Хадис вводит в заблуждение всех, кроме факихов
Не является глупостью то, что младенец в пеленке тянется к раскаленному углю. Однако глупо, когда молодые люди дают фетву по вопросам шариата, не имея представления о фикхе.
Если ты спросишь их: «Почему ты так небрежен по отношению к религии?», то последует следующий ответ: «Я опираюсь на слова Пророка. В хадисе сказано: «Если судья вынесет решение, проявив усердие /иджтихад/, и (его решение) окажется правильным, ему полагаются две награды, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибется, то ему полагается одна награда [1]»», тем самым они стараются оправдать свои действия.
Тем не менее, этот хадис не относится ко всем мусульманам. Данный риваят касается только определенный группы людей, если быть точнее, ученых, обладающих правом выносить иджтихад. В книге Маалим сунан поясняется:
«Это относится к ученым-муджтахидам, которые хорошо осведомлены в правилах иджтихада и основах шариата (фикха).
Положение этого хадиса не относится к людям, не обладающим правом выносить иджтихад. Если такой человек ошибется в постановлении хукма, то ему нет прощения. Напротив, его грех будет тяжелым». В отношении вышеприведенного хадиса имам Науауи писал:
«Все ученые единогласны в том, что данный хадис относится только к ученым хадиса и людям, обладающим правом выносить хукм.
Таким образом, если такой ученый окажется прав в постановлении хукма, то получит две награды. Одна награда за проявленный иджтихад, вторая награда за правильный ответ. Если же он ошибётся, то получит одну награду за иджтихад.
Запрещено выносить хукм людям, которые не обладают правом проявлять усердие (иджтихад). За его старание вынести хукм он не получает награду, напротив, он совершает грех. Его хукм случайно может оказаться верным, несмотря на то, что он не опирается на шариат. В любом случае он является грешником, соответствуют его слова шариату или нет [2]».
Общая проблема в религии среди молодежи - ошибочно полагать, что чтение книг по хадисам и разбору хадисов равнозначно пониманию шариата. Порой они могут даже проявить иджтихад, опираясь на небольшие тексты хадисов. Безусловно, и то, и другое является ошибочным. Потому что в книгах по хадисам приводится разбор только в отношении избранных вопросов через призму фикха. А в книгах по фикху подробно заключены все вопросы шариата, начиная с алифа и до конца.
Во-вторых, как правило, в книгах по хадисам не затрагиваются условия, требования и щекотливые темы по фикху. По той причине, что книги по хадисам не являются трудами, посвященными фикху. В-третьих, авторы трудов, посвященных разбору хадисов, пишут пояснение различных вопросов шариата лишь в рамках своего мазхаба.
В заключение, люди, читающие пояснение хадисов (шарх) не просвещаются в фикхе в необходимой степени.
В труде хадисоведа имама Хаттаби «Маалим сунан», поясняющем книгу Сунан Абу Дауда, написано: «В наше время ученые поделились на две группы: ученые по хадису и ученые по фикху. Две эти группы не могут совершать действия, отдельные друг от друга. Каждая из них нуждается в своем товарище.
Потому что хадис - это фундамент здания, а фикх - его стены.
Известно, что стены без фундамента не простоят долго. Также и фундамент разрушится без фундамента».
Следовательно, фикх - это плоды хадиса. В книге Хатиб Багдади «Факих уа мутафакких» приводится следующая история: «Ибн Магин, Абу Хайсама и Халаф бин Салим образовали группу и проводил урок по хадису. Пришла некая женщина и спросила: «Может ли женщина, у которой менструация, омывать тело умершего?». Никто из них не смог ответить на этот вопрос. В это время проходил Абу Саур. Собравшиеся люди сказали ей обратиться к нему по этому вопросу. Ученый ответил: «Да, женщина, у которой менструация, может омывать тело умершего. Основанием этому служит риваят, в котором Пророк (с.а.с.) сказал матери правоверных Аише (р.а.): «Твоя менструация не в твоих руках». Наряду с этим, доказательством служит и хадис от матери правоверных Аиши: «Не раз случалось так, что, когда у меня были месячные, я мыла голову Посланника Аллаха». Таким образом, если дозволено мыть голову, то дозволено мыть и тело умершего человека».
Услышав это, собравшиеся для изучения хадиса начали говорить по очереди: «Да, этот хадис приводит такой-то, есть также другой путь передачи этого хадиса». На что женщина сказала им: «Если вы знаете это, то где вы были ранее?» [3].
Ханафитский ученый Хусейн бин Али Саймари передает риваят Агмаша и Абу Ханифы. «Мы сидели в доме Агмаша. Были заданы вопросы по разным темам. Он спрашивал у Абу Ханифы: «Что ты скажешь по этому поводу?» Он довел до Агмаша ответ, в котором сказал то-то и то-то. Агмаш спросил: «Опираясь на что ты даешь ответ?» Абу Ханифа привел несколько цепочек хадисов со словами: «Ты передал нам от Абу Салиха, он - от Абу Хурайры, а он привел риваят от Пророка». Агмаш сказал: «Ты рассказал я одном собрании все хадисым, которые я передавал в течение ста дней. Я не знал, что ты пользуешься этими хадисами. О, ученые фикха! Вы врачи, а мы изготовители лекарств. А ты, Абу Ханифа, взял долю от обеих наук (хадис и фикх)» [4].
Бишр ибн Уалид Кинди рассказывает: «Мы отправлялись к хадисоведу Ибн Уайна. Если поднимался тяжелый вопрос, то он спрашивал: «Есть ли тут последователи Абу Ханифы?», и просил их дать ответ. Далее он говорил:
«Доверять ученым по фикху - целостность религии [5]».
Когда Яхья ибн Магина спросили: «Если человек знает сто тысяч хадисов, может ли он выносить фетву?», он ответил: «Нет».
- А если он знает двести тысяч хадисов?
- Нет.
- А если триста тысяч хадисов?
- Нет.
- Пятьсот тысяч хадисов?
- Я надеюсь.
Яхья ибн Магин - учитель имама Ахмада, Бухари и Муслима.
Написавший эти сведения Хатиб сделал следующее заключение: «Если ученый, ответственный за вынесение фетв, овладел книгами, перечисленными Яхья ибн Магином, но не не способен вынести хукм, разобрать и осмыслить эти риваяты, то он не может выносить фетвы.
Потому что знание - это не многочисленное заучивание риваятов, а осмысление и понимание значений [6]».
А Абдулла ибн Уахб пояснил, что понимание нюансов хадисов и вывод из них правил фикха требует больших знаний следующими словами:
«Хадис вводит в заблуждение всех, кроме факихов [7]».
[1] Бұхари, 7352
[2] Науауи, Шарх Муслим, 12/13
[3] Факих уа Мутафакких, 2-том, 88-стр
[4] Манг мин иттибаг гойра мазахиб арбага, 34-стр, Мухаммад Хамид
[5] Жаухарат Мудия 1/166
[6] В книге Джамиг 2/174:
[7] В книге Мадарик, 1/96,