О милостыне
Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Люди из числа сподвижников Пророка ﷺ сказали Пророку ﷺ:
«О, Посланник Аллаха! Богатые люди забрали награды. Они молятся так же, как и мы. И постятся так же, как и мы. При этом они еще и совершают милостыню лишним имуществом».
Тогда Пророк ﷺ сказал: «Разве Аллах не дал вам то, чем вы можете подавать милостыню? Поистине, каждый тасбих – милостыня, и каждый такбир – милостыня, и каждый тахмид – милостыня, и каждый тахлиль – милостыня [1]. Повеление к совершению добра – милостыня. Предостережение от порицаемого – милостыня [2]. И даже в половой близости кого-либо из вас есть милостыня [3].
Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! Неужели, когда один из нас удовлетворяет свою страсть, ему засчитывается награда?»
Пророк ﷺ ответил: «Как вы считаете, если бы он удовлетворил свою потребность в запретном, засчитался бы ему грех? Так же если он удовлетворит свою потребность в дозволенном, ему запишется награда». (Муслим, 1006/53).
1. «Тасбих» – произнесение «субханаллах», «такбир» - «Аллаху акбар», «тахмид» - «аль-хамду лиллях», «тахлиль» - «ля иляха илляллах».
2. Ан-Навави сказал, что повеление совершения благого и предостережение порицаемого являются коллективной обязанностью («фард аль-кифайя»), поэтому их награда больше, чем поминания, которые являются добровольными поклонениями. Доказательством этому служит хадис аль-Бухари от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Мой раб не приближается ко мне чем-либо любимым для Меня, чем вмененными ему в обязанность деяниями».
3. Ан-Навави сказал в своем комментарии, что это является доказательством тому, что дозволенные деяния становятся поклонением при намерении совершить ими милостыню. И половая близость становится поклонением, если имеется намерение выполнения супружеского долга и хорошего обращения с супругой (супругом) - то, что велел Аллах; или желание зачать праведного ребенка; или сохранять свое целомудрие и целомудрие супруги; или оберегание обоих от взгляда на запретное или размышлении о запретном или желания запретного.