Откуда в казахстанский халал попадает ДНК свинины
РАСТУЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Глобальный мусульманский рынок быстро растёт. Численность мусульман в мире к 2030 году достигнет 2,2 млрд человек (сейчас – 1,8 млрд, то есть более четверти населения Земли). Большая часть потребителей продукции халал проживает в Юго-Восточной и Южной Азии. Так, Индонезия имеет мусульманское население 203 млн, Пакистан – 174 млн, Индия – 161 млн, Бангладеш – 145 млн. При этом в топ стран - импортеров халал-продуктов входят наиболее платёжеспособные государства - Саудовская Аравия ($21,5 млрд в год) и Малайзия ($15 млрд).
Продукция из Казахстана, в том числе мясо, молоко, кондитерские изделия, пшеница, макароны, соки и так далее, очень интересна представителям крупнейших исламских стран. Сертификат халал – где-то обязательное условие для ввоза, где-то – шаг навстречу потребителям и управление их предпочтениями. Так, Индонезия в нынешнем году объявила, что все ввозимое продовольствие должно иметь сертификат халал. Такие же требования существуют в Малайзии и Иране.
Наши партнёры из Катара прислали огромный список того, что им нужно в рамках подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2022 года, - поделилась Алмагуль Абильдинова, главный эксперт-аудитор сертифицирующей компании Halal quality center - Это серьёзное окно для наших производителей. Главное, чтобы не было нарушений. Более того, наши партнёры из Сингапура, компания ARK, планирует создание в одной из южных областей Казахстан транспортно-логистического хаба, через который будет идти экспорт продукции халал по всему миру. Поставщиками станут производители и Казахстана, и соседних государств.
Конкуренция на этом рынке высока. И что интересно, крупнейшими производителями продукции халал являются немусульманские страны – канонами это допускается. Топ стран-поставщиков возглавляют Бразилия ($16 млрд), Индия ($13 млрд) и Аргентина ($8,9 млрд). Не остаётся в стороне от освоения перспективного рынка и соседняя Россия.
- У нас проходила сертификацию российская компания «Союзпищепром», - рассказала Алмагуль Абильдинова. - Она работает в Челябинске, мы с ними сотрудничаем третий год. Они получили сертификаты на большой ассортимент продукции – от круп и макарон до йогуртов и киселей. Страна немусульманская, производители – не мусульмане. Зачем им это? Всё просто – они думают об экспорте. Уже сейчас они большие объёмы отгружаются в Иран.
ХАЛАЛ СО СПОКОЙНОЙ ДУШОЙ
Однако, для перспектив импорта есть большой риск: один недобросовестный производитель может «подставить» всю страну. Ведь если будет установлено нарушение правил производства продукции и фиктивности сертификации, вполне возможен полный запрет на поставки из страны.
Алмагуль Абильдинова
Фото © Muslim.kz
Поэтому Алмагуль Абильдинова полностью согласна с позицией Национального центра аккредитации, что пришло время установить единые правила и аккредитовать всех игроков. Иначе недобросовестные компании могут лишить перспектив всех остальных.
Сейчас в Казахстане примерно 600 компаний имеют халал-сертификаты. Доля этой продукции на продовольственном рынке страны оценивается в 20%. Сертификаты производителям выдаются различными частными компаниями. При этом нет проблем с лабораториями, имеющими возможность проводить генно-молекулярные исследования – их достаточно. Но есть проблемы с добросовестностью процедуры сертификации. Эксперты признают – нередко она носит формальный характер.
Когда мы приходим сертифицировать производство, то проверяем всё сырьё, - отметила Алмагуль Абильдинова. - Понятно, что в нём не должно присутствовать запретное – собака, свинина, алкоголь, насекомые. ДНК свинины – это первый вопрос. К примеру, мы пришли на предприятие, где производят колбасы. Там сырьё – не только мясо, но и оболочки, красители, соя и так далее. Каждый ингредиент проверяется. И часто ДНК свинины находится не в мясе, а именно в дополнительных составляющих – оболочках или каких-то пищевых добавках. Поэтому задача органа сертификации именно такая – проводить полный анализ ингредиентов, используемых в производстве. Этот принцип должен быть закреплён в системе сертификации. Только тогда мы сможем есть казахстанский халал со спокойной душой.
