В земной жизни люди проходят через различные испытания. Каждый такой экзамен должен научить нас выносливости и стойкости. Мы должны смиренно принимать дарованную Аллахом судьбу и смотреть на беды через призму терпения. Но нужно ещё войти в положение других людей, разделив их горести. Мусульманину стоит думать: «Я ничем не отличаюсь от остальных, со мной может произойти то же самое». И благодарить Аллаха — словом, и делом.
Сиротство — это тяжкое испытание. Лишённый отца и матери человек ощущает нехватку нежности. У сирот влажные глаза, согбенные шеи, израненные души и разбитые сердца. Это выпавшее на долю состояние придётся пережить, однако при этом столь велика потребность в моральной и материальной поддержке других людей! Поэтому Аллах призывает мусульман быть особенно внимательным к сиротам, разделить их горе и стать для них надёжной опорой.
Сирота – это несовершеннолетний ребёнок, у которого нет отца, матери или обоих родителей. Сегодня, в так называемом «двадцать первом веке», при так называемой «демократии» слова «сирота» или «дома для сирот» для нас не новые и даже привычные. Для казахского общества в практике жизни эти слова были чуждыми, и не потому, что были запрещены, а потому, что в них не нуждались.
«Лучший дом мусульман – тот, в котором доброе отношение к сиротам …» (аль-Ятим)
В наше время, к сожалению, мы наблюдаем много глобальных конфликтов, войн, террористических актов и тому подобных негативных явлений. Многие семьи лишаются детей, матерей и отцов…То, что войны забирают жизни, – это ясно. Однако есть и такие люди, которые даже в мирное время оставляют детей в приютах.
Для того чтобы и сегодня детей не бросали по приютам, не издевались над сиротами, нужны человечность и милосердие друг к другу, а такие качества искренне присутствуют только в верующем человеке, а значит, и в самой религии, которая пробуждает и взращивает их. Мудрый и проницательней Пророк (мир ему и благословение) упомянул во многих своих хадисах о доброте к сиротам и о воздаянии за доброе отношение к ним. По всем параметрам Ислам остаётся самой гуманной и милостивой религией.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Тому, кто провёл рукой по голове сироты, проявляя милость, Аллах записывает ему благие дела в количестве волос на голове этого сироты и стирает грехи в количестве этих же волос, и поднимает Аллах степени его (погладившего)» (ибн Наджар в книге «Канзуль Уммаль»).
В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Кто погладил голову сироты ради Аллаха, тому записываются воздаяния за каждый волосок, который охватила его рука. Если кто сделал добро сироте, который возле него, то я и этот человек в Раю как эти два пальца (и присоединил оба пальца, указательный и средний)» (имам Ахмад, ибн аль-Мубарак и д. р.).
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Тот, кто кормит и поит сироту из мусульман до тех пор, пока Аллах его (сироту) не сделает достаточным, то Аллах обязательно введёт этого человека в Рай, если он не совершил дела, которых Аллах не простил этому человеку…» (передали от ибн Аббаса).
Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, рассказал, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл человек с жалобой на чёрствость сердца, и Пророк ответил:
«Если желаешь мягкости сердца (т. е. доброе, милостивое сердце), то погладь сироту по голове (проявляя милость) и накорми его (сироту)» (Хайсам, Табарани).
Истинно таких детей поймёт, наверно, только тот, кто сам оказывался в подобной тяжёлой ситуации, вплоть до борьбы за выживание. Ислам требует быть милостивыми ко всем, в том числе к сиротам, ибо мусульмане должны быть довольны любым решением Творца. Тут есть и иная сторона: часто, не имея отца, матери или обоих родителей, обделённый заботой и воспитанием ребёнок просто-напросто может встать на неправильный путь, влиться в бандитские группировки. А представьте, если сделать из этого ребёнка истинного раба Аллаха, какое огромное воздаяние ожидает попечителя сироты!
Сообщили, что один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «У меня живёт сирота, как мне его наказывать?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:
«Так, как ты наказываешь своих детей», – т. е. без увечий, ран и синяков (аль-Байхаки, Хайсами).
Если человек может обойтись без наказания, т. е. словесно, то ему следует ограничиться только словом. Сообщается от Пророка, что он сказал:
«Когда бьют сироту, содрогается Арш (Трон) Милостивого от плача его, и Аллах говорит: “О Ангелы Мои! Кто заставил плакать того, у кого нет отца (сироту)?!”» – хотя Он лучше Знающий. Ответят ангелы: “О Аллах! Мы не знаем”. Тогда Аллах скажет: “Будьте свидетелями, кто обрадует сироту ради меня, Я обрадую его в День Великого Суда”» (ибн Адйи, Куртуби).
Имели обыкновение заботиться о сиротах и лучшие люди после пророков. Это сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они брали пример со своего учителя и следовали его заветам. Известно много случаев, демонстрирующих их внимание к сиротам и стремление обеспечить их всем необходимым. ‘Абдуллах ибн ‘Умар, например, никогда не ел, не разделив трапезу с сиротой [Сахих аль-адаб аль-муфрад].
Многие люди полагают, что забота о сироте подразумевает только его содержание. Не приходится сомневаться в ошибочности этого мнения, хотя награда за содержание сироты действительно велика, как и награда за расходование на угодное Аллаху и на совершение благих дел вообще. Понятие заботы о сироте намного шире простого материального обеспечения. Берущий на себя заботу о сироте старается заменить ему родителей. А быть родителями — это, несомненно, намного больше, чем просто покупать ребёнку еду и одежду и предоставлять ему крышу над головой.
Опекун, как и родитель, должен позаботиться о психоэмоциональном и физическом развитии ребёнка, правильном формировании его личности, его образовании, в том числе и религиозном, и его здоровье, а также дать ему хорошее воспитание и постараться, чтобы из его воспитанника получился, с позволения Аллаха, человек с большой буквы.
Просим Всевышнего Аллаха – Господа миров воздать наилучшим в обоих мирах каждому мусульманину и мусульманке, кто с благим намерением опекал и помогал сиротам и бездомным детям! И просим Аллаха, чтобы количество таких детей не увеличивалось! Помочь нам понять истинную ценность жизни и понять, что дети – это всё-таки подарок Аллаха, который Он мог бы дать другому, но всё же дал нам и возвеличил нас через это! Даровать нам Свою милость и вести нас в наших благих делах прямым путём! Укрепить нас на пути, на который Он нас наставил и на пути, который указал нам Посланник (мир ему и благословение)! Аминь!