Хукм
8 388
(араб. حُكْم) - религиозное постановление в отношении того или иного действия.Различают следующие уровни постановлений:
1. Фард (обязательное) - правило, установленное аятами или мутаватир-хадисами с явным, четким смыслом. Соответственно фард на 100% достоверен, и отрицание его ведет к неверию (это не относится, например, к фарду в намазе, где фард (обязательное в намазе действие) имеет иной смысл). Соблюдение фарда - залог действительности того или иного действия.
2. Ваджиб (необходимое) - правило, имеющее веские доказательства, однако не столь веские, как у фарда. Отрицание ваджиба не является неверием, но ведет к фиску (это не относится, например, к ваджибу в намазе, где ваджиб (необходимое в намазе действие) имеет иной смысл). Следует понимать, что и фард, и ваджиб - обязательные и чрезвычайно вознаграждаемые действия, а несовершение их - грех. Можно сказать, что фард - это «скелет», а ваджиб - «плоть». И то, и то важно. Соблюдение ваджиба - залог корректности того или иного действия.
3. Сунна муаккада (очень желательное) - действие, которое почти всегда исполнялось Пророком (салляллаху алейхи уа саллям). За исполнение сунны муаккады человек получает большое вознаграждение. Оставление ее не является грехом (хотя и порицается), но если у человека отказ от сунны муаккады входит в привычку, это может быть грехом.
4. Сунна гойр мауккада (желательное) - действие, которое Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) временами совершал, а временами - нет. Это вознаграждаемое действие, отказ от которого грехом не является. Исполнение сунны полезно человеку как для этой, так и для следующей жизни.
5. Мустахаб (желательное) - вознаграждаемое действие, отказ от которого грехом не является. Мустахаб можно условно сравнить с цветами в поле - чем больше человек их соберет, тем лучше для него же самого, но это не значит, что это некая строгая обязанность.
6. Мубах (разрешенное) - действие, которое не приносит ни пользы, ни вреда (встать, сесть и т.д.). Однако если человек совершает мубах с благим намерением, то мубах становится для него вознаграждаемым.
7. Макрух танзихи (нежелательное) - действие, которое лучше бы не совершать, хотя его совершение и не приводит к греху.
8. Макрух тахрими (запрещенное) - действие, совершение которого является грехом. Отрицание запретности макруха тахрими не является неверием, но ведет к фиску (это не относится, например, к макруху тахрими в намазе, где макрух тахрими (запрещенное в намазе действие) имеет иной смысл). Макрух тахрими в чем-то подобен ваджибу, но со знаком «минус».
9. Харам (строго запрещенное) - запрещающее правило, установленное аятами или мутаватир-хадисами с явным, четким смыслом. Соответственно запретность харама на 100% достоверна, и отрицание харама ведет к неверию.
Хукмы - это не просто некие безжизненные правила. Система хукмов введена для лучшей передачи понимания религии - того понимания, которое было у Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и сахабов. Соответственно, хукмы следует вопринимать правильным образом. Бывает, что человек, решивший изучить религию «по интернету» без учителя, отказывается от сунны, мустахаба, начинает совершать макрух танзихи, говоря, что все это не грех. Или, наоборот, некоторые люди могут попасться в ловушку шайтана, начав исполнять все возможные мустахабы, думая, что их оставлять ни в коем случае нельзя, а через некоторое время оказываются в ситуации, когда считают исполнение религии невозможным и отказываются и от сунны, и от ваджиба, и от фарда. Это только означает, что смысл религии ими понят не был - следует понимать смысл хукмов правильным образом, изучая их под руководством знающего учителя.
Иное написание: ахкам (мн.ч.,أحكام)
1. Фард (обязательное) - правило, установленное аятами или мутаватир-хадисами с явным, четким смыслом. Соответственно фард на 100% достоверен, и отрицание его ведет к неверию (это не относится, например, к фарду в намазе, где фард (обязательное в намазе действие) имеет иной смысл). Соблюдение фарда - залог действительности того или иного действия.
2. Ваджиб (необходимое) - правило, имеющее веские доказательства, однако не столь веские, как у фарда. Отрицание ваджиба не является неверием, но ведет к фиску (это не относится, например, к ваджибу в намазе, где ваджиб (необходимое в намазе действие) имеет иной смысл). Следует понимать, что и фард, и ваджиб - обязательные и чрезвычайно вознаграждаемые действия, а несовершение их - грех. Можно сказать, что фард - это «скелет», а ваджиб - «плоть». И то, и то важно. Соблюдение ваджиба - залог корректности того или иного действия.
3. Сунна муаккада (очень желательное) - действие, которое почти всегда исполнялось Пророком (салляллаху алейхи уа саллям). За исполнение сунны муаккады человек получает большое вознаграждение. Оставление ее не является грехом (хотя и порицается), но если у человека отказ от сунны муаккады входит в привычку, это может быть грехом.
4. Сунна гойр мауккада (желательное) - действие, которое Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) временами совершал, а временами - нет. Это вознаграждаемое действие, отказ от которого грехом не является. Исполнение сунны полезно человеку как для этой, так и для следующей жизни.
5. Мустахаб (желательное) - вознаграждаемое действие, отказ от которого грехом не является. Мустахаб можно условно сравнить с цветами в поле - чем больше человек их соберет, тем лучше для него же самого, но это не значит, что это некая строгая обязанность.
6. Мубах (разрешенное) - действие, которое не приносит ни пользы, ни вреда (встать, сесть и т.д.). Однако если человек совершает мубах с благим намерением, то мубах становится для него вознаграждаемым.
7. Макрух танзихи (нежелательное) - действие, которое лучше бы не совершать, хотя его совершение и не приводит к греху.
8. Макрух тахрими (запрещенное) - действие, совершение которого является грехом. Отрицание запретности макруха тахрими не является неверием, но ведет к фиску (это не относится, например, к макруху тахрими в намазе, где макрух тахрими (запрещенное в намазе действие) имеет иной смысл). Макрух тахрими в чем-то подобен ваджибу, но со знаком «минус».
9. Харам (строго запрещенное) - запрещающее правило, установленное аятами или мутаватир-хадисами с явным, четким смыслом. Соответственно запретность харама на 100% достоверна, и отрицание харама ведет к неверию.
Хукмы - это не просто некие безжизненные правила. Система хукмов введена для лучшей передачи понимания религии - того понимания, которое было у Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и сахабов. Соответственно, хукмы следует вопринимать правильным образом. Бывает, что человек, решивший изучить религию «по интернету» без учителя, отказывается от сунны, мустахаба, начинает совершать макрух танзихи, говоря, что все это не грех. Или, наоборот, некоторые люди могут попасться в ловушку шайтана, начав исполнять все возможные мустахабы, думая, что их оставлять ни в коем случае нельзя, а через некоторое время оказываются в ситуации, когда считают исполнение религии невозможным и отказываются и от сунны, и от ваджиба, и от фарда. Это только означает, что смысл религии ими понят не был - следует понимать смысл хукмов правильным образом, изучая их под руководством знающего учителя.
Иное написание: ахкам (мн.ч.,أحكام)