Аллах не имеет границ
Всевышнему Аллаху не присущи те свойства и качества, которые присущи материальному миру. Аллах в своей сущности и атрибутах не подобен ничему из творений и Ему не подобно ничто, поэтому Ему не приписывают место, сторону, пространство, время, границы, которые присущи материальному миру.
Приписывание Аллаху вышеупомянутых качеств приводит к утверждению о том, что Всевышний Аллах занимает место в пространстве, что в свою очередь приводит к умозаключениям о Его возникновении во времени и тому подобное, Свят Он и Пречист от всех недостатков.
Отрицание всего вышесказанного есть танзих, т.е. отрицание в отношении Аллаха всех не свойственных Ему качеств. Об этом ясно и четко говорится в следующем аяте Корана:
«Нет ничего (и никого) подобного Ему (ни в чем), и Он Всеслышащий, Всевидящий». (42:11)
Танзих Аллаха (абсолютное неподобие Господа творениям) является убеждением наших праведных предшественников (салаф ас-салих) из числа сподвижников (сахаба), последователей (таби’инов), и их последователей (таба таби’инов), в том числе имамы четырех мазхабов (да будет доволен всеми ими Аллах), и на этом стоит единогласие (иджма’) всех ученых нашей уммы. Об этом также констатируют ученые Ахль ас-Сунны (приверженцы сунны):
1. Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади, в книге «Аль-Фарк байна аль-фирак» передает единогласие ученых (иджма’) о том, что Аллах пречист от места, стороны и времени, и об этом он пишет:
«Ученые сошлись на том, что Аллаху не присущи место и время, вопреки убеждениям Аль-Хишамия и Аль-Каррамия (приверженцев уподобления), которые заявляют, что Аллах соприкасается с Троном физически».
2. Имам Абу Ханифа, один из четырех имамов, сказал в своей книге «Аль-Фикх аль-Абсат»:
«Аллах вечен, и для Него не было места. Он существовал до создания творения. Он существовал, и не было никакого места, творения или вещей. Он – Создатель всего».
3. Имам Абу Джафар ат-Тахави, написал в своей книге под названием «Акида ат-Тахауия»:
«Аллах в высшей степени свободен от всех границ и пределов, превыше того, чтобы иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, ибо они приписываются всему сотворенному».
Так говорит имам Абу Джафар ат-Тахавий, который является одним из известных ученых. Абу Джафар прямо заявил, что Аллах не может быть ограничен шестью направлениями. Шесть направлений – это вверху, внизу, впереди, позади, справа и слева.
4. Имам 'Абдуллаһ ан-Насафий в своей книге «Аль-Бахрур-Раик» сказал про такфир муджассима:
«Совершает неверие тот, кто утверждает Аллаху место. Тот кто скажет: «Аллах Всевышний фис-сама», если хотел этим передать то, что дословно пришло в текстах (Курана и Сунны), тот не совершает неверие. Однако если он подразумевал место, то совершает неверие».
5. «Когда Имама Абу Ханифу спросили про Аят («Ар-Рахман аляль-Арш истауа») то он ответил:
«Кто ограничивает Аллаха стороной, будь это вверху или внизу, тот становится неверующим».
6. Хафиз ибн Асакир в книге «Табиъин аль-казиб аль-муфтари», который передает от Имама Ахлю ас-Сунны Абуль-Хасан аль-Аш’ари следующее:
«Был Аллах, и не было места, затем Он сотворил Арш и Курси, и Он не стал нуждаться в месте. И после сотворения места Он остается таким же, каким был до его сотворения».
Все эти высказывания ученых нашей уммы показывают, что приписывание Аллаху места и каких-либо границ противоречат Корану, хадисам, иджме и интеллектуальным доказательствам. Интеллектуальное доказательство того, что Аллах существует без места, заключается в том, что Бог обладает качествами совершенства.
Ученые, такие как имам Ахмад ар-Рифаи, определили, что поднятие рук и лиц к небу во время совершения дуа (мольбы) происходит потому, что небеса являются киблой дуа, так же, как и Кааба, является киблой намаза. С небес нисходят милость и благословение Аллаха.
Следовательно, для того, кто ищет истину, ясно, что высказывание о том, что Аллах существует без места, соответствует Корану, хадисам, иджме и критериям здравого интеллекта. Будьте тверды и уверены, что до создания мест Аллах, создавший все (места и все остальное), существовал без места, а после создания мест Аллах существует без него.
- Диспут по акыде между Ерсином Амире и Октамом Заурбековым
- 34. О недопустимости описания Аллаха Всевышнего местом