Новости

Перспективы развития халяльных платежных карт в Казахстане и их преимущества - Максатбек Каиргалиев

Рынок халяльных финансов все больше набирает обороты по всему миру: все больше появляется исламских банков, исламских страховых и лизинговых компаний, даже обычные банки стараются привлечь клиентов-мусульман, выпуская пластиковые карты, соответствующие нормам Ислама. Не обошел этот процесс и нашу республику: недавно мы публиковали на сайте материал о первой платежной карточке, соответствующей нормам шариата, которая была выпущена в Казахстане.
 
Сейчас мы представляем вашему вниманию интервью с Максатбеком Каиргалиевым, специалистом в области халяльных финансов. Максатбек Каиргалиев окончил университет Джамиа Даруль-Улюм в Карачи (Пакистан) по специальности алимийя и тахассус филь-ифта, где преподает знаменитый исламский ученый, всемирно известный специалист по исламским финансам Мухаммад Таки Усмани. Также он работал в качестве советника по Шариату в первой Исламской страховой компании ОВС «Такафул»; являлся советником по Шариату в Ассоциации развития исламских финансов в Казахстане (АРИФ). В настоящий момент преподает фикх в мечети Хазрет Султан в г. Астана.
 
В ходе беседы имам Максатбек подробно осветит все моменты, касающиеся особенностей исламской платежной карточки и ее отличий от обычных пластиковых карт, расскажет о своем видении рынка халяльных банковских услуг в Казахстане и о том, почему даже немусульмане иногда предпочитают использовать исламские финансовые инструменты.
 
Что Вы можете рассказать о пластиковых платежных карточках и об их статусе в Исламе?
 
В соответствии с традициями Ислама идеальным платежным средством являются лишь два вида металла – золото и серебро. Однако время не стоит на месте и с развитием торговых отношений в мировую практику вошли бумажные деньги. Но уже сегодня мы можем видеть, что использование бумажных денег в больших объемах связано с некоторыми трудностями, такими как транспортировка, хранение, конвертирование и т.д. В связи с этим, в целях облегчения и унификации данных процессов были изобретены международные платежные системы. Электронные деньги на платежных карточках заменили собой бумажные купюры.
 
С точки зрения Шариата использование таких платежных карточек является дозволенным, т.к. каждая финансовая организация гарантирует сохранность денег на карточке, возможность снятия денег или оплаты товаров и услуг с помощью таких карточек. Также важно понимать, что механизм использования таких карточек, как платежного средства, закреплен на законодательном уровне.
 
В чем разница между дебетовыми карточками обычных банков и карточками, эмитируемыми исламскими финансовыми организациями?
 
Разница заключается в том, что исламские финансовые организации поставили перед собой цель – оградить своих клиентов от платежей по определенным видам сделок запрещенных Шариатом. Например, вы не сможете расплатиться исламской платежной карточкой в казино или в других игровых заведениях, а также карточкой нельзя расплатиться в специализированных точках по продаже алкоголя и т.д.
 
Второй концептуальной разницей является использование банком денег, которые находятся на счету клиента. В случае обычных платежных карточек – пока ваши деньги находятся у банка, он волен делать с ними все, что он пожелает.
 
В случае же исламских платежных карточек – банк не использует деньги на карточке для формирования процентного дохода. Например, банк не может просто взять эти деньги и дать кому-то кредит под ростовщические проценты. Это вторая концептуальная разница между платежными карточками обычных банков и исламских финансовых учреждений.
 
Есть ли какое-то будущее у исламских платежных карточек в Казахстане?
 
Я думаю, что, как и у всех финансовых продуктов, которые существуют на территории Казахстана, у платежных карточек тоже есть свой сегмент рынка, которые они могут занять. Потому что у нас много людей, не только мусульман, которые хотят воздержаться от ростовщического процента не только по идеологическим соображениям и убеждениям, но и в силу просто чувства банальной справедливости. Поэтому будущее у исламских платежных карточек, как и у всех исламских финансовых продуктов на территории Казахстана и в целом по Центральной Азии очень большое.
 