Алмагуль Абильдинова рассказывает, что за время работы в крупнейшем сертификаторе страны, ТОО «Халал-даму» при муфтияте, участвовала в проведении более 1000 исследований. Во многих случаях в конечном продукте была найдена ДНК свинины. Для решения проблемы провели мощнейшую чистку - убрали многие ингредиенты из технологических процессов. И только после этого признали производителей соответствующими стандартам халал. После выдачи сертификата инспекционный контроль предприятия продолжается в течение года: делается контрольный закуп в любом месте, проводятся независимые лабораторные исследования. Однако таких принципов придерживаются не все компании. Поэтому и возникла речь о необходимости навести порядок в этой сфере.
"Добросовестная сертификация занимает длительный промежуток времени, - подчеркнула спикер. - Даже простой ресторан сертифицируется в течение двух-трех месяцев. Не все органы подходят так строго к процедуре, отсюда и выявляемые нарушения".
МОМЕНТ ДОВЕРИЯ
Есть общие требования к продукции халал, которые различаются нюансами в зависимости от того, какое течение ислама преобладает в той или иной стране. Например, где-то разрешено присутствие в пище кармина (пищевой краситель Е120), где-то нет. С учётом всего этого Казахстану предстоит упорядочить и халал-стандарты, и саму процедуру сертификации – прописав все обязательные этапы. Заниматься этим будет команда экспертов в течение нынешнего года при Казахском национальном аграрном университете в Алматы. После этого, на основе полученных документов, Национальный центр аккредитации проэкзаменует каждый орган сертификации. Если тот окажется компетентен, то продолжит работать в системе. Если нет – последует дисквалификация.
Ергулан Шметов
Что касается стоимости, то сертификация халал стоит от 100 тыс. тенге для небольшого предприятия. Плюс оплата лабораторных исследований. Один анализ ПЦР обходится в сумму от 10 до 16 тыс. тенге. Сертификат выдаётся на год. Деньги небольшие, но не все готовы их платить, даже с учётом экспортных перспектив.
Часто сталкиваюсь с такой ситуацией: объясняю руководителю компании, что есть возможность экспортировать, но для поставок нужен халал-сертификат, - сообщил Ергулан Шметов, директор Halal services alliance, международной организации по сертификации - Мне отвечают, мол, когда найдём клиента, тогда сертифицируемся. Но это неправильно, даже без учёта работы на экспорт. Подумайте о внутреннем рынке: если страна имеет потребителей халал, должен быть соответствующий сертификат. Всё просто – это ориентация на потребителей. К сожалению, у нас мало грамотных менеджеров, тех, кто умеет продвигать свою продукцию.
Шметов является специалистом по экспорту в Иран. И отмечает жёсткость требований исламской республики. Там все условия прописаны законодательно, а за их соблюдением следит министерство здравоохранения страны. Помимо этого, для компаний, решивших начать поставки в Иран, существуют и другие сложности. В частности, из-за санкций банки страны не могут работать с партнёрами напрямую. Поэтому иранским бизнесменам приходится открывать счета в других государствах и работать через них. Конечно, это занимает время.
Но, с другой стороны, это вынуждает иранскую сторону идти на уступки, что делает бизнес привлекательным. Особенно страна заинтересована во ввозе говядины и баранины, а также живых животных. В чём они на уступки не идут – это в соблюдении требований халал. К этому казахстанским бизнесменам нужно быть готовым.
"Главное – понять, что халал – это не только состав продукции, но и вся организация производства с особым отношением к выпускаемому товару, - отметил Ергулан Шметов. - У нас многие компании закрыты, имеют пропускную систему. Мы всегда говорим: если вы сертифицированы как халал, имейте дни открытых дверей, чтобы потребители могли зайти и увидеть процесс производства своими глазами. Если вам нечего скрывать, вы не должны бояться прозрачности. Доверие – важный момент. Его нужно заслужить, и тогда работать на исламском рынке будет легко".
Опубликовано с разрешения "Forbes Казахстан"