Дәрістер топтамасы
Часть 2: Состояние постоянного пребывания лицом к лицу со смертью
Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так: «Почаще вспоминайте о прерывающей наслаждения (имея ввиду смерть) и набивающей оскомину (отбивающую вкус)».
Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велит нам чаще вспоминать о событии, называемом смерть. Ибо вместе с поминанием смерти у человека сводится к минимуму или полностью исчезает его тяга к земному.
А в другом своём хадисе Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал следующие слова: «Если бы животные знали о смерти то, что знает о ней человек, тогда люди не смогли бы употреблять в пищу их мясо».
Благородная Айша (радыйаллаху анха) – мать правоверных, спросила у Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха! Есть ли какие-либо другие люди, которые будут собраны в день воскрешения вместе с шахидами?»
Посланник Аллаха сказал: «Да, тот человек будет вместе с шахидами, который каждые день и ночь вспомнит о смерти двадцать раз».
Причина этой добродетели исходит в очень частом упоминании смерти. Ибо, если кто-либо будет вспоминать о смерти, то это обеспечит ему отдаление от вводящего в обман, дезориентирующего земного мира, предотвратит его привязанность к нему. Одновременно это даёт ему возможность совершать подготовку к жизни в потустороннем мире. А между тем, если кто-либо, будучи беззаботным и беспечным, никогда не вспоминает о факте, именуемом смертью, то он, потонув среди возбуждающих страсть чувств и желаний, теряет самого себя.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Смерть – это подарок му’мину».
Причина подобного высказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) заключается в том, что земной мир (дунья), в сущности, является для му’мина тюрьмой. Ибо му’мины в этом мире, пребывая под влиянием своих чувств, связанных с «нафсом», чёрствости своего сердца, а также враждебности шайтана, испытывают непрерывные муки борьбы, защищаясь от самого себя. Человек, пребывая, с одной стороны, под давлением своего «нафса», с другой стороны, испытывая томление от чувственных страстей, с третьей стороны, находясь под осадой шайтана, пребывает в состоянии непрерывного сражения.
И вот для того, чтобы человек мог избавиться от этих трудностей, мук и страданий, феномен, именуемый смертью, является для него свободой, спасением. Эта свобода, при таком восприятии и понимании её, является для человека и в самом деле поистине даром, наградой.
Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих хадисов сказал: «Смерть для каждого мусульманина – искупление грехов».
Значит, для тех, кто живёт в Исламе в истинном смысле этого слова, кто не выступает против шариата, не порочит его, смерть – это искупление грехов и спасение, освобождение. И в самом деле, это действительно так для прямых, честных, правильных мусульман, для тех, у которых слово не расходится с делом, чьи слова и поступки находятся под их гарантией. Так оценивается положение тех, кто, погрязнув лишь в мелких грехах, не запятнал себя великими грехами. Смерть для таких мусульман есть средство очищения. Только бы он был далёк от великих грехов и не относился бы небрежно и халатно к выполнению обязательных религиозных предписаний (фарды).
Ата аль-Хорасани передал: «Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посетил какое-то собрание, где люди громко хохотали. Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), увидев их состояние, сказал им так: «Омрачите свое собрание поминанием о том, что набивает оскомину (отбивающую вкус ко всему)». Присутствующие спросили: «Что же такое вызывает у человека тревогу и отбивает вкус ко всему?» Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Смерть».
Анас (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Часто вспоминайте о смерти. Ибо частое упоминание смерти очищает от грехов и способствует отстранению от земного (дунья)».
Ещё Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так: «Чтобы раскрылись все истины, достаточно смерти».
Ещё Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит так: «Достаточно смерти как назидания».
Однажды Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) появился на собрании и увидел, что несколько человек собравшихся, разговаривая, смеялись. В связи с этим Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Говорите о смерти. Клянусь Аллахом, в чьём распоряжении находится моя жизнь, что если бы вы могли знать то, что известно мне, вы бы очень мало смеялись и много плакали бы».
На одном собрании, на котором присутствовал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), завели речь о человеке, отозвавшись о нём с похвалой. «Каково состояние вашего друга, о котором вы отозвались с похвалой, в вопросе поминания смерти?» - спросил Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Сахабы ответили: «Мы почти никогда не слышали, чтобы он упоминал о смерти». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В таком случае, ваш товарищ не достоин вашей похвалы».
Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анху) говорит: «Мы вдесятером пришли к Пророку. В это время один из ансаров спросил у него: «О Посланник Аллаха! Кто из людей более всего разумен, более всего щедр?» Пророк сказал так: «Это - личности среди них, которые очень часто вспоминают о смерти и совершают гораздо больше приготовлений к ней. Вот именно они и являются самыми умными и самыми рассудительными. Прожив на земле в почёте и уважении, они удалились из этого мира, завоевав радушный приём и вознаграждение в вечном мире (ахират)».
мудрость ислама