Верующий - не значит святой
Иногда в погоне за совершенством в поклонении, следовании заветам Всевышнего мы становимся менее терпимыми и миролюбивыми в отношении к окружающим. Развивая одну часть своего сердца, люди зачем-то начинают отрицать его противоположную. А отрицая что-то в себе, хочется подавить это и в других. Так закладываются основы неосознаваемого высокомерия, зарождается агрессия и презрение. Нам хочется быть совершенными, а совершенство предполагает безупречность (и чуть ли не святость), которая априори человеку не свойственна.
Всевышний создал человека полноценным, совершающим как плохие, так и хорошие дела. Вспомним историю Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Он был в возрасте трех (!) лет, когда его сердце было вырвано из груди, омыто и очищено от «доли шайтана» ангелами. Оно было омыто и во второй раз, прежде его Ночного путешествия водой зам-зам. И все равно он говорил:
«Поистине, (бывает так, что) сердце моё окутывается, и, поистине, я прошу Аллаха о прощении по сто раз в день». (Ахмад, Муслим, Абу Дауд)
И если так говорил сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то что уж говорить о нас, простых мусульманах. Факт нашей «не безгрешности» не должен нас пугать, напротив, в этом есть милость. Ведь Всевышний не требует от нас непосильного или слишком тяжкого.
В Коране сказано (смысл):
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «аль Бакара»/«Корова», аят 185).
И сам Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)». (Бухари)
Мы не можем контролировать все свои действия и намерения. В нашей психике много того, что не поддается просто контролю и коррекции по щелчку пальцев. Но имея намерения приблизиться к Всевышнему эти данности не должны вводить в отчаяние и приводить к гневу в отношении себя и других. Нужно принять и смириться с этим, не впадая в другую крайность.
Совершение грехов неизбежно. Но не святость вводит людей в Рай, а их преданность Аллаху и возвращение к Нему после отступления. Сообщается, что Абу Айюб, да будет доволен им Аллах, сказал, когда подступила к нему смерть: «Я (до сих пор) скрывал от вас кое-что, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы творения, которые стали бы совершать грехи, а Он прощал бы их!» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).
Ученые сказали: «Смысл хадиса не в том, что Аллах дозволил грехи, нет, Аллах запретил их, однако Он знал, что они будут, и Он будет стирать их с кого пожелает и прощать кого пожелает, когда они будут приносить покаяние. В хадисе также содержится указание на то, что грех неизбежен, и пусть не отчаивается верующий, и пусть знает, что это должно было случиться, и пусть он приносит свое покаяние Аллаху, и пусть торопится с покаянием, ведь Аллах принимает покаяние кающихся. И не является предопределение (знание Аллаха о грехе) оправданием ни для кого, однако это для того, чтобы ты не терял надежду и, чтобы не отчаивался, и принёс покаяние Аллаху. Ведь это то, что предписал Аллах и тебе, и другим, а потому не отчаивайся, а спеши с покаянием, ведь Аллах прощает кающихся, Свят Он и Велик. Он знал, что грех будет иметь место среди джинов и людей, и что Он будет прощать тем, кто кается, и принимать покаяние обратившихся к Нему, и стирать грехи настойчиво и упорно просящих Его, что будет великодушием от Него и милостью, дабы проявились следы Его прекрасных имен, как ат-Тавваб, ар-Рахим, аль-Афув, аль-Гъафур».
Бывает, что верующий подвержен вредным привычкам, являющимся греховными, но и это не должно «клеймить» его как потерянного и отдаленного от Аллаха человека, не имеющим шанса на прощение и благой конец. Передается в Сахихе Бухари от Умара, да будет доволен им Аллах, что во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, жил человек по имени Абдуллах, и у него было прозвище химар (осел), и он смешил Пророка, (с.а.у.). Посланник Аллаха, (с.а.у.), наказывал его за выпивку, и однажды, когда в очередной раз его привели для наказания, один мужчина сказал: «О Аллах, прокляни его, как часто его приводят (по этой причине)». Но Пророк, (с.а.у.), сказал: «Не проклинай его, ведь клянусь Аллахом, я знаю, что он любит Аллаха и Его посланника». (Бухари)
Это показывает, как добр и милостив Аллах к Своим творениям. Он не требует от нас святости и «соперничества с религией», которое в конце концов лишит сил, но Он готов вознаграждать и прощать нас за наши (даже редкие) благодеяния, светлые мысли, покаяние и исправление. Всевышний Аллах желает блага Своим творениям и Он - на нашей стороне. А осознание этого факта вдохновляет на хорошие поступки и делает нас более скромными, простыми и приятными… В отношениях с собой и с другими.