Дуа возле могил праведников
Хвала Аллаху Господу Миров, мир и благословение Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Сегодня мы поговорим о такой практике мусульман как: дуа возле могил праведников, обращаясь к Аллаху посредством них и получение бараката (благословения) посредством их посещения. В наше смутное время то, что раньше считалось среди мусульман нормой и обычным явлением, сегодня может считаться заблуждением и нововведением. И переходя к теме, сегодня, из-за наличия в интернете множества недостоверной информации некоторые мусульмане стали думать, что дуа возле могил праведников, тавассуль и табаррук посредством них – это исключительно практика суфиев, а ученые и праведные предшественники якобы считали это нововведением и даже многобожием. Поэтому следует разъяснить мусульманам истинное положение этого вопроса. С помощью Аллаха, покажем посредством известных книг ученых Ахлю-Сунна, чьей практикой на самом деле это является.
Передает хафиз, имам Абу Бакр аль-Хатыб аль-Багдади аш-Шафии (392-463 гг.х.) в своей книге «Тарих Багдад» (1/442):
«Передал нам аль-Кады Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Хусейн ибн Рамин аль-Истрабаади: сообщил нам Ахмад ибн Джа’фар ибн Хамдан аль-Каты’и, который сказал: я слышал, как аль-Хасан ибн Ибрахим Абу Али аль-Халяль произнес:
«Не было такого, чтобы всякий раз, когда была у меня забота и направлялся я к могиле Мусы ибн Джа’фара, делая тавассуль через него, Аллах Всевышний не облегчал мне путь к тому, что желал я».
Нам передал слепой Абу Абдурахман Исмаиль ибн Ахмад аль-Хайри, сказав: нам передал Абу Абдурахман Мухаммад ибн Хусейн ас-Салями в Нишапуре, сказав: я слышал Абу Бакра ар-Рази который говорил: я слышал, как Абдуллах ибн Муса ат-Талхи говорил: я слышал Ахмада ибн Аббаса, сказавшего:
«Я вышел из Багдада, и в мою сторону направился человек, на котором были признаки поклонения. Он сказал мне: “Откуда ты вышел (в путь)?” Я ответил: “Из Багдада, я убежал оттуда, когда увидел ту смуту, которая творилась там, и я побоялся, что земля поглотит меня вместе с её жителями”. Он сказал: “Возвращайся и не бойся, поистине там могилы четырех любимцев Аллаха и они крепость для них от всех бед”. Я спросил: “Кто они?” Он сказал: “Имам Ахмад ибн Ханбал, Ма’руф аль-Кархи, Бишр аль-Хафи, Мансур ибн Аммар”. После этого я возвратился и посетил эти могилы и в этот год я не вышел (из города). Я скажу: могила Ма’руфа аль-Кархи находится в «баб дайр», а могилы всех остальных в «баб харб».
Нам передал Исмаил ибн Ахмад аль-Хайри, сказав: нам передал Мухаммад ибн Хусейн ас-Салями, сказав: я слышал Абуль-Хасана ибн Муксима, который сказал: я слышал Абу Али ас-Сафара сказавшего: я слышал, как Ибрахим аль-Харби сказал:
«Могила Ма’руфа аль-Кархи – испытанное лекарство».
Мне передал Абу Исхак Ибрахим ибн Умар аль-Бармаки, сказав: нам сообщил Абуль-Фадль Убайдуллах ибн Абдуррахман ибн Мухаммад аз-Зухри, сказав: я слышал, как отец говорил:
«Могила Ма’руфа аль-Кархи – испытанное средство для исполнения нужд. И говорят, что Аллах исполнит просьбу того, кто прочитает рядом с могилой сто раз суру «Ихляс» и попросит о чём-нибудь Аллаха».
Мне сообщил Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн Абдуллах ас-Саври, сказав: я слышал Абуль-Хусейна Мухаммада ибн Ахмада ибн Джумай’а, сказавшего: я слышал Абу Абдуллаха ибн аль-Мухамили, который сказал:
«Я знаю могилу Ма’руфа аль-Кархи вот уже семьдесят лет – кто бы из людей, испытывающих трудности, ни направлялся к могиле, Аллах избавлял его от трудностей».
Нам передал аль-Кади Абу Абдуллах Хусейн ибн Али ибн Мухаммад ас-Саймари, сказав: нам передал Умар ибн Ибрахим аль-Мукрий, сказав: нам сообщил Мукаррам ибн Ахмад, сказав: нам сообщил Умар ибн Исхак ибн Ибрахим, сказав: нам сообщил Али ибн Маймун, сказав: я слышал, как аш-Шафии говорил:
«Я ищу благодати посредством Абу Ханифы и прихожу на его могилу каждый день. Когда у меня появляется нужда, я совершаю два ракаата и прихожу на его могилу и прошу Аллаха о своей нужде возле него (возле могилы Абу Ханифы). Не проходит много времени как моя нужда исполняется».