Как с Шариатской точки зрения можно отследить правильность расходуемых средств держателей карточек?
 
Дело в том, что эмитент, т.е. та организация, которая выпускает исламские платежные карточки, ставит ограничение при выпуске на компании, которые подпадают под этот «черный» список запрещенных организаций, т.е. на осуществление платежей в этих организациях эмитентом ставится запрет. Это, как правило, игровые заведения или увеселительные заведения, где распивают спиртные напитки или их продают. И поэтому с точки зрения Шариата, как и с практической точки зрения, отследить это довольно просто на сегодня. Однако определенные трудности будут возникать тогда, когда платежи будут осуществляться в общих супермаркетах, деятельность которых направлена не только на продажу, допустим, спиртных напитков, но и на реализацию других продуктов питания, где держатель карточки помимо всего прочего покупает что-то недозволенное с точки зрения Шариата. Но над этим сейчас работают. Это все вопросы времени. Но как говорится: «если сидеть и считать звезды, то караван с места не тронется». И поэтому мы должны сделать сегодня первые шаги, которые необходимы Казахстану как центру исламских финансов в Центральной Азии и на постсоветском пространстве. Мы открыли исламские банки, мы открыли исламские лизинговые компании, мы выпустили исламские ценные бумаги, но что дальше?
 
А дальше как раз выпуск дополнительных инструментов, которые позволят расширить рынок исламских финансов. Это даст возможность потенциальным инвесторам, выбрать для себя наиболее оптимальные и выгодные условия именно в тех сегментах рынка, которые они посчитают наиболее привлекательными. Также хотелось бы сказать, что при каждой исламской финансовой организации в обязательном порядке есть свой Шариатский совет, есть независимый Шариатский аудит, который осуществляет надзор за тем, чтобы деятельность или операции исламского финансового учреждения соответствовали принципам и нормам Шариата. Эти отчеты они, как правило, публикуют вместе с годовым отчетом исламской финансовой организации.               
 
Можно ли пользоваться карточками традиционных банков, если в стране есть карточки исламских финансовых институтов?
 
На самом деле этот вопрос очень дискуссионный. Но если в той или иной стране присутствует инструментарий исламских финансовых институтов, то мы должны пользоваться им. Потому что они соответствуют принципам Шариата и это подтверждается Шариатским советом, как я говорил выше, который проверяет их. Что касается традиционных банков, то возможно сам процесс перевода денег и их обналичивания не вызывает нареканий с точки зрения Шариата. Однако открытым остается вопрос использование этих денег банком для ростовщических операций, когда клиент хранит их на карточном счете. А так же вопрос отсутствия ограничений на осуществление платежей в организациях, где торгуют спиртными напитками, в увеселительных заведениях и т.д. Это все, пусть хоть и по крупицам, делает использование исламской платежной карточки более правильным с точки зрения этических принципов Шариата.
 
Недавно исламская финансовая компания Аль Сакр Финанс объявила о выпуске первых исламских платежных карточек. Что бы Вы могли сказать о них?
 
АО «Аль Сакр Финанс» известна на рынке исламских финансовых услуг как компания, предоставляющая финансирование посредством исламского лизинга (Иджара). Однако компания имеет большие планы на расширение продуктовой линейки, и первый шаг, который они хотели бы сделать на этом пути – это привлечь клиентов. И способом привлечения клиентов, я имею в виду, расширение своей клиентской базы является, наряду с другими инструментами, выпуск этих платежных карточек. Эти платежные карточки получили одобрение Шариатского совета. Я надеюсь, что после того как эта компания выпустит первые исламские карточки у них станет больше клиентов, и мы увидим реальную картину насколько жители Казахстана готовы пользоваться услугами розничных финансовых организаций, которые предоставляют услуги по принципам Шариата.
ИСТОЧНИК Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Новости по теме

