Серик Cапиев: Быть духовным – значит быть дисциплинированным
"У меня не было кумира"
– Серик Жумангалиевич, вы помните свой первый поединок на ринге?
– Да, помню. Если память не изменяет, мне было около 12 лет. Из родного города Абай мы приехали на соревнования в областной центр. Для таких мальчишек, как мы даже подобные небольшие соревнования казались самым настоящим большим турниром. Тогда я из-за своей горячности не в полной мере смог использовать свой потенциал. Поэтому и проиграл.
– А что вас сделало известным боксером: неустанный труд, природный талант или мечта стать чемпионом?
– Если вы хотите достичь успеха, независимо от сферы деятельности, во-первых, надо много трудиться. Главный ключ к спортивным достижениям – тоже труд! Далее у тебя должен быть хороший профессиональный тренер. А если говорить о природном таланте, то он тоже очень важен. Потому что это твой стержень.
Но если талантливый человек окажется ленивым, он проиграет менее талантливому, но трудолюбивому боксеру. Поэтому я могу точно сказать, что все мои достижения только благодаря трудолюбию.
– На мой взгляд, у каждого начинающего спортсмена должен быть человек, на которого он хотел бы быть похожим. Кто был вашим кумиром?
– В детстве я много смотрел поединки Ермахана ага. Мы, молодые боксеры, выросли на них. Но у меня никогда не было кумира, на которого я хотел бы походить.
Да, я видел поединки известных боксеров, многому у них научился. Но никогда не стремился быть как они, боксировать, как они. Увиденное от других всегда старался делать по-своему.
"Было много приглашений в профессиональный бокс"
– В последнее десятилетие послусредняя и первая средняя весовые категории являются самым сокрушительным дивизионом. Мэйвезер, Пакьяо, «Канело», Котто, Кроуфорд, Спенс – наверно, в истории не было случая, чтобы такие знаменитости оказались в одном весе. При возможном переходе в профессиональный бокс вы могли бы повторить свои успехи в любительском боксе?
– Я верю в свои силы. При переходе в профессиональный бокс я смог бы добиться определенных результатов, к примеру, стать чемпионом мира. Так как у меня есть многолетний опыт в любительском боксе.
– Вас приглашали в профессиональный бокс?
– Да, было немало приглашений. Я встречался с этими людьми лично. К примеру, в 2007 году в США ко мне подходил менеджер Матвея Коробова.
Но в то время передо мной стояла цель – участвовать в Олимпиаде 2008 года. Во-вторых, ходили слухи, что в Америке обманывают парней, перешедших в профессиональный бокс. С одной стороны, и это меня насторожило.
После Олимпиады в Пекине мне позвонил Геннадий Головкин и сказал: «Приходи к нам, тебя ждут». Но я отказался, потому что после неудачи в Пекине я был настроен выиграть следующую Олимпиаду.
– Правда, что вас приглашал Мэйвезер?
– Он не приглашал меня специально. Лишь во время одной из встреч спросил: «Почему не покажешь себя в профессиональном боксе, ты же еще молод?».
"В поединке с Мэйвезером преимущество было бы за мной"
– Эррол Спенс, Эгидиус Каваляускас, которые не раз пробовали на себе силу ваших ударов в любительском боксе, сейчас многого добились на профессиональном ринге. Спенс – чемпион мира, Каваляускас в прошлом году боролся за пояс. При виде их достижений вы не сожалеете о том, что не перешли тогда в профессиональный бокс?
– Нет, такие мысли меня не посещают. Потому что в 29 лет я стал чемпионом Олимпиады. Если бы тогда я перешел в профессиональный бокс и стал чемпионом в 30-31 год, то не за горами и пенсионный возраст в спорте. Я не хотел рисковать своим здоровьем ради такого короткого срока.
– Когда в 2012 году вы стали чемпионом Олимпиады, Мэйвезер был королем профессионального ринга. У вас одинаковый вес. Если бы вы встретились на ринге, за кем бы была победа?
– Если бы мы дрались по правилам любительского бокса – три раунда, преимущество было бы за мной. А боксировать 12 раундов на профессиональном ринге с Мейвезэром очень тяжело. Потому что он опытный боксер, привыкший к длительному времени.
– На кого возлагаете надежды среди нынешних казахстанских профессиональных боксеров?
