Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Зухр 13:09
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:25 07:41 13:09 16:48 18:32 19:48
свернуть
Календарь
Хиджра
26 Джумада-сани 1441
Григорианский
20 февраля 2020

Циклы уроков

19 урок

19 урок

18 урок

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: Пятница
14 февр. 2020 496 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: устаз Тимур Аль-Ханафи


 

Ин шаа Аллах, по Воле Всевышнего Аллаха, продолжаем дальше уроки посвященные акыде по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави рахимахуллах. На прошлом уроке мы прошли слова имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.) «Пророк Мухаммад (ﷺ) Его избранный раб, желанный Пророк и Посланник, который проявил благодарность».

 

Следующий вопрос, который рассмотрел имам Абу Джафар ат-Тахави (р.а.) в свое время имел много разногласий между ахлю сунной и ахлю бид’а - вопрос «Калям», то есть вокруг сыфата Всевышнего Аллаха «Калям». В одно время «Фирка Мутазилля» умели воздействовать на мнение других и заставили остальных мусульман верить в это. И все мы знаем, о большом испытании, которое провел Имам Ахмад, относительно этого вопроса. В чем разница между мнением ахлю сунна и других? Какого мнения придерживается ахлю сунна уаль джамаат относительно сыфата «Калям», Ин шаа Аллах узнаем в этом уроке.

 

Имам Абу Джафар ат-Тахави (р.а.) относительно вопроса «Калям» начинает свою речь с таких слов: «Воистину, Священный Коран – Речь Аллаха. Эта речь вышла без какого-либо образа, в виде слов. Всевышний Аллах, ниспослал свою речь с помощью откровения своему Посланнику. Верующие, восприняли эту речь именно в таком виде. Они уверовали в то, что это действительно речь Аллаха. Эта речь не похожа на речь Созданных. Если кто-то скажет, что это речь человека, то он будет неверующим. Всевышний Аллах унизил таких людей и пригрозил им Адом, сказав:

 

«Потом он посмотрел! Потом нахмурился и насупился, потом отвернулся и возвеличился, и сказал: "Не иное это, как колдовство, что предается! Не иное это, как речь людская!" Сожгу Я его в сакаре! А что даст тебе знать, что такое сакар? Не оставляет он и не покидает - сжигатель кожи». (74:21-29)

 

Мы узнали, что это речь не похожа на речь человека, и что это слова того, Кто создал человечество и уверовали в это».

 

Имам Абу Джафар ат-Тахави (р.а.) говорит здесь о том, что Священный Коран – это речь Аллаха. Коран, ниспослался в виде слов от Всевышнего Аллаха, без какого-либо образа. И был послан Пророку (ﷺ) в виде откровения. Священный Коран пришел от Всевышнего Аллаха со словами и значением. Причиной почему мы говорим, что пришел со словами и значением (смыслом), за довод мы берем хадисы Пророка Мухаммада (ﷺ) которые тоже являются откровением. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит про Пророка Мухаммада (ﷺ):

 

«Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь внушаемое (ему) откровение». (53: 3-4)

 

Откровение делится на «матлю» и «ғайр матлю», то есть откровение, на которое делается тиляват, и откровение, на которое не делается тиляват. Откровение, на которое делается тиляват – это Священный Коран. Откровение, на которое не делается тиляват – это сунна Пророка (ﷺ), хадисы. Они так же являются в своем смысле откровениями, но эти слова пришли от Пророка Мухаммада (ﷺ). Относительно «Хадис кудси» среди учёных есть два разных мнения. Некоторые ученые говорят, что и слова его так же от Всевышнего Аллаха, но некоторые ученые говорят, что значение от Аллаха, а сами слова от Пророка Мухаммада (ﷺ).

