Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
На прошлых уроках мы проходили о том, что значит следовать мазхабу, что такое фикх и о том, на каких столпах основан Ислам. Сегодня, мы в рамках книги «Шариат в таблицах» поговорим о таких терминах, как «Таклиф» или «Хукм».
Различные виды шариатских предписаний в соответствии со степенью их важности ученые Ислама обозначают определенными терминами. Эти Предписания и Запреты называются «Таклиф», а тех, кто обязан их выполнять, называют «Мукаляф». Но есть ряд условий, чтобы считать человека мукаляфом. Человек становится мукалляфом, если он соответствует трем условиям:
1. Он должен быть мусульманином
2. Он должен достигнуть совершеннолетия
3. Он должен считаться разумным
Говоря о совершеннолетии, мы говорим о шариатском понимании этого слова. В шариате совершеннолетие связано с половым созреванием. И его наступление зависит от физического развития человека. Если помните, мы с вами говорили на первом уроке, что ученые-муджтахиды должны иметь представление о географии, о климате того или иного региона. Как раз в данном случае, на физическое развитие человека в немалой степени влияет климат. В теплых странах половое созревание у девочек происходит быстрее нежели в регионах с холодным климатом. В целом, мальчики достигают половозрелости в 12-15 лет, а девочки 9-15 лет. Если по достижении 15 лет, по лунному календарю это 14 лет и 7 месяцев, у человека не появились признаки совершеннолетия, то все равно он будет считаться мукалляфом.
Что касается третьего условия, то здесь подразумевается психически здоровый человек. На человека, имеющего психические отклонения, т.е. не считающегося разумным, предписания и запреты Всевышнего Аллаха не распространяются. Предписания Всевышнего Аллаха не распространяются в том числе на того, кто не является мусульманином и на тех, кто не достиг совершеннолетия.
Когда мы говорим, что запреты и предписания Аллаха не распространяются на не мусульманина, то мы говорим о намазе, посте, закяте, хадже. Но на не мусульманине есть обязанность прийти в Ислам. Это главная обязанность не мусульманина. Затем, когда он принял Ислам, уверовал, с этого момента он считается мусульманином. И если он совершеннолетний и разумный, на него возлагаются такие таклифы, и он становится мукалляфом.
Повторим, что человек считался мукалляфом, он должен быть:
1. Мусульманином
2. Совершеннолетним
3. Разумным
Человек, обладающий всеми этими тремя качествами считается мукалляфом. Для него становится обязательным чтение намаза, соблюдение поста в месяц Рамадан, выплата закята и паломничества в Мекку.
Обязанности мукалляфа оцениваются по определенной шкале. То есть от запретного к дозволенному. Его действия бывают дозволенными или запретными, или похвальными и подразделяются на восемь видов. Их называют «Аф`аль мукаллифин»:
1. Фард. Это действия, выполнение которых является обязательным. Например, совершение пятикратного намаза, пост в Рамадан, выплата закята и т.д.
Фард разделяется на два вида:
а) Фард-айн – это обязательства, наложенные на каждого мусульманина индивидуально. Например, выполнение пятикратного намаза. Это индивидуальная обязанность, то есть, никто не может выполнить эту обязанность за него. То есть, например, ваш брат или сестра, или любой другой человек не могут прочитать обязательный пятикратный намаз вместо вас.
б) Фард-кифайя - то действия, необязательные для всех, достаточно, чтобы их выполнял хотя бы один человек из общины. Например, намаз джаназа (погребальный намаз): если кто-то совершил его, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности считается выполненной. Или же ответ на приветствие. Если один из группы людей отвечает на приветствие, а приветствовать в ответ является ваджибом, то остальные люди в группе освобождаются от этого.
Следующим в очереди стоит такой таклиф как:
2. Ваджиб. Ваджиб – это действия, выполнение которых необходимо. Однако ваджиб, в отличие от фарда, имеет не столь конкретные и сильные доказательства. Например,
фитр-садака, праздничные молитвы, жертвоприношение, витр намаз. Ваджиб имеет почти такую же силу, как и фард, но у фарда есть привилегия. Если приходится выбирать между фардом и ваджибом, то предпочтение отдается фарду. Деление на фард и ваджиб есть только в ханафитском мазхабе. В других мазхабах, после фарад следует сунна. В нашем мазхабе, между фардом и сунной стоит ваджиб. Таким образом, следующим идет:
3. Сунна. Это то, что мы выполняем по примеру Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Выполняющий сунну получает вознаграждение и заступничество (шафаат) Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в судный день. Сознательное невыполнение сунны порицается. Сунна бывает двух видов:
а) Сунна муаккада – те действия, которые наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выполнял постоянно и пропускал очень редко. Например, сунна утреннего намаза. Как мы знаем, утренний намаз состоит из 2 ракаатов обязательного намаза (фард) и 2 ракаатов сунны. Как раз это и является сунной муаккадой. Муаккада в переводе означает «установленная».
