Прощение как милость
В обыденное время, мы воспринимаем прощение как некую милость, по отношению к другому человеку. Для того, кто получил прощение - милость, для того, кто прощает - облегчения и снятия камня с души.
Нужно ли упоминать, человек затаивший обиду и не желающий простить, всегда должен оглядываться на это своё гнетущее чувство. Очень похоже на путника, который вместе необходимой провизии берёт с собой камни, которые не пригодятся ему по пути.
Зная, что Ислам - милость для людей, что мы знаем о прощении с точки зрения религии?
От Аиши передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
اللَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ
«О Аллах, Ты Прощающий и Великодушный! Ты любишь прощать» (Сунан Тирмизи, 3513).
Прощение Господом, Субханаллахи тааля рабов, за грех.
Молим мы о прощении нашем, так почему мы не можем простить, просящего у нас, тогда как мы желаем быть прощены сами. Анас ибн Малик сказал:
مَا رَأَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ رُفِعَ إِلَيْهِ شَيْءٌ فِيهِ قِصَاصٌ إِلَّا أَمَرَ فِيهِ بِالْعَفْوِ
«Я никогда не видел, чтобы Пророк стремился наказать человека, причинившего ему зло, напротив, он призывал быть милостивыми и прощать обидчика» (Сунан Абу Давуд, 4497).
Пророк, да прибудет с ним милость и приветствие Аллаха, всяческий вдохновлял нас быть прощающими и быть милостивыми. Не держать обиду больше 3-х дней.
Также восхваляется тот, кто первый пойдет на уступки и первым попросит прощение.
Как-то у Хасана (р.а.) и Хусейна (р.а.) произошел спор, в результате они перестали разговаривать друг с другом. Через несколько дней пришел один из них, попросить прощения, и второй ответил, что ждал его, желая, чтобы его брат получил больше награды, за первый шаг.
Нужно ли напоминать хадис об оставившего спор?
«Тому, кто решит оставить спор, будучи правым, построят дом на самом высоком месте в Раю; а тому, кто оставит спор, будучи неправым, построят дом в окрестностях Рая».
Прощение - милость для всех, кто желает награды от Аллаха, также это облегчение при ведении дел между людьми.
Прощение - очень обширная тема, с какой бы точки зрения мы бы не посмотрели на это, всегда можем увидеть лишь положительное влияние на людей. Умение прощать, принимать прощение другого человека большой шаг, показывающий, что тот, кто прощает широк душой и умеет поставить себя на место провинившегося человека.
Хотя бывают ситуации для нас неприемлемые, но, если человек пришёл с покаянием признав свою ошибку, необходимо принять его покаяние. У нас есть пословица, где говориться: «Алдыңа келсе, атаңның құнын кеш», что можно перевести как: «Если человек пришёл к тебе с покаянием, то прости даже смерть отца». Очень глубокий смысл вложен в эту пословицу, простить человеку кровную месть - это поступок, требующий силы и терпимости, но именно об этом говорит данная пословица, которая очень похожа на то, что пришло в Священном Коране:
(وَكَتَبۡنَا عَلَیۡهِمۡ فِیهَاۤ أَنَّ ٱلنَّفۡسَ بِٱلنَّفۡسِ وَٱلۡعَیۡنَ بِٱلۡعَیۡنِ وَٱلۡأَنفَ بِٱلۡأَنفِ وَٱلۡأُذُنَ بِٱلۡأُذُنِ وَٱلسِّنَّ بِٱلسِّنِّ وَٱلۡجُرُوحَ قِصَاصࣱۚ فَمَن تَصَدَّقَ بِهِۦ فَهُوَ كَفَّارَةࣱ لَّهُۥۚ وَمَن لَّمۡ یَحۡكُم بِمَاۤ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُو۟لَـٰۤىِٕكَ هُمُ ٱلظَّـٰلِمُونَ)
«...Кто же откажется от возмездия (простит, словно передаст милостыню), то это — искупление для него (прощением части грехов) …» (5:45)
Именно поэтому прощение - это большая милость для всех нас!