На кладбище Абдуллы ибн Малика похоронено много факихов, мухаддисов, аскетов, праведников и это кладбище известно как кладбище маликитов. На кладбище «баб бардан» также похоронено множество хороших людей.
Возле места, отмеченного для совершения праздничного намаза была могила, которая была известна как «Кабр Нузур», говорится, что там похоронен человек из потомства Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, и люди получают баракат посещая его могилу, и человек у которого есть нужда идет туда, чтобы получить ответ на них.
В другом месте книги «Тарих Багдад» (13/534) аль-Хатыб передает:
«Мне сообщил Хилал ибн Мухсин, сказав: «Аскет Абуль-Хасан ибн Башшар умер в пятницу, на седьмой день месяца Рабиуль Аввал, в 313 году. Я скажу: он похоронен в местности «Акаба» вблизи «Ильтахама». Его могила в наше время известна, и люди ищут благословение, посещая его».
Также аль-Хатыб сказал «Тарих Багдад» (16/661):
«Абу Али ибн Байан из рода Дайр Акуль, был набожным, аскетичным человеком, люди ищут благодать, посещая его могилу, и упоминают, что он имел караматы (чудеса)».
Известный мухаддис, имам Ибн Хиббан (270-354 гг.х) писал в своей книге «Сикат» в восьмой части под номером 14411:
«Али ибн Муса ар-Риза – это Али ибн Муса ибн Джа’фар ибн Мухаммад ибн Али ибн Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб Абуль-Хасан. Являлся господином Ахлюль-Бейт, из числа их разумных, и знатью хашимитов… Его могила находится в «Сана Баз» вне «Навкана». Это известная могила, её посещают, и она по соседству с могилой Рашида. Я посещал её многократно. И не наступала на меня проблема, будучи в Тусе, кроме как я посещал могилу Али ибн Мусы ар-Риза, да благословите Аллах его дедушку и его, и я просил Аллаха, чтобы отвел от меня эту беду, и Аллах отвечал мне, и от меня уходила это проблема. Это я испытал несколько раз и находил его таковым. Пусть Аллах умертвит нас на любви к его Пророку и его семейству, да благословит и приветствует Аллах их всех».
Известный мухаддис, имам аль-Хаким (341-405 гг.х) писал в своем сборнике хадисов «аль-Мустадрак» (3/518) от Мухаммада ибн Умара, который сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал побратимами Абу Айюба с Мус’абом ибн Умайром. Абу Айюб принимал сражение в таких битвах как: Бадр, Ухуд, Хондакъ, а также во всех остальных сражениях, где принимал участие посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он покинул этот мир во время правления Муавии, в год, когда Язид ибн Муавия вел сражение за Константинополь в 52 году. Его могила известна и находится она рядом с крепостью Константинополя на территории Византии. Ее посещают и во времена засух посредством нее просят о ниспослании дождя».
Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336-430 гг.х) в книге «Ма’рифату Сахаба» в биографии Талхата ибн Убайдуллаха писал передавая слова Абу Бакра ибн Аби ‘Асима (206-287 гг.х):
«Нам сообщил Абдуллах ибн Мухаммад: нам Абу Бакр ибн Абу ‘Асим, который сказал:
“Я видел знающих и достойных людей, когда их огорчало что-либо они шли к его могиле, приветствовали его и делали там же дуа, и вскоре они получали ответ. Нам рассказали старшие шейхи, что они видел тех, кто были до них, которые делали тоже самое”».
Хафиз Ибн Аби Я’ля аль-Ханбали (451-526 гг.х) писал в «Табакату Ханабиля» (2/239) в биографии Абу Джа’фара Абдул-Халика ибн Иса:
«Люди не разлучались с его могилой ни днем, ни ночью длительное время, читали полностью Коран и делали дуа. И до меня дошло, что над его могилой за несколько месяцев тысяча раз полностью прочитали Коран. О нем было много видений и хороших снов».
Хафиз Ибн Асакир (499-571 гг.х) передает в «Табйин» в жизнеописании Ибн Фурака со слов Абдул-Гаффара ибн Исмаила, который сказал:
«Могила его известна и по сей день. Больные излечиваются, и Аллах отвечает на мольбы возле нее».