б) Сунна гайр муаккада – (не установленная). Это сунна, которую Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выполнял редко. Например, 4 раката сунны-намаза перед намазами аср и иша. Следующий в степени это:
4. Мустахаб. Это те действия, выполнение которых вознаграждается. К мустахабу, например, относятся любые нафиль намазы.
5. Мубах. Это любые нейтральные действия. Например, садиться, вставать, спать, есть, пить. Это обычные действия.
6. Харам. Это все, что категорически запрещено в нашей религии. Невыполнение фарда так же является харамом. Например, воровать, пить опьяняющее, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься прелюбодеянием, колдовать, заниматься магией, грубо отвечать родителям и т.д.
7. Макрух. Это то, что наша религия порицает, но не запрещает категорически. Макрух бывает двух видов.
а) Макрух тахриман — это макрух, близкий к хараму. Например, невыполнение ваджиба и другие.
б) Макрух танзихан — это макрух, близкий к халялю (дозволенному). К этому виду макруха относится невыполнение мустахабов и другие.
8. Муфсид. Это то, что прерывает начатую ибаду (поклонение). Например, разговор во время намаза, сознательный прием пищи или воды во время поста.
Мы рассказали о том, какие бывают хукмы, таклифы и ниже приведена таблица о действиях мукалляфа, а также его хукмов.
Фард
При выполнении этого предписания - награда.
При невыполнении – грех.
Отрицание в сердце – неверие.
Хукм – обязательно.
Например, если мусульманин убежден и говорит, что чтение намаза не обязательно, то он впадает в неверие. Он перестает быть мусульманином.
Ваджиб
Выполнение – награда.
Невыполнение – грех.
Отрицание в сердце – грех.
Хукм – обязательно.
Как видим, отрицание ваджиба в сердце не является неверием. Это связано с тем, что фард основан на категорических доводах, а ваджиб на не категорических доводах. Поэтому, тот кто отрицает ваджиб как обязательное не впадает в неверие, так есть другие мазхабы, где нет ваджиба и где могут считать сунной то, что мы считаем ваджибом.
Сунна
Выполнение – награда.
Невыполнение – грех.
Но если причина оставления уважительная, то грех снимается. К отягощающим факторам относится халатное (пренебрежительное) и системное оставление сунны. Но если человек пропустил сунну 2-3 раза, относясь к ней должным образом, то за это есть порицание, но нет греха.
Отрицание в сердце – грех.
Хукм – весьма желательно.
Мустахаб
Выполнение – награда
Невыполнение – нет греха.
Даже если человек не выполняет мустахаб из-за лени, то на нем нет греха.
Отрицание в сердце – нет греха.
Хукм – желательно.
Мубах
Это нейтральное действие, за которое нет ни награды, ни греха. Однако, если человек сделает действие из разряда «мубах» с намерением уподобиться Пророку, мир ему и благословение Аллаха, то это действие возвышается в степени до «сунны». Или же с намерением поклонения. Например, человек принимает пищу с намерением выполнять больше поклонений, то это мубах возвышается до степени сунны и получает за изначально нейтральное действие награду.
Харам
Совершение – грех.
Отказ от совершения – награда.
Отрицание в сердце – неверие.
Хукм – запрещено.
Макрух тахрим
Совершение – грех.
Отказ от совершения – награда.
Отрицание в сердце – грех.
Хукм – запрещено.
Макрух танзих
Совершение – нет греха.
Отказ от совершения – награда.
Отрицание в сердце – нет греха.
Хукм – нежелательно.
На этом урок завершен. На следующем уроке мы начнем второй раздел — это Книга очищения и в первой главе этого раздела мы ознакомимся с видами воды.
Ас-саляму алейкум,
в некоторых источниках Сунна гайр муаккада и Мустахаб объединяют в один пункт, можете, пожалуйста, привести для каждого еще примеры, чтобы понимать различия.
Спасибо за проделанную работу.