выражающееся в победе в споре.
Доходит до того, что это чувство, зародившееся безусловно от хорошего намерения, заставляет скрывать в переводах противоположные своему видению мнения, которые он может увидеть в книгах своих авторов. При изучении других книг, если такой человек наткнется на доказательство, усложняющее его положение в споре, он не будет говорить о нем ни своим единомышленникам, ни оппонентам и будет настаивать на такфире оппонентов.
Если такому «зараженному» мусульманину показать доказательства, опровергающее его измышления, из книг его же ученых, он ответит: «Этот ученый тоже человек, он тоже мог ошибаться. Мое мерило Коран и Сунна». То есть, он будет стараться показать себя правым. Если ему сказать, что его ученый для доказательства своего мнения опирался на хадис, то он упрется еще больше и будет продолжать повторять свои слова.
Мусульман такого типа очень мало. Они могут быть теми, кто получил задание от врагов Ислама внести смуту среди мусульман, или же быть в основе своей добронравными, но потерявшими самоконтроль мусульманами. Это относится к мусульманам с обеих сторон. Излечение таких очень затруднительно. Так как не зная их намерений, у нас нет точек приложения силы при вмешательстве. В любом случае из этих двух необходимо предостерегать таких людей, не одобрять их действия и при необходимости удалять их от джамаата. Так как, они, помимо воздействия на искренних и состоявшихся мусульман в джамаате, заражают новообратившихся мусульман «болезнью такфира», подкладывают динамит под основы чувства единения и единства, о которых тоскуют все мусульмане.
Обращаясь к ученым, просим еще чаще упоминать про важность данного вопроса в своих кругах. Пусть будет доволен Аллах всеми вами, пусть увеличит Он ваше число. Аминь.
[1] Аль-Бакиллани, ат-Тамхид, стр. 348; Ибн Абидин, РеддульМухтар, III, 284.
[2] Ибн Манзур, Арабский язык, V, 145.
[3] Проф. Доктор Ахмед Саим Килавуз, Граница Веры и Неверия, стр.15, (глава Такфир цитирует это произведение.) Изд Марифет, Стамбул, 2000.
[4] аль-Анфаль 8/46. Этот аят Корана оповещает о том, что разногласия и конфликты между верующими являются большим вредом, а взаимопонимание и союз людей истины – это причина, по которой Всевышний Аллах ниспосылает успех. (перевод смыслов от проф. док. Суат Йылдырыма).
[5] Али Имран 3/103. В доисламской Аравии человеческая жизнь потеряла свою ценность. Убийства совершались по малейшим причинам. Велись непрекращающиеся межплеменные войны и убийства по кровной мести. К примеру, война между племенами Авс и Хазрадж продолжалась 120 лет. Побратались они между собой только после принятия ислама. (перевод смыслов от проф. док. Суат Йылдырыма).
[6] ан-Ниса 4/94.
[7] Ибн Абу Шейба, Ибн Хаджер Аль Аскалани, Высшие Желания, издательство Тавхид: 3/6.
[8] Абу Шейба, Ибн Хаджер Аль Аскалани, Высшие Желания, издательство Тавхид: 3/6.
[9] Абу Шейбе, Ибн Хаджер Аль Аскалани, Высшие Желания, издательство Тавхид: 3/6..
[10] Бухари, Молитва: 28: Абу Давуд, Джихад: 95.
[11] Аль Бухари, Возмещение: 2, Fiten: 10; Муслим, Фитан: 14, Абу Давуд, Фитан: 5, Насаи, Тахрим: 29.
[12] Аль Бухари, Приличие: 73: Муслим, Вера: 212, Муватта, Калям: 1
[13] Аль Бухари, Вера: 36; Приличие: 44; Муслим, Вера: 116; Тирмизи, аль-Бирру вас-Сыла: 2.
[14] Муслим,аль-Бирру вас-Сыла: 10, Абу Давуд, Адаб: 40, Тирмизи, аль-Бирру вас-Сыла: 18
[15] «Фикхуль Акбар», ШархАлиуль Кари, стр. 429, Стамбул, 1579; Багдади, Различие, стр. 119.
[16] «Собрание трактатов и тем» 5-ый том, стр. 159-201.
[17] Ибн Таймия, Сборник фетв, 12/180.
[18] Юсуф 12/40.
[19] Аль Бухари, Тауба: 6.
[20] Матуриди, Китабут-Таухид, стр. 348.
[21] Данный параграф взят из книги Доктора АхметСаимКилавуза «Граница веры и неверия».
* образовано от слова калам - наука о путях рационалистических доказательств мусульманских вероубеждений,мутакаллим – ученый ильмуль калам.
[22] Аль Калам: 68/35, 36.