‘Ушр — закят с сельскохозяйственных продуктов, овощей и фруктов
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:47
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:49 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024

Статьи

‘Ушр — закят с сельскохозяйственных продуктов, овощей и фруктов

| A | +

Обязательность выплаты закята с сельскохозяйственных продуктов основана на положениях Корана, сунны и иджмы. В Коране Всевышний Аллах повелевает:

 

«и давайте [нуждающимся] должное в день уборки урожая» (6/141).

 

Ибн Аббас (радыйаллаху анхума) объяснял, что под словом «должное» подразумевается обязательность выплаты закята. Было уточнено, что речь идет об «‘ушре» или половине «‘ушра», то есть 1/20 части урожая. Другим доказательством является следующий аят:

 

«О вы, которые уверовали! Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле» (2/267).

 

Закят еще называют «нафака» (пропитание). Доказательством является следующий аят:

 

«А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, возвести [Мухаммад, что ждет их] мучительное наказание» (9/34).

 

Благородный Пророк говорил:

 

«С урожая, полученного с земель, орошаемых дождем или родниковой водой, или влажных по своей природе, нужно выплатить 1/10 закята. А с животных или с урожая с земель, поливаемых вручную (то есть, водой, доставляемой с других мест), закят выплачивают в соотношении 1/20. С земель, поливаемых речной или дождевой водой, выплачивают закят-‘ушр, то есть 1/10 часть. Что касается земель, поливаемых с помощью верблюдов, нужно выплатить закят в соотношении 1/20». (Бухари, Закят, 55; Муслим, Закят, 8; Абу Дауд, Закят, 5, 12; Тирмизи, Закят, 14; Насаи, Закят, 25; ибн Маджа, Закят, 17; Дарими, Закят, 29; Малик, Муватта, Закят, 33).

 

Известно, что все мусульманские ученые единодушны в том, что выплачивать закят-‘ушр с сельскохозяйственных продуктов нужно обязательно.

 

Условия взимания закята с сельскохозяйственных продуктов

 

Для выплаты закята с сельскохозяйственных продуктов необязательно, чтобы владелец или земледелец были в здравом рассудке и достигли совершеннолетия. Закят обязательно выплачивать с урожая, как психически ненормальных, так и детей. Но обязательным условием является вероисповедание, то есть облагаемый закятом должен быть мусульманином.

 

Ханафиты считают, что для обязательности выплаты закята с сельскохозяйственных продуктов должны иметь место следующие условия:

 

а) Земля должна быть землей-‘ушр. С земель-харадж ‘ушр не выплачивают, так как невозможно, чтобы с земли мусульманина брали налог-харадж и закят-‘ушр или плату за аренду.

 

б) Земли должны быть пригодны для возделывания и выращивания сельскохозяйственных продуктов Если земли непригодны, с них необязательно выплачивать ‘ушр, ибо ‘ушр выплачивают только с урожая. Если земли-харадж пригодны для возделывания, но владелец не возделывает их, он обязан выплатить с этих земель налог-харадж, так как в любом случае эти земли пригодны для выращивания сельскохозяйственной продукции.

 

в) Возделывание земель должно осуществляться с целью получения урожая и прибыли, увеличения капитала.

 

Вот почему с дубов, елей, тополей и тому подобных растений ‘ушр выплачивать необязательно. Но можно допустить обязательность выплаты закята с них, если их относят к группе товаров, предназначенных для валки и использования в качестве материала или топлива (аль-Касани, 2/57-63).

 

Сельскохозяйственные продукты, как и животные, относятся к материальным ценностям. Поэтому со времен сахабов (сподвижников) и до конца Османского халифата взимание закята производилось государственными органами. Количество закята, взимаемого государством, меняется в зависимости от вида земли. Этот закят можно отнести к садака, хараджу или арендной плате. Следовательно, земли, которыми владеют в настоящее время мусульмане, можно оценивать таким же образом.

 

Сельскохозяйственные продукты, подлежащие обложению закятом

 

По мнению Абу Ханифы, когда речь идет о закяте с сельскохозяйственных продуктов, не следует поднимать вопрос о нисабе. С пшеницы, овса, риса, проса, арбузов, огурцов, баклажанов, помидоров, с сахарного тростника, фиников, винограда и тому подобных сельскохозяйственных продуктов при любых условиях выплачивается закят. При этом количество не имеет значения. Обязательность закята исходит из хадиса:

 

«С продуктов земли нужно выплатить ‘ушр» (Зайлаи, Насбур-рае, 2/384).

