Marvel представила первого «мусульманина-супергероя»
Американская компания Marvel, выпускающая комиксы для детей, представила нового «мусульманина-супергероя». Камала Хан, пакистанская девушка из семьи иммигрантов в США, наделена способностью деформировать свое тело, создавать кристаллические щиты и ходить по воздуху.
Супергероя сыграла Иман Веллани (19 лет), которая был в восторге от этого опыта. Создатель персонажа Сана Аманат рассказала, что серия была создана из «желания исследовать мусульманско-американскую диаспору с подлинной точки зрения».
Студия Marvel заинтересована в финансировании подобных проектов, что бы вовлечь в свою аудиторию мусульман, которые иммигрировали в США из таких стран, как: Пакистан, Бангладеш, Индия и страны Ближнего Востока. Бретт Уайт из Comic Book считает, что «Marvel показали ещё раз, что они хотят включить в свою аудиторию те группы американского населения, которым ещё предстоит вдохновиться их героями». Несмотря на то, что это, как правило, люди с устоявшимся мировоззрением, устойчивой религиозной культурой и менталитетом, тем не менее, их дети достаточно пластичны, чтобы воспринять влияние Marvel.
Так как же выглядит супергерой Камала Хан? Аманат заявила, что по их задумке Камала не должна была быть похожа на «секс-сирену». Возможно, на фоне таких героинь как Мисс Марвел, Камала Хан выглядит целомудренно, но на ней все еще облегающая одежда и отсутствует хиджаб. Авторы хотели, чтобы костюм «передавал культурную принадлежность». Однако, сама Иман Веллани, описывая свой персонаж, заявила, что: «Культура и религия никогда не были главным в ее личности». Получается некоторая непоследовательность: Мarvel официально заявляет о «первом мусульманине-супергерое», авторы персонажа говорят: «Мы хотим, чтобы ее костюм передавал культурную принадлежность». Но актриса говорит: «Культура и религия не главное» и добавляет:
«Мы не хотели делать сериал о пакистанской мусульманке, сериал был, знаете ли, о чудачке, любящей «Мстителей», которая, так уж случилось, оказалась пакистанской мусульманкой».
И такой алгоритм, на самом деле, носит системный характер. Там, где основы истончаются под тяжестью разнообразия, всё, всегда является ситуативным. Кто бы сомневался, что новый персонаж Марвел, это не про мусульман и не про пакистанскую культуру, а классический комиксовый продукт про девочку-подростка, которая обнаружила в себе супергеройские силы. Трудно представить, что такой комикс разрешили бы в странах Ближнего Востока и, собственно, в Пакистане. Понятно, что комикс направлен, в основе, на западную аудиторию и будет плодить, в том числе, оскорбительные стереотипы о мусульманах, как например поведение матери Камалы Хан, которая «боится, что если дочь дотронется до мальчика, то забеременеет». Это с одной стороны показывает старших мусульман как дремучих, а с другой стороны проявляет неуважение к базису ислама, который является слишком консервативным для развязанной американской культуры.
Возвращаясь к официальным заголовкам Marvel, хочется спросить – почему нет первого христианина-супергероя? Наверное, потому что, христианин – это республиканец, реднек, да еще и белый, а это «токсично», «супрематично» и не в тренде. Это, в конце концов, плохо монетизируется и противоречит культу разнообразия. А мусульманин-супергерой – это еще не освоенный рынок, где полно юных потребителей (и будущих избирателей).
По материалам Belfast Telegraph