Хафиз Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 гг.х) в книге «Сифату с-Сафват» (2/410) в биографии Ибрахима аль-Харби сказал:
«Умер в Багдаде в 285 году. Его могила известна и люди ищут бараката посредством него, да будет доволен им Аллах».
Также Ибн аль-Джаузи писал в книге «Сифату с-Сафват» (1/177) в жизнеописании Абу Айюба аль-Ансари цитируя аль-Вакиди (130-207 гг.х):
«Сказал аль-Вакиди: “Абу Айюб умер в том году, когда Язид ибн Муавия совершил газават в Константинополь во время правления его отца Муавийи в 52 году. Язид совершил над ним намаз, и его могила находится в начале крепости Константинополя на земле Византии. До нас дошло, что византийцы смотрят за его могилой, посещают его и просят дождь посредством него во время засухи”».
Передал Хафиз Андалусии Ибн Башкаваль аль-Куртуби (494-578 гг.х) в своей книге:
Уже несколько лет у нас в Самарканде не выпадали дожди. Люди неоднократно просили у Аллаха дождя, но дождя так и не было. И тогда подошел к судье Самарканда мужчина, известный своей праведностью и сказал ему: «Поистине, я видел сон, о котором поведаю сейчас тебе». Судья спросил: «Что же за сон?» Тогда праведник начал рассказывать: «я видел, что люди вместе с тобой отправятся к могиле имама Бухари. Его могила в Хартанку (село, которое находится между Бухарой и Самаркандом и в котором похоронен имам Бухари). И мы попросим дождя возле нее. И, возможно, Аллах ниспошлет его нам». Сказал судья: «Как же прекрасно то, что ты увидел». И отправился судья с людьми (туда). Они попросили дождя. Люди заплакали возле могилы имама Бухари, попросили заступничества у имама. И Аллах низвел обильную воду с небес. Люди находились в Хартанку около 7 дней. Никто не мог добраться до Самарканда из-за обильных дождей, хотя между Хартанку и Самаркандом было порядка трех миль. [Ибн Башкавал, “Силляту фи тарих Аиммати Андалюс”, стр. 603]
Имам аль-Куртуби аль-Малики (600-671 гг.х) писал в «И’лям бима фи дини Насара ва изхари Махасини дини аль-Ислям» (стр. 384):
«И еще много такого удивительного записано в книгах о караматах авлия (чудесах святых). Если бы в этом не было ничего кроме могилы Ма’руфа аль-Кархи которая находится в Багдаде, то этого бы хватило, и это послужило бы признаком и это то, что посредством его могилы люди просят Аллаха излечения и совершают дуа, и Аллах лечит их больных и решает их нужды».
Имам Камалуддин ибн аль-‘Адим (588-660 гг.х) назвал главу в своей книге по истории «Бугяту Талиб фи тарихи Талиб» (1/133) так:
«Глава об упоминании мест в Халябе (Алеппо) и в её окрестностях; кладбищ, могил пророков и праведников, и достойных мест в которых предположительно отвечают на дуа».
Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 гг.х) писал «Сияр» (12/603) в жизнеописании ханафитского факыха Кады Бикара ибн Кутайбы:
«Ибн Халликан сказал: “Могила этого ученого очень известна и известна в частности тем, что дуа возле нее принимается”».
Также аз-Захаби писал в «Сияр» (17/215) в жизнеописании шейха мутакаллимов-ашаритов Ибн Фурака, со слов кади Ибн Халликана:
«Могила его в г.Хира посещается и известна тем, что дуа, исполненное возле нее, бывает принято».
Также аз-Захаби писал «Сияр» (17/428) в биографии Абу Бакра аль-Урдустани цитируя хафиза Шуравейха ибн Шахрадара ад-Дайлями (445-509 гг.х):
«Шуравейх сказал: “Он был надежным человеком. Я несколько раз слышал, как говорили, что нет человека, у которого бы была нужда этого мира или последующего, и который посетил его могилу, попросив (возле нее), кроме как Аллах ответил бы ему”. Он – то есть Шуравейх – сказал: «И я испытал это».
Имам Салахуддин ас-Сафади (696-764 гг.х) писал в «аль-Вафи биль вафаят» (18/194) в биографии Абду-Рахима аль-Канаи:
«И распространенно, что дуа возле его могилы принимается».
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 гг.х.) писал в книге «Зайлю табакат аль-Ханабиля» (4/287) в жизнеописании Усмана ибн Мусы ат-Таи:
«Говорят, что на дуа возле его могилы получают ответ».
