Искусство правильно давать советы
Как упоминается в Коране, пророк Худ, мир ему, сказал своему народу:
Правильный совет помогает нам более объективно оценить свои действия, ведь сказано в хадисе, что «верующие является зеркалами друг другу». И потому, хороший совет – дорогой подарок. Однако, очень часто мы сталкиваемся с трудностями, когда дело доходит до того, чтобы правильно его преподнести.
Не все люди обладают прирожденной тактичностью и способностью правильно выражать конструктивную критику. Большинство забывают о самой цели совета - как о помощи кому-то добиться успеха, а не унизить или умалить его достоинства.
Выразив свои рекомендации в неправильной форме, особенно близким людям, можно поставить под угрозу отношения с ними. Умение преподносить советы в позитивном ключе, является самым что ни на есть искусством. Если вы рассматриваете подобную перспективу, полезно будет взглянуть на следующие пункты:
1. Проверьте свою мотивацию.
Учитывайте природу ваших отношений с собеседником. Спросите себя, действительно ли ему помогут ваши рекомендации? Кроме того, убедитесь, что делаете это ради Аллаха, а не собственного удовлетворения и «пиара».
2. Уделите внимание тому, как затронуть эту тему.
Заранее обдумайте как, когда и где вы сможете затронуть данный предмет. Также, убедитесь, что при этом вы будете располагать достаточным временем для обсуждения, и ваша беседа будет недоступна другим лицам.
3. Избегайте советов в форме выговора.
По мнению Имама Аль-Газали, различие между советом и выговором состоит в том, что совет дается скрытно и учтиво, тогда как выговор является публичным и бестактным. Также, он отметил слова Имама Аш-Шафии о том, что исправляя своего брата негласно, человек дает ему совет, а делая это публично – высмеивает и унижает его.
Фудайль ибн Ияд сказал:
«Верующий покрывает и советует [единоверцам], в то время как злодей разоблачает и унижает [других]».
Комментируя данное высказывание, Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал:
«Совет является таковым, если он дается скрытно, если же он публичен – это унижение». После, он добавил: «Что касается того, кто призывает своего брата в частном порядке – это совет, однако если он призывает его перед людьми – это просто брань!»
4. Сохраняйте неприкосновенность частной жизни.
Рекомендации и советы в Исламе не подразумевают под собой исследование частной жизни и личных слабостей людей. Передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал:
5. Попросите разрешения.
Непрошеный совет является основной причиной разногласий между друзьями или родственниками. Таким образом, своевременный вопрос о желательности ваших предложений выказывает ваше уважение к собеседнику, и снижает возможные негативные последствия.
6. Сначала выслушайте собеседника.
Это правило распространяется на все добрые взаимоотношения, и становится обязательным. Вопросы часто оказываются сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Выслушав, мы даем собеседнику возможность полнее описать ситуацию, чтобы лучше его понять. Есть ли смысл давать советы, основанные на неполной информации?
Моменты эмоциональных потрясений не способствуют правильному восприятию рекомендаций. Поэтому, для начала, продемонстрируйте положительные стороны разговора. Это поможет человеку расслабиться, и принять ваши советы приветственно.
8. Советуя, не настаивайте.
Предложите собеседнику в качестве совета свой опыт, взгляды и идеи, но предоставьте ему решать все самому. Доверьтесь внутренней мудрости собеседника, чтобы он решил, какой путь является правильным. Не настаивая, вы увеличиваете шансы на то, что ваше предложение будет принято.
9. Избегайте вынесения «приговоров».
Избегайте того, чтобы становиться судьей. Не делайте объектом нападок характер собеседника. Жестокий совет или осуждение собеседника, скорее всего, просто обидит его.
10. Избегайте угроз.
Не совершайте никаких действий, подразумевающих под собой угрозы, тем самым, превращая ваш совет в завуалированный ультиматум. Такие проявления власти и превосходства вряд ли принесут положительный эффект.
11. Будьте конкретны и кратки.
Если вас попросили о совете по конкретному вопросу, заострите свое внимание на том, о чем вас просят, не комментируя другие области жизни человека. Кроме того, старайтесь делать это кратко и по существу.
12. Не старайтесь принудить кого-то следовать вашим рекомендациям.
Высказывать искренние рекомендации – обязательно для советчика. Но он не имеет права заставлять человека следовать им. Ибн Хазм сказал однажды:
«Не следует давать советы с условием, что он должен быть принят. Если кто-то выходит за рамки этого правила, он является угнетателем, а не советчиком, и ищет контроля и подчинения».
13. Давать советы – акт поклонения, а не привычка.
Для некоторых людей раздавать советы превращается в шаблонное действо. Бывает, он дает советы другим, чтобы избежать разбирательств с собственными проблемами. По этому поводу существует замечательное суфийское правило:
«Тому, кто озабочен тем, чтобы исправить других, не хватит времени на то, чтобы исправить себя».
14. Проявите смирение.
Один из способов сделать это – убедиться, что вы можете воспринять ответную реакцию в ваш адрес и попросить о ней. Если вы сможете установить эту связь с собеседником, он автоматически почувствует вас, как равного себе, и положительно воспримет ваши слова.
15. Практикуй то, что проповедуешь.
Всемогущий Аллах говорит:
Халиф Умар ибн Абдуль Азиз сказал:
«Тот, кто дает своему брату советы в вопросах веры и занимается исправлением дел своей жизни, предоставил ему замечательный подарок, и выполняет обязательства, возложенные на него».
16. Рассматривайте возможность разногласий.
Совет не всегда может быть положительно воспринят. Консультирование требует большого терпения. В случае, если ваш собеседник реагирует агрессивно, вы не должны наносить ему ответный вред.
17. Будьте добры и заботливы.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Таким образом, советующий должен быть мягким и добрым. Этот метод соответствует всем общечеловеческим ценностям.
Наконец, важно отметить, что помогать советами – важное по своей значимости действие, свойственное истинному мусульманину. Имам Ан-Навави повествует в своей знаменитой книге «Рияд-ус-Салихин», о том, что Джарир ибн Абдулла сказал:
«Я пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я обязуюсь верности тебе в Исламе» На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Только при условии, что ты будешь молиться, раздавать милостыню и помогать советами». Затем, Джарир ибн Абдулла сказал: «Таким образом, я присягнул на верность».