 

Так как и слова и значения от Всевышнего Аллаха, то при чтении Священного Корана, его нельзя заменить другими словами. Но говоря о хадисах Пророка Мухаммада (ﷺ) это допускается если сохраняется значение. В случае, когда человек не знает полностью дословно хадис, но хорошо знает арабский язык, и знает полностью весь смысл хадиса, то он может передать этот хадис другими арабскими словами. В целом, множество хадисов, переданных от Пророка Мухаммада (ﷺ), передаются в значении, а слова в разных риваятах разные. Но смысл остается тот же. Что это значит? Сахабы, доносили слова, которые они услышали от Пророка Мухаммада (ﷺ), заменяя своими словами. Однако, в Священном Коране такого быть не может. Слова Корана относительно и слов, и значения пришли к нам от Всевышнего Аллаха. Поэтому имам Абу Джафар ат-Тахави (р.а.) в своих словах говорит: «Воистину, Священный Коран – Речь Аллаха. Эта речь вышла без какого-либо образа, в виде слов». Эти слова - ответ на мнение тех, кто сказал, что значение Корана от Всевышнего Аллаха, а слова от Джибрииля (а.с.). Некоторые следуют такому мнению, что Всевышний Аллах передал Джибриилю (а.с.) только значение, а Джибриль (а.с.) был свободен самостоятельно облечь значение в слова. Это, конечно, является ошибкой.

 

Теперь, в целом с точки зрения ахлю сунна известно, что Всевышнему принадлежит качество «Мутакаллим, Калям». Что такое речь Аллаха? Как мы должны понимать слово «слова» в отношении Аллаха? Между ахлю сунна уаль джамаа и тех, кто придерживается других принципов были разногласия в этом вопросе. Разногласия были между 3 группами: первая группа - ахлю сунна, вторая - мутазилля, и третья группа – мушаббиха, те, которые уподобляют Аллаха творениям. 

 

Мутазилля сказали, что слова состоят из звуков, голоса, интонации и букв. А звуки, голоса, интонации не могут быть «Кадим», т. е. безначальными. Например, голос появляется, когда начинаешь разговаривать, и заканчивается, когда перестаешь говорить. Так же, слова состоят из букв. Буквы стоят в каком-то определенном порядке, по закономерности. И относительно букв можно сказать, что эта буква стоит до этой буквы, или же наоборот после нее. Но «Калям» Речь Аллаха не может быть «Махлюк» - Созданной. Быть впереди, или позади чего-то свойственно творениям. Например, относительно Всевышнего Аллаха мы не можем сказать, что было что-то до него. А в отношении слов и букв мы можем сказать подобное. То есть они не могут быть безначальным. Но Всевышний Аллах не описывается качествами творений, и, таким образом, выходит, что у Всевышнего Аллаха нет сыфата «калям», говорят они. Мутазилля говорят, что «Калям» — это дело Аллаха. Есть качества и дела. Дела, это относительно каких-то вещей, которые сделал человек. А качество, это то, что находится в нем. Они говорят, что у Всевышнего Аллаха нет сыфата «Калям». В целом мутазилля отрицают множество сыфатов, такие как «Могущество», «Видящий», «Слышащий». Они считают, что у Всевышнего Аллаха есть качества, а сыфат, это не то же самое что и качество. Тогда, говорят они, если мы будем говорить, что у Всевышнего Аллаха есть сыфаты, то это приведет к тому, что есть несколько Богов, не имеющих начала.

 

Наши ученые относительно этого говорят, несмотря на то что сыфаты в целом не являются качествами, но также сыфат – это не что-то отдельное от качества. Сыфаты, были найдены в этом качестве. Например, когда мы говорим, что у Всевышнего Аллаха есть качество «Видение», здесь есть и сыфат и то, что описывается. Описывается здесь Всевышний Аллах. И этот сыфат, принадлежит Аллаху. А, по их мнению, это невозможно.

