Алматы
Аксай Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аркалык Атбасар Аулиекольский район Аягоз Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шымкент Экибастуз
Восход 05:18
Алматы
Аксай Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аркалык Атбасар Аулиекольский район Аягоз Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:41 05:18 12:52 18:04 20:20 21:57
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Рамадан 1440
Григорианский
23 мая 2019

Библиотека

Хадисы Пророка о достойном поведении (Аль-адаб Аль-муфрад)

Хадисы Пророка о достойном поведении (Аль-адаб Аль-муфрад)

Книга великого имама, мухаддиса Мухаммада ибн Исма’ил аль-Бухари, да помилует его Аллах, «аль-Адаб аль-Муфрад» — это сборник, в котором собраны хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, посвященные благонравию, хорошим нравственным качествам, делам и словам. Каждый мусульманин и мусульманка должны стремится приобрести эти качества, украсив тем самым свой характер, свое поклонение Всевышнему Аллаху, свои отношения между Его рабами.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ИМАМА АЛ-БУХАРИ (194-256 гг. х./810-870 гг. н. э.)

Имя и нисбы АЛЬ-БУХАРИ

Имя имама — Мухаммад ибн Исма'ил ибн Ибрахим ибн ал-Мугира алБухари ал-Джу'фи; его кунья — Абу 'Абд Аллах.

РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 11-го числа месяца шавваль 194 года хиджры. Он рано лишился отца и ослеп еще в раннем детстве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима, мир ему, который сказал ей: «О такая-то, Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам». Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был еще ребенком. Абу Жа'фар Мухаммад ибн Аби Хатим ал-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу 'Абд Аллаха ал-Бухари: "Как ты начал изучать хадисы?" Он ответил: "Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне 10 лет или менее того. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось 16 лет, я уже помнил наизусть книги Ибн ал-Мубарака и Ваки'а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и моим братом Ахмадом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось 18 лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания"».

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценою в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что ал-Бухари ответил: «Я поручал это комунибудь, и мне покупали его».

Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешенностью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскивал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним».

Ему были присущи чувство собственного достоинство и гордость. Как- то один правитель, желавший, чтобы имам занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать правителю, что ищущие знаний должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему. Он часто постился днем, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного Рамадана. Абу Бакр ал-Багдади передал, что Масих ибн Са'йд сказал: «С наступлением первой ночи Рамадана у Мухаммада ибн Исма'ила ал-Бухари собирались его товарищи, а он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого рак'ата, и так продолжалось, пока он не прочитывал Коран целиком».

Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остается без ответа». Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ АЛЬ-БУХАРИ

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид ибн Исма'ил рассказывал следующее: «В Басре Абу 'Абд Аллах Мухаммад ибн Исма'ил ал-Бухари, который был тогда еще юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: "Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов, ничего не записывая, но почему ты так делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали". Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, а он стал читать все это наизусть, и мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: "Считаете ли вы, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?" — и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто». Когда ал-Бухари был еще юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, после чего вокруг него собирались тысячи людей, большинство из которых записывали то, что он говорил, а был он в ту пору безусым юнцом.

Еще одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отличался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоков хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли все это ал-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и все привел в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал ее содержание, и таких сообщений известно много.

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ШЕЙХИ И УЧЕНИКИ АЛЬ-БУХАРИ

Имам аль-Бухари передавал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но и просто перечислить их имена, а поэтому ограничимся упоминанием о наиболее известных из них. К числу самых известных шейхов ал-Бухари относятся Хаммад ибн Шакир, Тахир ибн Махлид, имам Ахмад ибн Ханбаль, Али ибн алМадини, Макки ибн Ибрахим ал-Балхи, Абдуллах ибн Муса ал-Абси, Абу Бакр ал-Хумайди, Ибрахим ибн Ма'киль, Абу Талха ибн Али ал-Баради ан-Насафи, Ибрахим ибн ал-Мунзир, Адам ибн Ийас, Абдан ибн 'Усман ал-Марвази, Абу Асим аш-Шайбани и Иахайа ибн Му'ин. Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных ал-Бухари, являлись имам Муслим ибн ал-Хаджжадж, включивший эти хадисы в свой Сахих, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой Джами', анНаса'и, который, как считают некоторые улемы, включил их в Сунан, Ибрахим ал- Харби, Ибн Аби-д-Дунйа, Абу Хатим, Абд Аллах ибн Мухаммад ибн Над- жих, ал-Хусайн ибн Исма'ил ал-Махамили и многие другие.

Отзывы улемов ОБ ИМАМЕ АЛЬ-БУХАРИ

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов, являвшихся его современниками, и достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище Повелителя Правоверных, что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама ал-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу, и аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе». Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур'а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и ал-Бухари из Бухары». Имам Ахмад сказал: «Не было еще в Хорасане подобного ему». Али ибн ал-Мадини сказал: «аль-Бухари никогда не встречал подобного себе». Исхак ибн Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена алХасанаII, люди непременно нуждались бы в его хадисах, его познаниях и его знании фикха».

Абу-ль-Аббас ад-Да'ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними, не найдется после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он является самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомленного о хадисах Посланника Аллаха Ш, ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах».

ВАЖНЕЙШИЕ И НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ТРУДЫ АЛ-БУХАРИ

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является Алджами' ас-сахих. К числу сочинений ал-Бухари относятся также такие книги, как Ал-асма' ва-ль-куна, Ат-та 'рих ал-кабир, Ас-сунан фи-л-фикх, Халк аф 'ал ал- 'ибад, Ал-адаб ал-муфрад и Ал-кира 'а халфа-ль-имам.

Развернуть
Скачать pdf

Отзывы читателей (0)

Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi