Мечеть Панчбоул удостоена награды The ArchitectureAu Award
Премия ArchitectureAu за социальное воздействие присуждается проектам, способствующим общему благу. Учитывая, что оценка архитектуры слишком часто затмевается эстетическим и визуальным, эта награда призвана оценить проекты, которые сосредоточены на очевидном социальном благе, где дизайн может изменить жизнь общества. Проект мечети в Панчбоул получил признание критиков «за свою архитектурную мощь, тектонические амбиции и чувствительность к местным условиям».
«Мы сказали архитектору Анджело Кандалепасу, что хотели бы мечеть с традиционными элементами, но сама отделка и дизайн должен быть современным, новым». – сказал Закария Мэтьюс, вице-президент Австралийской исламской миссии – «люди привыкли к мечетям, построенных из кирпича, поверх которого наносится отделка и декор. Мы хотели мечеть, которая просто сделана из бетона, и это окончательная отделка».
Компания Candalepas Associates спроектировала мечеть прямоугольной формы с двумя смежными, но отдельными дворами. Они обеспечивают отдельные маршруты для каждого пола для выполнения необходимых омовений перед молитвой.
В религиозном здании, расположенном в пригороде Панчбоула, могут собираться 300 мужчин и женщин. Он представляет собой центральное помещение для богослужений с бетонной сотовой структурой, визуально напоминающей эстетику исламской архитектуры.
Прихожане-мужчины входят с левой стороны и ведут в комнату для мужских омовений в форме трапеции на первом этаже. Навес у входа укрывает их, когда они выходят и входят в главное молитвенное помещение. Противоположный вход ведет женщин в молитвенные галереи на первом и втором этажах, куда можно попасть с минарета.
Эти верхние галереи выходят на молитвенное пространство под деревянным куполом и окулусом, помещая «прихожанок в сердце мечети». Сквозь деревянные рейки окна снизу можно увидеть движущиеся силуэты женщин.
«Мужчины традиционно поклоняются в главном помещении», - сказали в Candalepas Associates.
«Женская галерея, расположена под куполом, поднимается в центр пространства. Придавая эквивалентное значение периферии и центру, традиционно единый пространственный порядок переосмысливается как изменчивый, многовалентный».
Верующие смотрят на скульптурную ступенчатую стену с декоративными сводами, ориентируя их на Мекку.
102 полукупольные формы отлитого на месте рисунка напоминают сотовую структуру мукарнас – орнаментированных сводов, встречающихся в традиционной исламской архитектуре.
«Важнейшими элементами геометрии мечети являются выступающая стена, которая исходит от входных дверей на уровне земли, нарушая ортогональную геометрию плана этажа главного молитвенного помещения».
Потоки дневного света проникают через 30-миллиметровое отверстие в центре каждой бетонной мукарны. Они предназначены для освещения пространства в течение дня во время пяти молитв.
Над молитвенным залом фанерный купол с окулусом пропускает в пространство дневной свет.
«Купол стал результатом серии испытаний, по которым были созданы прототипы», — заявили в студии. «Геометрия в разрезе позволила куполу появиться таким образом, который описывает природу сферы, состоящей из плоских листов морской фанеры с облицовкой из сосны - плоская поверхность листов увеличивается по мере того, как они становятся касательными к краю. формы».
Центральное куполообразное помещение для богослужений окружает ряд входных зон. Первый, меньший двор – это главный вход с улицы. Расположенный рядом с мечетью, он служит местом сбора для тех, кто входит и выходит на территорию.
Ближе к центру проекта второй двор больше и более приватный. Внутренний двор, выходящий из молитвенного помещения, можно использовать как дополнительное открытое пространство для проведения религиозных праздников и культурных мероприятий.
Второй этап строительства, разбитый на несколько этапов и рассчитанный на более чем 20 лет, будет включать в себя школу на 175 учащихся и офисы вокруг большого внутреннего двора.
Несмотря на награду, дизайн мечети подвергся критике за отсутствие минарета, плоский, не расположенный в центре купол, который снаружи здания даже не выглядит как купол. Плохо читаемый символ полумесяца. Традиционный порядок пространства мечети с симметрией и важности центра переосмысливается в ассиметричный и «изменчивый» с уравниванием центра и периферии.