 

В данном случае условие об истечении годового срока не ставится. В тех местах, где урожай снимают по несколько раз в году, ‘ушр выплачивают в соответствии с этим, то есть несколько раз.

 

По мнению Абу Ханифы, из каждого вида сельскохозяйственных продуктов, произрастаемых из земли и выращиваемых руками людей, нужно обязательно выплатить ‘ушр. И так как ‘ушр означает один из видов налога, исламское государство имеет полное право взимать его в принудительном порядке. Вот почему ‘ушр взимают как с урожая, полученного с земли (наследованной кем-либо), так и с земли, принадлежащей несовершеннолетнему ребенку или умалишенному.

 

По мнению Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, нисаб сельскохозяйственных продуктов составляет 5 «васк» (одна тонна), то есть, ‘ушр выплачивают только в том случае, когда собранный урожай превышает одну тонну. Кроме того, сельскохозяйственные продукты должны обладать лежкостью и храниться в течение одного года. Вот почему со свежих овощей и фруктов, как, например, груш, яблок, персиков, абрикосов, помидоров, перца и т. д. ‘ушр выплачивать необязательно. Как известно, эти продукты невозможно хранить долгое время.

 

Если возделываемые земли поливают дождевой водой или арычной, то ‘ушр выплачивают в соотношении 1/10. Если же посевы орошают водой, подаваемой электрическими насосами или же ее (воду) покупают, то ‘ушр выплачивают в соотношении 1/20.

 

Стоимость семян, труд рабочих, полив и удобрения должны быть учтены при выплате ‘ушра, так как с поливных земель берут ‘ушр в соотношении 1/20, то расходы вполне могут быть покрыты. Например, если с десяти тонн пшеницы, выращенной на неполивных землях, ‘ушр составляет одну тонну, то ‘ушр с поливной земли – меньше наполовину. Очевидно, что при поливе земли повышается урожай, но и уменьшается ‘ушр. Следовательно, у земледельцев появляется стимул в поливе и внесении удобрений, что значительно повышает урожайность сельхозпродуктов.

 

С меда, собранного пчелами на земле «‘ушр», нужно выплатить закят в соотношении 1/10, тогда как с меда, собранного на земле «харадж» или с лесных лугов, ‘ушр не выплачивают. Это следует из хадиса:

 

«Абу Саййара (радыйаллаху анху) рассказывал: «Как-то я спросил у Посланника Аллаха :

 

– О Посланник! У меня есть пчелы!

 

Он ответил:

 

– Выплати с них ‘ушр!» (Ибн Маджа, Закят, 20).

 

Известно также, что Пророк обращаясь к жителям Йемена, говорил:

 

«У производителей меда нужно требовать выплаты ‘ушра» (Зайлаи, Насбур-рае, 2/390).

 

По мнению шафиитов и маликитов, с меда закят не выплачивают. Они исходят из мнения Имама Тирмизи, который говорил, что в отношении закята с меда нет достоверных сведений. Кроме того, шафииты и маликиты сравнивают мед с молоком (Зухайли, 2/709).

 

Если с урожая оливок, подсолнечника взяли ‘ушр, то с масла, выжатого из них, ‘ушр не взимают. Но если кто-то купит это масло с целью перепродажи, то ему необходимо выплатить закят как с «предмета торговли».

 

‘Ушр с сельхозпродуктов взимают только после того, как созреет урожай. До созревания ‘ушр взимать нельзя. Категорически запрещается взимать ‘ушр с недозрелых сельхозпродуктов, а также с не достигших кондиционного размера. Владельцы земель могут выплатить ‘ушр только после того, как сельхозпродукты созреют или сформируются, и только в случае, если на это есть собственное желание, ибо на это указывает аят Корана:

 

«Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле» (2/267).

 

Если сельхозпродукты, с которых еще не выплатили ‘ушр, будут употреблены в пищу, нужно в тот момент сделать намерение выплатить ‘ушр или возместить стоимость. Например, Абу Ханифа считал, что если собрали 10 кг винограда, то в качестве закята необходимо выплатить 1 кг. Если ‘ушр своевременно не выплачен в виде сельхозпродуктов с земли-‘ушр или не выплачена арендная плата, или скончался владелец, то в любом случае необходимо оплатить.

 

Абу Юсуф и Имам Мухаммад считали, что при вычислении нисаба с одной тонны сельхозпродуктов, различные виды фруктов и овощей не суммируют. Каждый вид сельхозпродуктов должен быть в количестве нисаба, который требует выплаты закята. ‘Ушр также выплачивают и с земель-‘ушр, которые не имеют владельца или были переданы в общественное пользование, так как ‘ушр выплачивается не с земли, а с урожая.

 

По мнению Абу Ханифы, налог с земельного надела, сданного в аренду, выплачивает арендодатель, ибо закят есть земельный налог. А урожай принадлежит арендодателю, так как ему выплачивают определенную плату за использование земли.

 

Согласно взглядам большинства алимов, Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, за исключением ханафитов, закят с арендуемых земель обязан выплачивать арендатор, так как ‘ушр выплачивают с выращенного урожая, который принадлежит ему, а земли даны ему во временное пользование. Сначала ханафиты выносили фетву согласно мнению Абу Ханифы, однако в дальнейшем факихи опирались на мнение Абу Юсуфа и Имама Мухаммада (аль-Касани, 2/56; аш-Ширбини, 1/382; аз-Зухайли, 2/820; ибн Хумам, 2/8; аль-Майдани, 1/154).

 

Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 681-692.

 

ИСТОЧНИК Muslim.kz

Республиканская мечеть "Хазрет-Султан"

Предыдущий Следующий
Влияние деструктивного религиозного самосознания на формирование противоправного поведения личности Достоинства месяца Зуль-Хиджа

Статьи по теме

Общество Вакф - неисчерпаемый клад
Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) завладел участком земли в битве при Хайбаре. Однажды он пришел к Пророку ﷺ посоветоваться с ним об этом месте и сказал: «О Посланник Аллаха! Я завладел участком земли во время Хайбарской войны и никогда раньше не имел такого состояния. Какое повеление ты дашь мне об этой з...

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Фикх Совершается ли Джума намаз, если на этот день выпадает праздничная молитва (Айт Намаз)?
В этом году праздничная молитва выпадает на пятницу, и согласно одному из редких мнений, которое салафиты взяли за основу, дозволено в этот день не совершать джума намаз. Однако это мнение противоречит позиции большинства суннитских мазхабов, и определяется ими как слабое, оставленное, которому не д...
Рамадан О посте по мекканскому времени
Некоторые казахстанские мусульмане, в священный месяц Рамадан, взяли за основу мнение о дозволенности поста по мекканскому времени. Это мнение одного из российских имамов, опирающегося, в свою очередь, на мнение бывшего муфтия Египта Али Джумы. Разъясним данный вопрос....
Фикх Молитва тахаджуд по мазхабу имама Абу-Ханифы
Наступление Рамадана предоставляет идеальную возможность для того, чтобы эта выдающаяся сунна нашего любимого Наставника (ﷺ) прочно вошла в нашу жизнь. В Коране сказано: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили..." ...
Рамадан О возможности сокращения часов поста для северных широт
В таких странах как: Россия, Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, часы поста могут быть продолжительностью 18-20 часов. Некоторые люди утверждают, что долгие часы поста в «странах, находящихся в северных широтах» следует сократить, поскольку Ислам не возлагает трудностей на своих последователей....
Хадис Хадис вводит в заблуждение всех, кроме факихов
Не является глупостью то, что младенец в пеленке тянется к раскаленному углю. Однако глупо, когда молодые люди дают фетву по вопросам шариата, не имея представления о фикхе.  Если ты спросишь их: «Почему ты так небрежен по отношению к религии?», то последует следующий ответ: «Я опираюсь на слова Про...
Фикх Приравнивается ли поклон невестки к ширку?
Древняя традиция приветствия невестки в виде поклона - это знак учтивости казахских невесток, произошедший из уважения к старшим людям. Наш мудрый народ всегда ставил уважение на первое место, что проявляется в пословице: «уважение к старшим, почтение к младшим». Тому подтверждение приветствие невес...
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024
Время намаза
Сейчас

Иша 17:47

Признаки любви к Пророку ﷺ

<script>alert(a)</script>

X
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi