Национальный совет улемов Индонезии признал использование криптовалюты харамом
Национальный совет улемов Индонезии (MUI), высший исламский орган страны, постановил, что использование криптовалюты является харамом из-за ее «неопределенности» и «потенциальной возможности делать ставки и наносить ущерб».
Данное решение MUI, которое не было сопровождено публичным разъяснением, вызвало дискуссии о роли быстро расширяющегося сектора цифровых активов в финансах и их соответствие шариату.
Вопрос о том, может ли криптовалюта, которая является средством обмена валюты через цифровые платежные платформы по технологии блокчейн, соответствовать шариату и быть халяль, был предметом многочисленных религиозных, профессиональных и академических исламских дебатов с тех пор, как криптовалюты появились впервые в 2009 году с запуском Биткоина.
Волатильность Биткоина, использование криптовалют преступными организациями для отмывания украденных или незаконно заработанных денег, совершения мошенничества и требование выкупа криптовалютой при взломе программного обеспечения усилили опасения, что её использование может противоречить Исламу.
Совет по исламским финансовым услугам базирующийся в Малайзии, который является международным органом по установлению стандартов для индустрии исламских финансовых услуг, еще не сформулировал окончательную позицию по криптовалюте, предпочитая проводить регулярные мероприятия для индустрии исламских финансов, где можно коллегиально обсудить роль криптовалюты.
«Нет ни одного обоснованного аргумента из текста шариата, запрещающего криптовалюту как таковую, потому что природа денег или валюты может быть любой – золото, серебро, бумага, коровья шкура и т.д. – говорит доцент кафедры экономики Международного исламского университета Малайзии д-р Гапур Озиев
Доктор Гапур Озиев отметил, что вред в контексте исламских финансов понимается как обман, коррупция, отмывание денег, однако, опасения по поводу криптовалют могут быть более широкими. Хотя использование криптовалют для оплаты активов не является предосудительным с точки зрения шариата, такие виды деятельности, как торговля валютой, криптодобыча и обмен криптовалютами, могут быть неприемлемыми.
С академической точки зрения, предположил д-р Озиев, криптовалюты могут быть признаны соответствующими шариату, если они будут признаны и интегрированы в центральные банковские системы исламских стран, устраняя их двусмысленность, резкую волатильность и подверженность спекуляциям.
Есть и другие точки зрения, ряд экспертов полагают, что нет никаких противоречий между шариатом и криптовалютой.
Фейт Муедини, профессор Университета Батлера, США, утверждает, что криптовалюта Биткоин не только халяль, но даже гораздо более халяль, нежели другие формы денег.
«Я не согласен с заявлением MUI» - говорит профессор Муедини, - «и считаю, что их опасения не касаются всех положительных преимуществ, которые Биткоин предлагает в исламском финансовом контексте».
По мнению профессора Муедини, криптовалюта совместима с законами шариата, потому что в отличие от традиционных фиатных денег (обеспеченная золотом валюта, выпущенная правительством), предложение биткоина фиксировано, что исключает возможность гарара (обмана) и инфляции.
«Кроме того, в отличие от фиатных денег и монет из драгоценных металлов, цифровые валюты нельзя изменять и подделывать» - отметил он, добавив, что характер транзакций с криптовалютой устраняет необходимость в банках, как посредниках, устраняя риски, связанные с предоставлением контроля над деньгами третьей стороне.
Решение MUI по криптовалюте вызвало острую реакцию, так как на сегодняшний день это была самая четкая позиция, занятая против криптовалюты крупным исламским авторитетным органом. Другие исламские финансовые органы, как правило, придерживаются взвешенного, но терпимого подхода к криптовалюте, одобряя ее использование в определенных целях.
Например, Центральный банк Бахрейна в своих правилах услуг и бирж криптоактивов разрешил их использование. Центральный банк ОАЭ объявил о планах по внедрению цифровой валюты. Планы в отношении криптовалюты имеет и Саудовская Аравия.
В ноябре 2021 года, Ассамблея мусульманских правоведов Америки в трансляции на Yotube, разбирая вопрос о криптовалюте выразило мнение, что криптовалюта не является харамом.
В январе, 2021 года, в Бахрейне была запущена «соответствующая шариату» биржа цифровых активов. Пользователи биржи могут продавать, хранить и получать основные криптовалюты, такие как Биткоин, Эфириум и Ripple. Кошелек системы, для хранения токенов нельзя использовать для «запрещенных видов деятельности» - ипотека, табак, алкоголь, свинина или кредитование под проценты.
Согласно экспертам, входящим в научную сеть Шариатского бюро по мониторингу, базирующейся в Джидде, Дубае и Бахрейне – нет согласованной точки зрения исламского права на криптоактивы.
«С момента крипто-бума в 2016/2017 году мы постоянно проводим внутренние исследования и взаимодействуем с различными ученными, практиками и регулирующими органами по этой теме. Мы считаем, что общее мнение не может быть принято в качестве фетвы из-за различных нюансов и возможностей, связанных с криптоактивами – говорит эксперт Шариатского бюро по мониторингу.
В Бюро пояснили, что термин «криптовалюта» используется для обозначения широкого круга цифровых активов с различными видами использования и функциональными возможностями.
В Бюро оспаривают, что потенциал для спекуляций является врожденной особенностью криптоактивов.
Однако каждый исламский финансовый орган может иметь свое собственное мнение о том, как относится к криптовалюте: «Каждый орган является суверенным и независимым, и мы надеемся, что у каждого регулятора будет достаточный опыт и понимание. В настоящее время предпринимаются шаги для официального принятия криптоактивов, соответствующих шариату».
«Это уже исходит от различных ученных и платформ, предлагающих интересные концепеции, которые демонстрируют реальные примеры использования и реализации блокчейна и криптоактивов. Региональные криптооператоры регулируются и имеют наблюдательные совета по шариату для проведения периодических проверок соответствия шариату» - резюмировали в Бюро.