 

Например, если вы войдете с двери, то мы увидим ваш рост, ширину, лицо, так же у вас есть способности видеть, слышать, и здесь мы же не говорим, что вошел «рост, ширина, или лицо». Нет, так как качество – является неотъемлемой частью вещи. Поэтому, когда мы говорим, что у Аллаха есть сыфаты «Видение», «Слышание», то это не является чем-то отдельным от Всевышнего Аллаха. На самом деле это так. Но сыфат в отношении Всевышнего Аллаха это то, что не было отдельным от него. Этот сыфат присутствует в Самом Всевышнем Аллахе. Они неправильно понимали эти моменты, и поэтому отрицали сыфаты Всевышнего Аллаха, так же и сыфат «Калям». Они говорят, что если Аллах захочет передать что-то своему рабу или ангелам, то Он Создает какой-то голос, слова. И эти слова слышит либо ангел или Пророк. Например, на деревьях, на камне Создает голос, затем Пророк или Посланник слышит его.

 

Теперь что говорят мушаббихи? Они согласны с мутазаллитами, что слова состоят из звуков, букв и т. д. И говорят, что голос, звук, буквы не могут быть «Кадим», то есть безначальным. В таком случае, и слова Всевышнего Аллаха не являются «Кадим», безначальными. В целом они делят «Калям» Всевышнего Аллаха на два. Первое, они говорят, что это разговорный сыфат. Говорят, что сыфат «Говорить» существует изначально. Но конкретные слова, лишь появляются в тот момент, когда Всевышний Аллах говорит, и заканчиваются тогда, когда Всевышний Аллах перестает говорить. Так же, как и в ситуации с людьми. Так как у слов есть начало, то они являются «Хадис» - Начальный. А начальный, обозначает Созданный. У Создания должен быть Создатель, и это Всевышний Аллах. И разница между мутазаллитами и мушаббихами в том, что мутазилла говорят, что Всевышний Аллах Создает гласные звуки, в каком-то создании. А по мнению мушаббихов, Всевышний Аллах Создает гласные звуки из своей сущности. Ибн абиль изз, который написал шарх на эту книгу, которую мы читаем, говорит такие вещи. Хоть и говорят что он ханафит, но он не следует ханафитским ученым,будь то в акыде или фикхе он следует за Ибн Теймия, Ибн Кайимом. И в книгах по табакату ханафитских алимов его имя не встретишь. Этот человек, является любимцем саляфитов, и они пытаются распространить его шарх на тахавию, нахваливая его. Так же делают рекламу среди ханафитов, со словами «Почему вы его не принимаете? Он тоже является ханафитом». До этого не было известно кем является автор этой книги. В 19 веке, был человек по имени Ахмад Шакир, и это он установил, кем является автор этой книги. Люди, которые посещали бибилотеки, где сохранены рукописи исламского мира говорят, что порядка 40-50 тысяч рукописей не имеют автора. В этих рукописях отсутствуют начальные страницы. Иногда авторов этих книг можно найти, например, из текста самой рукописи в ходе ее чтения.  Ибн Абиль Изз говорит, относительно сыфата «Калям»: «Всевышний Аллах говорит, когда пожелает, в образе в котором Он пожелает. Всевышний Аллах говорит слышимым голосом. Сыфат «калям», Всевышнего Аллаха является «Кадим», но само слово не «Кадим». Они говорят, что у Всевышнего Аллаха есть сыфат «Говорящий», но сами слова не являются безначальными. Потому что, когда Всевышний позвал Джибрииля (а.с.), и сказал:

 

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал»,

 

сказал голосом, состоящим из букв. Затем приказал донести это Мухаммаду (ﷺ). То есть, были ли эти слова у Него до этого? Нет, не было. Он заговорил в тот момент, и тогда оно появилось. Но сыфат «Говорить» есть изначально.