Дубай планирует стать мировой столицей исламской экономики
Дубай планирует создать исламскую лигу, состоящую из ученых, специализирующихся в области финансовой юриспруденции, чтобы помочь эмирату стать мировой столицей исламской экономики....
В Казахстане впервые запускается первая платежная карточка, соответствующая нормам Шариата
В соответствии со своими стратегическими целями «Аль Сакр Финанс» в настоящий момент осуществляет разработку новых продуктов, - в частности, недавно она представила первые в Казахстане платежные карточки, соответствующие нормам и принципам Шариата. Платежные карты являются совместным проектом АО «Ба...
Нацбанк: Второй исламский банк появится в Казахстане
В Казахстане созданы все законодательные условия для предоставления услуг в области исламского финансирования. Однако низкая осведомленность потенциальных клиентов и невысокая конкуренция в этом сегменте финансового рынка препятствуют развитию исламского финансирования в республике....
Ипотека по шариату для казахстанцев
В этом году Al Hilal Bank планирует выйти на розничный рынок Казахстана и запустит депозиты и ипотеку на условиях исламского финансирования. Первые два-три года фининститут будет предоставлять ограниченное количество услуг. ...

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Кто убьёт одного человека, тот словно убил всех людей
Сейчас хотелось бы коснуться очень тяжелого и печального для всех нас события. Как вы, наверное, знаете из новостных сообщений, 24 ноября, в пятницу, в Египте, в мечети Эр-Рауда на Синайском полуострове был совершён самый масштабный теракт в Египте. Во время молитвы боевики устроили взрыв внутри зда...
Новый проект сайта Azan.kz
Хвала Всевышнему, длительная работа над новым проектом завершена, и мы с радостью представляем вам детальный обзор темы намаза в рамках сайта Azan.kz. В первую очередь, мы работали именно для начинающих соблюдать религию, составляя подробный текст для тех, кто только учится молиться. Однако общая ин...
В Казахстане впервые запускается первая платежная карточка, соответствующая нормам Шариата
В соответствии со своими стратегическими целями «Аль Сакр Финанс» в настоящий момент осуществляет разработку новых продуктов, - в частности, недавно она представила первые в Казахстане платежные карточки, соответствующие нормам и принципам Шариата. Платежные карты являются совместным проектом АО «Ба...
Видео анонс: Экономические отношения в Исламе (для начинающих) - Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Мы постарались заполнить этот пробел, подготовив цикл видеоуроков, которые призваны стать введением в этот раздел исламского права, объяснить основы, познакомить аудиторию с понятиями и терминами этой дисциплины. Это полноценный учебный курс, базирующийся на пособии муфтия Ибрахима Десаи, да сохрани...
Курбан в Центральной мечети. Итоги
Отчет по совместной акции Центральной мечети Алматы и Сообщества «Ихляс» «Курбан в Центральной мечети». В период с 09.08.2017 по 31.08.2017 года было собрано 5 710 000 тенге.
Благотворительная акция: «Дорога в школу». Итоги
В минувшую субботу, в преддверии учебного года, благотворительное Сообщество "Ихляс" и Центральная мечеть города Алматы провели акцию «Дорога в школу». На мероприятие были приглашены сто шестнадцать учащихся разного возраста из нуждающихся, малообеспеченных и многодетных семей, проживающих в г.Алмат...
свернуть
Календарь
Хиджра
29 Раби-авваль 1439
Григорианский
17 декабря 2017
Время намаза
Сейчас

Иша 18:44

62. Участь грешников в Ахирате, часть 3

Спасибо Вам azan.kz!

Абылай Камзин
вчера

Дважды два не четыре, это заговор

ассаламу алейкум, автор молодец, ее старания приносят хорошие результаты, критика по отношению к себ

Абылай Камзин
вчера
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi