Мусульмане-неофиты: потенциальные риски
Я с этим миром давно уже в ссоре.
С его прекрасами я не дружу.
Мне ни к чему его небо и море.
Я просто страница.
Я скоро уйду.
(Медина Гураба)
Этот статус 19-летней девушки, не просто позиция, а целая философия, методология, согласно которой весь мир - тюрьма.
Среди мусульман-неофитов - тех, кто пришел к вере и сменил привычный образ жизни на «новый», с соблюдением религиозных канонов, - подобные мысли часто несут деструктивный характер. Изменение мировоззрения является для человека стрессовой ситуацией, которая, как любой стресс может иметь различные последствия. Без специальной подготовки человек преодолевает стресс привычным из прошлого опыта для него способом. Восторженное состояние новизны от прикосновения к чему-то великому и значительному, определенных ожиданий какое-то время поддерживают организм в состоянии интеллектуальной и физической активности.
Человек получает своего рода духовный заряд, направить который в идеале должен его разум при помощи опытных наставников и добротных знаний. Однако этот заряд может направляться и стихией необузданных психологических комплексов. Если при этом новообращенный страдает какими-либо зависимостями, то в отсутствии авторитетных в обществе наставников в вере направить его потенциал могут и посторонние люди в каких-то собственных, в том числе, разрушительных целях.
Испытание неофитов - совладать с тем жизненным опытом и убеждениями, которые у него были до принятия ислама, выделить полезный опыт, сохранить его и осознанно развиваться дальше, получая новые знания и практику.
Ислам подразумевает максимальную осознанность каждого человека, хотя на практике так происходит далеко не всегда. С точки зрения теологии, адаптация - это одно из первых испытаний, о которых предупреждает Всевышний, говоря о том, что все мы будем испытаны разными ситуациями. Традиции исламского воспитания направлены на подавление своего «эго» (нафса), гордыни, тщеславия и подобных качеств (это и есть большой джихад) и покорение себя воле Всевышнего (это и есть ислам). Но зачастую, у неофитов без критического самоосмысления нафс выходит за рамки, и появляется льстящая самолюбию иллюзия стать великим миссионером в деле морально-духовного переустройства мира в соответствии с его черно-белым делением.
Так появляются «гураба» («чуждые»). Отвергнутые, непонятые, вычеркнутые из социума, угнетенные - так «чуждые» позиционируют себя, с гордостью бросая вызов обществу.
Интернет сегодня стал основным учителем, и обрывочные, вырванные из теологической системы сведения из всемирной сети доходят до пользователя не только в отрыве из контекста, но и вне всякой связи с религиозной моралью. Вследствие этого критерием толкования религиозных текстов становятся не многовековые труды ученых и богословов, а личные амбиции. Тем самым, выборочная, тенденциозная подборка аятов и хадисов превращается в инструмент оправдания собственного тщеславия. Искусное манипулирование процессом вербовки модераторами экстремистской деятельности схоже с вербовкой в тоталитарные культы любого направления. Под влиянием виртуальной вербовки в интернете и соцсетях неофиты не хотят идти в мечеть, где проповедуют «ставленники спецслужб».
Очевидный романтизм и героическая подоплека этого образа свойственны, безусловно, молодой аудитории. Многие из них стремятся перенести подобный романтизм в свое понимание мира, сочетая его с модной для молодежи, а особенно подростков, инертностью, пассивностью в отношении социальной жизни, нигилизмом и даже суицидальными нотами.
Да, верно, путей много. А какой правильный не знаешь
кто этот автор ?
Теолог (Московский исламский университет) и специалист Ассоциации психологической помощи мусульманам
есть еще ее статьи почитать ?
Мы постараемся наладить сотрудничество с ней как с автором материалов для сайта Azan.kz