– Данияр Елеусинов, Садриддин Ахмедов, Батыр Жукембаев, Жанибек Алимханулы, Мейирим Нурсултанов, Айдос Ербосынулы, Мадияр Ашкеев, Иван Дычко…Порядка 10 боксеров подают неплохие надежды.
"Перенос олимпиады на руку начинающим боксерам"
– Какие результаты ожидаете от предстоящей Олимпиады?
– Как вы знаете, в связи с пандемией, Олимпиада в Токио отложена на следующий год. У нас есть порядка 50-ти лицензий по всем видам спорта. Еще будут квалификационные турниры.
В боксе нам удалось взять путевки по всем весовым категориям. Думаю, эти лицензии сохранятся и до следующего года.
В нашей сборной путевки в легком весе взяли молодые боксеры, у которых недостаточно опыта на международной арене. С одной стороны, перенос Олимпиады выгоден для них. Они успеют набраться опыта.
А у боксеров в тяжелом весе подготовка хорошая. Это настоящие мастера кожаной перчатки, которые не раз побеждали на различных турнирах.
– Очевидно, что самая большая ответственность в «казахском весе» возлагается на Абылайхана Жусипова…
– У него большие возможности, чтобы выиграть на Олимпийских играх. Основные соперники Абылайхана – россиянин Андрей Замковой и кубинец Иглесиас Сотолонго – уже в возрасте. Для них перенос олимпиады не есть хорошо. А нашему боксеру 22 года, и у него все еще впереди. До следующего года он сможет отшлифовать свое мастерство.
"Правильно слушать проповеди тех имамов, которые работают официально"
– Представители ваххабитского течения стараются вовлечь в свои ряды спортсменов. Мы слышим о боксерах, которые бросив спорт, ушли в религию. Вы знаете об этом?
– Конечно, такие есть. Зачастую в путы нетрадиционных религиозных течений попадаются молодые спортсмены. Они еще не видели жизнь, ничего, кроме спорта, не знают. Поэтому, к сожалению, являются легкой добычей сектантов.
К примеру, ранее в Карагандинской области был один боксер. Он стал приверженцем нетрадиционного течения, и сейчас о его местонахождении ничего не известно. Я иногда спрашиваю о нем у знакомых, но никто до сих пор не знает, где он и что с ним.
Поэтому я советую всем молодым спортсменам не слушать кого попало, а получать религиозные знания только в мечетях. Учишься ли читать намаз, познаешь ли религию – нужно идти только к имамам мечетей. Правильно слушать проповеди лишь тех имамов, которые работают официально. На мой взгляд, это единственно верный способ не сойти с истинного пути.
– Что для вас значит духовность?
– Для меня духовность – это вера во Всевышнего, не нарушать установленные Им духовные принципы, жить в мире со всеми и быть дисциплинированным, тактичным человеком. По моему мнению, тактичный человек не способен на грехи, придерживается здорового образа жизни, во всех делах стремится к справедливости.
– Как часто ходите в мечеть?
– Хожу каждую пятницу.
– Как вы оцениваете религиозную обстановку в стране?
– Мы являемся светским государством, поэтому каждый человек волен выбирать себе религию. Религиозным конфессиям разрешено открывать свои объединения и работать.
Правоохранительные органы проводят работу по пресечению деятельности запрещенных деструктивных течений. Для того чтобы не попасть в их сети, людям следует повышать свою религиозную грамотность.
"Возможно, вернусь в бокс"
– Мы узнали, что будет сниматься фильм о вас под названием «Боксер». Когда мы сможем его посмотреть?
– Съемочные работы уже начались. Кастинг состоялся. Фильм должен выйти в прокат в конце этого или начале следующего года.
– Вы читаете книги? Какую книгу читаете сейчас?
– В большинстве случаях читаю книги о психологии, современных цифровых технологиях и истории. Сейчас читаю книгу Джошуа Рамо Куперда «Седьмое чувство. Как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху» и книгу Юваля Ноя Харари «Sapiens: краткая история человечества».
– Последний мой вопрос: Тайсон собирается вернуться в бокс, также вы в ближайшем будущем не планируете совершить «камбэк»?
– Если поступят предложения, от которых я не смогу отказаться, это не исключено.
– Благодарю за беседу!