Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаляму алейкум, уважаемый джамаат! Пусть Всевышний Аллах примет наш пост и наше поклонение в этот священный месяц! Пусть Аллах в этот пятничный день, когда принимаются мольбы, примет наши дуа!
Всевышний Аллах в Священном Коране неоднократно упоминает нашу мирскую жизнь, раскрывая ее истинную суть:
{ٱعۡلَمُوۤا۟ أَنَّمَا ٱلۡحَیَوٰةُ ٱلدُّنۡیَا لَعِبࣱ وَلَهۡوࣱ وَزِینَةࣱ وَتَفَاخُرُۢ بَیۡنَكُمۡ وَتَكَاثُرࣱ فِی ٱلۡأَمۡوَ ٰلِ وَٱلۡأَوۡلَـٰدِۖ}
«знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха»
Всевышний говорит: «аль-хаяту ад-дуния», то есть, мирская жизнь. Одно название уже сообщает о многом. Слово «Дуния» исходит от арабского слова "دنو" (дуну), которое имеет два значения. Первое означает: быть близким, а второе: быть низким.
Жизнь близка нам, тесно связана с нами, она причиняет нам страдания, она доставляет удовольствия, она обволакивает нас. Создавая иллюзию своей незаменимости, дунья пытается доказать нам, что она единственная и что за ее пределами ничего нет и что вас вне ее пределов не может быть. Таково коварство дуньи.
Второе значение – «низкий». Эта жизнь – низкая жизнь. Всевышний Аллах дал нам эту жизнь временно. Эта жизнь не вечна. Каждый человек знает, что он смертен, но когда человек пересекает зрелый возраст, то его знание смертности переходит в осознание. Он понимает, что не может положиться на нее, не может надеяться на нее. Давайте не будем ждать преклонного возраста, но попробуем осознать как можно раньше – дунья конечна и дана во временное пользование.
Если мы будем думать только об этой жизни и переживать только за нее, не задумываясь о вечной жизни, то мы будем низкими людьми, мы будем низкими рабами перед Аллахом. Поэтому эта жизнь – низкая жизнь, низкий мир. А вечная, высшая жизнь, которая никогда не прекратится – это следующая жизнь у Всевышнего Аллаха. - - Что мы с вами посеем в этой нашей короткой, яркой жизни, то мы пожнем в следующей жизни. По этой причине Всевышний Аллах называет эту жизнь «الدنيا». Далее Аллах описывает:
«Эта жизнь – всего лишь украшение, которое привлекает вас. И похвальба между вами средствами жизни. Стремление обрести больше имущества и детей».
Всевышний Аллах повествует в этом аяте о тех людях, которые поставили целью эту жизнь. Но для истинного мусульманина этот мир – только средство. Ведь если целью человека будет вечная жизнь, то эту жизнь он будет использовать как инструмент, он потратит её не на забаву и потехи, а будет усерден в совершении добрых дел и в поклонении. Наш Пророк ﷺ оценивая эту жизнь, говорит в своем хадисе:
"الدنيا دار من لا دار له"
«Этот мир – является местом и домом человека, у которого нет ни дворца, ни благих дел в последующей жизни»
Однажды Пророк ﷺ шел со своими сахабами и увидел умершего барана, хозяин которого вынес его. Тогда Пророк ﷺ спросил у сахабов:
"أ ترون هذه هانت على أهلها؟"
«Как вы думаете, нужен ли этот баран своему хозяину? Дорог ли этот баран ему?».
Тогда сахабы ответили: «Он не имеет никакой ценности перед своим хозяином, поэтому он выбросил его». Тогда Пророк ﷺ сказал:
"والذي نفسي بيده، للدنيا على الله عز و جل أهون من هذه على أهلها"
«Клянусь Всевышним Творцом, в чьей воле моя душа! Подобно тому, как этот баран не нужен своему хозяину, насколько он не имеет никакой ценности, мир этот еще ничтожнее для Аллаха».
Наш Пророк ﷺ говорит это, чтобы нас не ослепил обман этой жизни. Еще в одном хадисе, принижая сущность дуньи, Пророк ﷺ говорит:
"لو كانت الدنيا تعدل عند الله جناح بعوضة ما سقى كافرا منها شربة ماء"
«Если бы этот мир стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, то Он не дал бы из него неверующему и глотка воды»
Всевышний располагает этот мир перед верующим и неверующим, познавшим и не познавшим Его, и тем, кто живет дозволенным путем и погрязшим в грехах людям. Потому что этот мир не имеет никакого веса перед Всевышним. Он создал этот мир в качестве испытания и временного средства. Кто живет, заботясь об Ахирате, тому эта жизнь будет огромной базой для приобретения припасов для последующей жизни.
Наше пребывание в этой жизни - игра, увлечение и амбиции, - желания, имущество и привязанности к мирскому. Однако, для истинного мусульманина, этот мир - средство, инструмент для достижения вечной жизни. Мы должны жить, зная истинную цель нашего существования и свои обязанности. Как говорил Абай: «У каждого человека должны быть готовые ответы на вопросы: «Куда я пришел? Зачем я пришел? И куда я направляюсь?»
Пусть Аллах сбережет нас! Пусть Всевышний Аллах дарует нам благую жизнь! Пусть Аллах будет доволен нами!