Имам Таджуддин ас-Субки (727-771 гг.х) писал в «Табакат» (8/328) в жизнеописании известного мухаддиса Ибн ас-Салаха:
«Его похоронили на краю кладбищ суфиев, и могила его находится в восточной части. Она известна, её посещают, получают баракат. Говорят, что дуа возле его могилы принимается».
Хафиз Ибн аль-Мулаккин (723-804 гг.х.) писал в книге «Табакатуль-авлия» в жизнеописании госпожи Нафисы бинт Хасан писал:
«Её могила известна тем, что возле нее получают ответы на дуа».
Имам Шамсуддин ибн аль-Джазари (751-833 гг.х) писал в книге «Гаяту Нихаят» (2/97) в биографии имама аш-Шафии:
«Он родился в 150 году в Газе, по другой версии в Аскаляне. Затем мать отвезла его в Мекку когда ему было 2 года. Он умер в Египте в 204 году, и это было в ночь на пятницу после магриба,в последнюю ночь месяца Раджаб. Похоронили его в пятницу после асра. Его могила находится на кладбище Египта, она известна, и дуа возле нее принимается. Когда же я посетил его, то сказал:
«Я посетил имама аш-Шафии…
потому что от этого мне есть польза…
Чтобы получить от него заступничества.
Как же удивительно почетен этот заступник».
Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 гг. х) писал в книге «Тахзиибу ат-тахзииб» (11/299) в жизнеописании известного мухаддиса Яхьи ибн Яхьи ан-Нисабури с ссылкой на «Тарих Нисабур» аль-Хакима, приводя следующие слова последнего:
«Слышал я, как Абу Али ан-Нисабури говорил: “Было время, когда находился я в большой печали, как однажды случилось мне увидеть Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во сне, будто говорящего мне следующее: “Иди на могилу Яхьи ибн Яхьи и после того, как сделаешь «истигфар» проси (Аллаха) — будет исполнена нужда твоя!”. И точно, после того, как встал я утром и сделал то, что от меня потребовали — была исполнена нужда моя”».
Также Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Раф’ Иср» (1/107) в биографии Бикара ибн Кутайбы писал:
«Дуа возле его могилы принимается».
Также в биографии Хайруддин Халила ибн Касима аль-Ханафи писал (9/486):
«Он был обладателем караматов. Принимается дуа возле его могилы».
Итог:
В итоге мы узнали, что дуа возле могил праведников и получение бараката посредством них – это известная практика праведных предшественников (саляф ас-салих), ученых Ахлю-Сунна, и вообще многих мусульман, начиная со времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и до наших дней. Ученые и простые мусульмане посещали могилы праведных людей, обращались к Аллаху посредством них, и Аллах отвечал на их дуа.
Но вместе с тем, что мы утверждаем о дозволенности всего этого, необходимо знать, что нельзя думать, что эти праведники сами по себе помогают или имеют какое-либо воздействие на Аллаха.
Все происходит исключительно по Воле и Могуществу Всевышнего Аллаха. Аллах может принять дуа тех мусульман, которые просят Его возле могилы этих праведников, ради них, либо ради дуа к Аллаху, которое могут сделать души этих праведников за тех, кто их посетил. И как пример, крайности в этом вопросе, приведем то, что упоминают два авторитетных исламских историка кади Ибн Халликан и хафиз Ибн Касир.
Привел Ибн Касир (701-774 гг.х) от Ибн Халликана (608-681 гг.х) следующие слова относительно праведной Нафисы захороненой в Египте, Каире:
«Сказал Ибн Халликан: “И у людей Египта в ней убеждения”. Я скажу (Ибн Касир): и до настоящего времени, простонародье перешло границы в своем убеждении в ней, и в других. Особенно невежды Египта. Они используют в отношении нее страшные необдуманные выражения приводящие к куфру и ширку, и много выражений, которые надо им знать, что они не разрешены… И необходимо иметь убеждение в отношении нее в соответствие с тем, что ей подобает, как одной из числа праведных женщин. И основа поклонения идолам – чрезмерность в отношении могил и мертвых. И приказал Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сравнивать могилы. А чрезмерность в отношении людей запретна. И тот, кто утверждает, что она защищает, приносит пользу или вред без воли на то Аллаха, то он мушрик». [Ибн Касир, «Аль-Бидая ва ан-Нихая», 10/262]
Оба историка указывают на важный момент – убеждение того, кто делает дуа. Поэтому в этом вопросе нельзя переходить границы и нужно быть осторожным.
И да поможет нам Аллах видеть истину истиной, а ложь ложью, и да убережет Он нас от заблуждения.
Бисмиллях, хвала Аллаху, Господу миров! Да прольет Аллах Тағала свет знаний на нас. Благодарю авторов.