О посте в день Ашура
Примечание от редакции azan.kz: В этом году, день Ашура наступает 20-го сентября. Это значит, что поститься желательно 19-го и 20-го сентября, или 20-го сентября и 21-го сентября.
Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура. Как передает сподвижник Ибн Аббас (радиаллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) при переселении в Медину обнаружил, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Они говорили, что это день, когда Пророк Муса (алейхиссалям) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Мы ближе связаны с Мусой (алейхиссалям), чем вы», - и предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд)
Также передается в ряде достоверных хадисов, что в начале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура — добровольным. Саййидина Аиша (радиаллаху анха) сказала:
«Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в этот день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)
Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса (радиаллаху анху), что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)
Одним словом, на основе ряда достоверных хадисов является установленным, что пост в день Ашура — Сунна Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и соблюдением данного поста человек заслуживает большую награду.
Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.
Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни.
Согласно науке хадисов, данные хадисы не являются очень достоверными, однако некоторые ученые — такие, как Байхакы и Ибн Хиббан — приняли их как заслуживающие доверия.
То, о чем говорится выше, - это все то, что поддерживается достоверными источниками о дне Ашура.