 

Теперь, какое мнение в этом вопросе у ахлю сунна уаль джамаа? Ин шаа Аллах, после того как я объясню мнение ахлю сунна уаль джамаа по поводу этого вопроса, нам будут понятны мнения других людей. Ахлю сунна уаль джамаа говорит, что в целом, слова не состоят из звуков, голоса, интонации букв. Слово – это то, что принадлежит тому, кто выпускает их. А буквы, голоса, звуки это способы донести слова. Например, вы работаете под чьим-то руководством, вам не нравится начальник. Вы видели много притеснений от него. Вы бы хотели ему многое высказать, по поводу его бесчеловечности и так далее. Но если вы скажете эти слова, то вас уволят. Так вы проработали 5 лет. После этого уволились. И перед уходом вы сказали те слова, которые не могли сказать ему ранее. Эти слова были у вас на уме все 5 лет, но вы не могли их произнести. Человек реализует свои слова по-разному. Вы пошли и сказали ему все что думали в лицо, и это произошло при помощи произношения букв, звука, голоса. Либо вы написали письмо, и оставили его в канцелярии. И если он даст вам в ответ в письменной форме, вы не сможете отрицать что до вас донесли это в качестве слов, хоть они и не были произнесены. Слова были донесены в качестве письма.

 

В арабском языке, говорится что ручка — это один из языков. Вы или говорите или пишете, и то, что пишете так же являются вашими словами. Например, если маленький ребенок проголодается, то он говорит, что хочет кушать. Но ведь он не может говорить это словами, он это показывает своим плачем. Это и есть слова ребенка, который еще не умеет говорить. Так же и с немым человеком, он не может донести словами, но доносит своими жестами. Это и есть язык немых. И даже несмотря на то, что он не сказал определенные слова языком, то, что он показал своими жестами и являются его словами. То есть отсюда мы понимаем, что язык является всего лишь средством донесения слов. Если взять какого-то робота, и ввести в него слова немого, в виде программы, то он так же будет повторять жесты того же немого. Но разве мы скажем что робот «так сказал». Потому что это он просто реализовал заложенную программу. В целом слова-речь это то, что находится на уме. А язык, звуки, голос — это способ передачи ваших слов.

 

Еще один пример, есть диск с записанной чьей-то проповедью. Вы вставляете этот диск в компьютер, и из колонок послышался голос. Голос выходит из компьютера, с помощью колонок. И кто здесь является говорящим? Компьютер или тот, кто говорит? Например, вы слушаете радио в своей машине, и в нем кто-то говорит в прямом эфире. И обладателем этих слов является не радио, а тот, кто произносит эти слова в студии. Но звуки выходят из колонок машины, тем не менее колонки не являются владельцем этих слов. То есть «Калям», это в основном в отношении для человека то, что стоит у вас на уме. По желанию вы можете реализовать свои слова разными способами, а можете оставить в себе. Таким образом речь — это не то, что состоит из звука, букв, голоса, а это то, что есть внутри. Как говорил один арабский поэт: «Слово – это то, что в сердце. Язык, является доказательством слов». Так же есть в арабском языке фраза: «Слово – это ковш сердца».

 

Ученые ахлю сунна уаль джамаа говорят: «У Всевышнего Аллаха есть сыфат «Калям». И он был изначально». Если посмотреть книгу имама Абу Ханифы «Фикхуль акбар», то имам Абу ханифа рахимахуллах говорит: «Всевышний Аллах разговаривает, но не такой речью, как у человека». Например, Всевышний Аллах хочет что-то донести до Пророка (ﷺ), и Он не говорит это как слова, например посылает в виде сна. Например, Ибрахим алейхиссалям, видел во сне как резал своего сына. Затем это сбылось на яву. Тогда он сказал своему сыну, что уже видел это во сне. То есть Всевышний Аллах Дал приказ ему, зарезать сына. И послал свой приказ, в виде сна. Отсюда мы видим, что есть множество способов донести слова. Например, когда мы говорим, что Всевышний Аллах даровал откровение-хадисы, Пророку Мухаммаду (ﷺ), Он не передал их слово в слово через ангела Джибрииля (а.с.). Всевышний Аллах донес до него смысл, в его сердце. Значит язык — это лишь инструмент, через которые можно донести слова. Так же этом факту есть доказательства из Священного Корана и сунны. Их. Ин шаа Аллах мы пройдем на следующих уроках. Пусть Всевышний Аллах примет все наши благие деяния и дуа и дарует нам полезные знания.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi