Дуа - это поклонение
Как и у любого поклонения, у дуа есть свои условия. Для того, чтобы избежать перечисленных ошибок в отношении дуа, мы предлагаем ознакомиться с фрагментами из книги имама Навави «Поминание Аллаха», в которых объясняется, как совершать дуа правильно.
Не забывайте, что основой любого поклонения являются знания.
Об этике и условиях обращения с мольбами к Аллаху и о том, благодаря чему можно ожидать ответа
- Следует проявлять искренность по отношению к Аллаху;
- Следует начинать и завершать мольбу с восхваления и прославления Аллаха и обращений к Нему с мольбами за пророка, да благословит его Аллах и приветствует;
- Следует проявлять решимость при обращении с мольбой и быть уверенным в получении ответа;
- Следует быть настойчивым и не торопить события;
- Обращение с мольбой требует присутствия сердца;
- Обращаться с мольбами к Аллаху необходимо как в благоденствии, так и в беде;
- Не следует обращаться с просьбами ни к кому, кроме Аллаха;
- Нельзя проклинать членов своей семьи, своё имущество, своих детей и самого себя;
- Необходимо понижать голос, не обращаясь с мольбой ни слишком тихо, ни слишком громко;
- Необходимо признавать свои прегрешения и просить за них прощения, признавая милости Аллаха и благодаря за них;
- Не нужно стараться рифмовать слова мольбы;
- Следует проявлять смирение, покорность, желание и страх;
- Перед обращением с мольбой необходимо вернуть несправедливо присвоенное и принести покаяние;
- Обращаться с мольбой следует трижды;
- Перед обращением с мольбой следует повернуться лицом в сторону киблы;
- Обращаясь с мольбой, необходимо воздеть руки к небу;
- Если это возможно, перед обращением к Аллаху с мольбой необходимо совершить омовение;
- При обращении с мольбой нельзя преступать пределов разумного (Другими словами, необходимо обращаться с мольбами смиренно и не повышая голоса и не просить о невозможном);
- Желая обратиться с мольбой за другого, человеку следует начать с себя;
- Моля Аллаха о чём-либо, следует называть Его прекраснейшие имена и высочайшие атрибуты, или просить Его о чём-либо ради праведного дела, совершённого тем, кто обращается с мольбой, или же просить, чтобы с мольбой к Аллаху обратился праведный, живой и присутствующий человек;
- Еда, питьё и одежда обращающегося с мольбой должны быть приобретены дозволенным образом;
- Не следует обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о том, что может привести к разрыву родственных связей;
- Обращающийся с мольбами должен побуждать людей к одобряемому и удерживать от порицаемого;
- Следует удаляться от совершения всего греховного.
В какие периоды времени, при каких обстоятельствах и в каких местах мольбы, обращаемые к Аллаху, будут услышаны
- В ночь предопределения.
- В последнюю треть ночи и после обязательных молитв.
- Между азаном и икамой.
- В определённый период времени каждой ночью.
- Во время призыва к обязательным молитвам.
- Во время дождя.
- Во время наступления в сражении на пути Аллаха.
- В определённый период времени каждую пятницу. Вероятнее всего им является последний период времени, отведённого для послеполуденной молитвы в пятницу, но, возможно, он приходится на время хутбы и пятничной молитвы.
- В то время, когда человек, придерживающийся искренних намерений, пьёт воду Зам-зам.
- При совершении земного поклона.
- Когда человек просыпается ото сна ночью и обращается к Аллаху с такими же мольбами, с какими обращался к Нему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
- Когда человек, засыпает, совершив омовение, а потом просыпается ночью и обращается к Аллаху с мольбой.
- Когда при обращении к Аллаху с мольбой человек говорит: «Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я одним из несправедливых! /Ля иляха илля Анта, субхана-кя, инни кунту мин аз-залимин!/» (Имеется в виду совершение грехов как проявление несправедливости по отношению к самому себе, поскольку грехи неизбежно влекут за собой наказание).
- В случае обращения людей к Аллаху с мольбами за человека после его смерти.
- При обращении с мольбой во время последнего ташаххуда после прославления Аллаха и мольбы за пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
- При обращении к Аллаху по этому Его великому имени (То есть по имени Аллах). Когда к Нему обращаются с мольбой, называя это имя, Он отвечает на мольбу, а когда Его просят этим именем, Он дарует желаемое.
- При обращении мусульманина к Аллаху с мольбой за своего брата в его отсутствие.
- При обращении к Аллаху с мольбой того, кто находится на ‘Арафате в день стояния /вукуф/ (То есть в 9-й день месяца зу-ль-хиджжа).
- При обращении к Аллаху с мольбой во время рамадана.
- При обращении к Аллаху с мольбой во время встречи мусульман, поминающих Аллаха.
- В том случае, когда человек, попавший в беду, обращается к Аллаху с такой мольбой: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах, вознагради меня в моей беде и дай мне взамен нечто лучшее! / Инна ли-Лляхи ва инна иляйхи раджи‘ун! Аллахумма,-'джур-ни фи мусыбати ва ахлиф ли хайран мин-ху!».
- Обращение с мольбой в тот момент, когда сердце устремляется к Аллаху, а человек проявляет по отношению к Нему наибольшую искренность.
- Проклятие притесняемого, который проклинает обидчика.
- Обращение родителя с мольбой к Аллаху за своих детей и проклятие родителя, проклинающего своих детей.
- Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится в пути.
- Обращения с мольбой к Аллаху во время поста, пока постящийся не разговеется.
- Обращение с мольбами к Аллаху человека, соблюдавшего пост, во время разговения.
- Обращение с мольбой к Аллаху человека, которого принуждают к чему-либо.
- Обращение с мольбой к Аллаху справедливого правителя.
- Мольба, с которой почтительный сын обращается за своих родителей.
- Мольба по примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с которой человек обращается к Аллаху после омовения /вуду/.
- Обращение к Аллаху с мольбой во время хаджжа после бросания камешков в малый столб /аль-джамрат ас-сугра /.
- Обращение к Аллаху с мольбой во время хаджжа после бросания камешков в средний столб /аль-джамрат аль-вуста /.
- Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится внутри Каабы, а также в пределах аль-Хиджра (Аль-Хиджр - огороженная полукруглой невысокой стеной и непокрытая крышей часть Каабы), являющегося частью Каабы.
- Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится на холме ас-Сафа.
- Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится на холме аль-Марва.
- Обращение с мольбой к Аллаху того, кто находится в аль-Маш‘ар аль-Харам (Аль-Маш‘ар аль-Харам - название места в долине Муздалифа. Это место, находящееся близ горы, которая называется Майкада, считается наиболее предпочтительным местом пребывания паломников в Муздалифе во время хаджжа).
Вообще же верующему следует обращаться с мольбами к своему Господу постоянно, где бы он ни находился, ведь Аллах Всевышний сказал: «А если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и Я отвечаю на мольбы взывающего, когда он взывает ко Мне» (сура Аль-Бакара, 186 аят), однако вышеупомянутым периодам времени, обстоятельствам и местам следует уделять особое внимание.
Почему иногда мы не получаем ответа на свои мольбы?
Мы должны быть твёрдо убеждены в том, что Всемогущий и Великий Аллах является Владыкой всего и что лишь от Него зависит, дарует Он что-либо просящему или откажет ему. Если Он дарует, то делает это по милости Своей, а если отказывает, то по справедливости, ведь Он обладает высшей мудростью, даруя или отказывая только сообразно определённому замыслу.
Человек не знает о том, каким будет исход его дел, и иногда просит о том, исход чего похвальным не станет, а иногда - о том, что принесёт ему вред, и в этом он бывает похожим на больного ребёнка, который просит сладостей, когда есть их ему нельзя. Тот, Кто управляет человеком, лучше знает о том, что ему подходит, и о том, к чему он придёт, а в Коране сказано:
Следует ожидать ответа на свои мольбы, поскольку такое ожидание является одним из величайших и важнейших видов поклонения, и чем труднее будет ожидание ответа, тем больше раб Аллаха будет доверять своему Господу и тем ближе он будет к Нему.
Обращение с мольбой к Аллаху принесёт мусульманину пользу независимо от того, будет ему дан ответ или нет, ибо если Аллах Всевышний, слава Ему, в силу известных Ему причин не ответит взывающему с мольбой при жизни человека, взамен этого Он дарует ему награду в мире вечном, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Совершая грехи, человек может сам перекрывать путь получения ответа, но если он расчистит этот путь с помощью благочестия, то обязательно добьется желаемого, ведь Аллах Всевышний сказал:
Одним из серьёзнейших прегрешений, препятствующих получению ответа на мольбу, является употребление в пищу запретного.
Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Такой же совет пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал Са‘ду бин Абу Ваккасу, да будет доволен им Аллах, которому он сказал:
И, наконец, можно вспомнить о том, сколь прекрасный ответ дал людям Ибрахим бин Адхам, да помилует его Аллах, когда они спросили его: