Главный имам: Наурыз испокон веков является началом возрождения и созидания!
Ассаламуалейкум, господин Еркинбек! Вот и остались позади долгие и суровые зимние морозы. Наступила цветущая весна и мы сблизились к дню весеннего равноденствия – празднику Наурыз.
Уалейкумассалам, благодарю! Да, по праву весну можно считать бесценным даром Всевышнего, великим благом, когда спадает снег, пробуждается все живое, природа обретает особенную красоту, зеленеет трава, люди навещают друг друга, а все это переходит в большой пир – праздник Наурыз. Поэтому праздник Наурыз, которого наш народ ожидает с особым трепетом испокон веков является олицетворением возрождения и обновления, мира и созидания, источником достатка и благодати. В этой связи я хочу от всей души поздравить всех казахстанцев, весь народ с праздником Наурыз.
Как относится наша религия Ислам к празднованию Наурыз, общего праздника для тюркских народов?
Мы должны знать, Наурыз – не религиозный, а национальный, народный праздник. В одних источниках он берет свое начало у персов, а в других Наурыз указывается как древний праздник наступления весны у тюркских народов. Также если учитывать, что в регионах с долгой зимой праздник весны отмечается по-особенному, то мы можем заметить как этот праздник сплетается с традициями казахского народа. А шариат ислама, который поддерживает передовые традиции не имеет ничего против праздника Наурыз. Потому что исламский шариат опирается не только на Коран и сунну, но и соответсвенно на иджма (совет ученых), кияс (измерение), обычай (обычаи стран принявших ислам, которые не противоречат религий) и др. То есть, если дать определение месту обычаев в исламском шариате, то очевидно что традиции и обычаи любого народа адаптируются под религиозные устои. Мы видим формирование праздника Наурыз у нашего народа как пример передовой традиции. Слова А.Сейдимбека ясно выражают роль религий ислам в нашей культуре: «Ислам не ограничивается только убеждениями, он превратился в образ жизни, морально-этическими нормами, культурно-духовными процессами и традицией народов этой религии».
То есть Вы хотите сказать, что религия не против того, чтобы народы делились на нации и у каждой нации имелись свои традиции?
Да, если становление человечества как разные национальности является системой раббани, то особенности каждого из них и ценности не могут быть вне этой системы. Если бы не было различий на национальности и у всех была только одна одинаковая черта, то их жизнь усложнилась бы. Поэтому был сформирован образ жизни для каждого общества, в котором учитывались кругозор, географические и социальные потребности. Так, вещи которым они научились в повседневной жизни, принципы которых они придерживаются, используемые словосочетания и совокупность действий в обществе стали изучаться отдельно под названием обряды и обычаи, традиции. Точно так же у казахского народа есть свои ценности и характерные особенности.
А какие подтверждения есть этому в Коране?
Касательно этого вопроса Аллах в Коране сказал следующее: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий» (49:13). То есть деление человечества на народы, национальности, племена является естественной закономерностью от Всеышнего.
Разнообразие языков и цветов людей – доказательство безграничного могущества Всевышнего. Об этом в Коране говорится: «Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием» (30:22). Данный аят напоминает: язык араба – арабский, русского – русский, язык казаха – казахский, разнородность цветов и лиц доказательство безграничного могущества Всемилостивого.
Примером взаимосвязи между казахскими традициями и исламом могут послужить очень многие наши обряды и обычаи. Расскажите о некоторых из них.
Как я упоминал выше, многие наши традиции, которых мы придерживаемся в течение уже нескольких веков берут свои начала в основах ислама. Некоторые из них даже похожи на отголоски повелении из Корана и сунны Пророка (да будет доволен им Аллах и да приветствует). В качестве доказательства можно привезти примеры изученных предметов в рамках религии и традиции из двухтомника «Религия и традиции», который был издан несколько лет назад. Здесь мы можем говорить о таких традициях и обычаях, как обязательное предложение яств и накрытие дастархана для гостей, отведывание пищи гостем, дар байгазы тому, кто приобрел новую вещь, собрание жылу при попадании человека в трудную ситуацию, суюнчи за радостную новость и встреча невестки обрядом беташар. В наших казахских традициях и обычаях охвачены все знания, которые необходимы человеку от младенческой колыбели до самой смерти, его обязанности перед Богом, родителями, страной, нравственность, сыновний долг. Поэтому мы должны отказаться от устаревших традиции, которые противоречат шариату и пропагандировать передовые традиции. Этот процесс важен для народа, который взял курс духовной модернизации, в особенности для молодежи.
В обретением независимости многие представители молодежи поступают учиться в зарубеж. Одни – у западных стран, другие – мусульманских-восточных странах. Что вы можете им посоветовать для сохранения казахских традиции?
С обретением независимости, известно, что была дана свобода –свобода исламу. Конечно молодежь стала обращать внимание на изучение религиозных учении. Казахская молодежь уже успела пойти по следам предков и поехать учиться в зарубеж. Эти молодые ребята приезжают со заниями того, что ислам не чужд по отношению к традиционным принципам и особенностям казахского общества. Однако стоит упомянуть и о молодежи, которые обучаются в некоторых арабских странах, где сводятся на нет национальные ценности и особенности казахов. Конечно, псоледних можно отнести к ряду людей, непонявших саму суть исламского шариата. Поэтому я приглашаю их к правильному пониманию и изучению нашей религии, которая является основой ни одного, а сотен национальностей на протяжении уже нескольких веков. И тогда, они – последователи Яссауи, Абай, Шакарима станут личностями подлинного казахского государства.
Всем известно, что прошло больше года с Вашего назначения на должность Уполномоченного имама ДУМК по городу Алматы. Сколько значительных событий прошло за это время в рамках религии и традиции?
Да, в действительности, с перехода на новую должность мы стараемся выполнить основательную работу при поддержке Верховного муфтий хазрета Серикбай кажы Ораза. Например, в прошлом году в рамках года «Ислам и семья» были организовано множество благих мероприятий при поддержке акимата Алматы для пропаганды взаимосвязи между религией и традициями. Если в мечетях города праздник Ураза и Курбан-байрам отмечались традиционным способом, то Наурыз празднуется в рамках религии и традиции. И в этом году праздник Наурыз будет широко отмечаться в мечетях города. В этой связи, уважаемые жители города, приглашаем вас на национально-традиционное праздничное мероприятие, которое пройдет 22 марта после Джума намаза в Центральной мечети Алматы, 30 марта в 10.00 часов рядом с мечетью «Мырзахмет» в Карасу.
Спасибо за интервью!
Интервью провел: Бауыржан МЫРЗАКУЛ