Дәрістер топтамасы
24. Сура «Ат-Тауба»: 91-92 аят. Плачущие мусульмане
9 год хиджры. Византийский император Ираклий собрал 40-тысячную армию чтобы напасть на Медину, уничтожить мусульман и покончить с Исламом. Узнав об этом, Посланник Аллаха ﷺ стал призывать сподвижников к мобилизации, чтобы защитить родину, религию и народ. Жарким летом мусульманам предстояло выдвинуться в поход на Табук, где расположилась армия противника. Посланник Аллаха ﷺ призвал людей делать пожертвования, чтобы снарядить войско. Праведные мусульмане откликнулись на призыв Пророка и, по мере своих возможностей, стали добровольно и не скупясь оказывать материальную помощь.
Так, Умар, да будет доволен им Аллах, принес половину своих сбережений, а Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, отдал все свои деньги, которые в сумме составляли 4000 дирхамов. Что касается Усмана, да будет доволен им Аллах, то он показал самый яркий пример пожертвований, когда принес 1000 динаров и положил их на колени посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк ﷺ обрадовался, стал целовать его и сказал: «Что бы ни делал Усман после этого дня, уже ничто не повредит ему!».
В процессе подготовки к походу на Табук обнаружились лицемеры. Они не желали сражаться и поэтому стали выдвигать ложные отговорки, чтобы получить разрешение не участвовать в битве. Дошло даже до того, что один из лицемеров по имени аль-Джадда ибн Кайс сказал: «О, посланник Аллаха, позволь мне остаться, и не ввергай меня в искушение. Ибо мой народ знает, что нет такого мужчины, так сильно любящего женщин, как я. И я боюсь, что если увижу византийских женщин, то не вытерплю и совершу с ними грех прелюбодейства». Посланник Аллаха ﷺ отвернулся от него и произнес: «قَدْ أَذِنْتُ لَك» «Я позволяю тебе (остаться дома)».
Среди жителей Медины была и другая категория людей, которые не смогли участвовать в походе на Табук из-за болезни и старости. Также к этой категории относились бедные, неимущие мусульмане. Они желали отправиться в поход вместе с Посланником Аллаха ﷺ поэтому пришли к Пророку с просьбой обеспечить их верховыми животными, но он развел руками и выразил свое сожаление, промолвив: «Я ничего не могу найти для вас».
Поскольку Табук находился очень далеко от Медины и туда нельзя было отправиться пешком, не нашедшие ни лошадей, ни верблюдов, ни мулов, вынуждены были остаться в Медине. Получив ответ Пророка, они заплакали, жалея о том, что не смогут участвовать в походе на пути Аллаха. Их вера заставляла их плакать об упущенной возможности заслужить награду Господа. По этому поводу Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты:
لَّيْسَ عَلَى الضُّعَفَاء وَلاَ عَلَى الْمَرْضَى وَلاَ عَلَى الَّذِينَ لاَ يَجِدُونَ مَا يُنفِقُونَ حَرَجٌ إِذَا نَصَحُواْ لِلّهِ وَرَسُولِهِ مَا عَلَى الْمُحْسِنِينَ مِن سَبِيلٍ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ .91
وَلاَ عَلَى الَّذِينَ إِذَا مَا أَتَوْكَ لِتَحْمِلَهُمْ قُلْتَ لاَ أَجِدُ مَا أَحْمِلُكُمْ عَلَيْهِ تَوَلَّواْ وَّأَعْيُنُهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ حَزَناً أَلاَّ يَجِدُواْ مَا يُنفِقُونَ .92
«Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования». (Коран, 9:91-92)
История подготовки сподвижников к Табуку учит нас тому, что мусульманам следует стремиться совершать благие дела по мере своих возможностей. А если человека от совершения праведного деяния удержала какая-то причина, независящая от него, то он все равно, по милости Аллаха, получит вознаграждение за свои искренние намерения и стремления совершить этот благой поступок. Ведь когда войско мусульман возвращалось с похода на Табук, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о тех плачущих мусульман: «Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (там) по уважительной причине, но, тем не менее, находившиеся с нами, какой бы горной дорогой или вади мы ни шли». (Бухари, 2838).