О предопределении
Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) с некоторыми сподвижниками выехал в Шам. Но в пути ему пришла весть о том, что в Шаме распространилась чума и от этого погибли многие люди. Он решил вернуться и запретил всем, кто находился с ним, продолжать путь. На что Абу Убайда ибн аль-Джаррах сказал ему:
- Неужели мы бежим от предопределения Аллаха о, повелитель правоверных?
- Абу Убайда! – ответил Умар. – Да, мы бежим от одного предопределения Аллаха к другому предопределению Аллаха. Что ты скажешь на счет того, если у тебя были бы верблюды, и был выбор, пасти их на плодородном или на неплодородном поле. И если бы ты их пас на плодородном поле - это было бы по предопределению Аллаха, и, наоборот, если бы ты пас их на неплодородном - это тоже было бы Его предопределением. Так что да, мы идем от одного предопределения Аллаха к другому.
Размышления о предопределении иногда становятся камнем преткновения на пути активности, целеустремленности и инициативности верующих. Потому что ими предполагается, что если «все предопределено», то нет смысла стараться что-то изменить, и даже сделав выбор, то это будет не их решение, а Всевышнего.
В зависимости от того, какое положение человек занимает относительно убежденности в предопределении, он будет либо активным и заинтересованным в своей судьбе, либо безынициативным и безответственным. Так, если принимать предопределение как рамки, которыми ограничена жизнь, за которые человеку не удастся выйти даже при усердных стараниях, то его ждет потеря мотивации, без настойчивости менять то, что его не устраивает и не приносит пользы. Если же принимать предопределение как причину, по которой человек может достигнуть радости мирской и блаженства последней жизни, то это будет придавать ему сил и свободы для жизненных маневров.
Фрагмент статьи: "Предопределение и свобода выбора"
Ассаламу Алейкум. Есть высказывание: "если человек вообразит себе что, что то для него невозможно, то с этого момента это для него становится невозможным." В Исламе говорится: мусульманин всегда находится в поиске мудрости. Эта черта, говорит что у такого мусульманина жива вера. А истинная вера, это мудрость нахождения истины, сердцем, поступком и словом.