Библиотека
- Коран и его тафсиры
- Акыда (Вероубеждение)
- Дауат - призыв
- Фикх (Исламское право)
- Фетвы
- Хадисы
- Жизнеописание Пророка
- История Пророков
- Благородные сподвижники
- История Ислама
- Биография учёных
- Адаб (этика) и суфизм
- Мудрость и наставления
- Обучающая литература
- Оберегание человека
- Поминания Аллаха
- Дозволенное и запретное
- Течения и секты
- Апологетика
- Для сестер
- Семья в Исламе
- Книги для детей
- Медицина
- Исламские финансы
- Али Хатай
- Ахмед Саим Кылавуз
- An-nawawi.org
- А. И. Акрам
- Абд ал-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди
- Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз
- Абд-ар-Рахман Рафат аль-Баша
- Абдуль Кадыр Иса
- Абдуль-Фаттах Абу Гудда, рахимахуллах
- Абу Асад аль-Ханафи
- Абу Усама Айюб ибн Мавляна Мухаммад
- Али бин Султан Мухаммад аль-Кари аль-Харави
- Али Вячеслав Полосин
- Али ибн Раби‘ ибн Джум‘ан аз-Захрани
- Али Мухаммад ас-Салляби
- Али Фикри Явуз
- Алляма Сираджуддин Абуль-Хасан Али ибн Усман аль-Оши
- Аль-Мунтахаб
- Аскимам.ру
- Ахмад бин Зайни Дахлян
- Баха' ад-Дин
- Благотворительный фонд «Путь»
- Бурхан аль-Ислам аз-Зарнуджи
- Вахби Сулейман Гавиджи
- Дамир Шагавиев
- Джихан Махмуд Мутавалли
- Зульфикар Ахмед Накшбанди
- Ибн Касир аль-Кураши аль-Бусрави ад-Димашки
- Ибн Мирзакарим ал-Карнаки
- Ибн Хишам
- Ибрахим Али ас-Саййид Али Гийса
- Издательская группа «САД»
- Издательский дом «Хузур»
- Издательство «ДИЛЯ»
- Ильшат Хафизов
- Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам аль-Бухари
- Имам ат-Тирмизи
- Имам Габдрахман Абу ал-Хасан ал-Джаузи
- Имам Захаби
- Имам Раббани
- Имам Хаддад
- Исмаил Хаккы Бурсави
- Ихсан Иляхи Захир
- Камила бинт Расул
- Кандамир Чакан Кучук
- Карима (Екатерина) Сорокоумова
- Кемаледдин Эрдиль
- Курамухаммад-хаджи Рамазанов
- Махмуд аз-Зейн
- Махмуд Денизкушлары
- Махмуд Сами Рамазаноглу
- Муаййид Абдульфаттах аль-Хамдан
- Мурат Кая
- Муса Алиев
- Мустафа Озтурк
- Мустафа Эриш
- Муфтий Мухаммад Шафи
- Мухаммад аль-Худари
- Мухаммад Ашик
- Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути
- Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф
- Наджмуддин Шейхмардани
- Наталья Бахадори
- Октай Четин
- Омер Челик
- Осман Эрсан
- Р.И. Беккин
- Рагыб аль-Ханафи ас-Сирджани
- Рахматуллах Кайранви
- Ризаитдин бин Фахритдин
- Ринат Ахметсафин
- Хайати Улькю
- Хаким Мухаммад Ахтар
- Хамди Дёндюрен
- Харун Кыркыл
- Хасан Камиль Йылмаз
- Хисса бинт Рашид ибн Абд Аллах ал-Мазйд
- Ш. А. Шовхалов
- Юсуф Хаттар Мухаммад
Хадисы Пророка о достойном поведении (Аль-адаб Аль-муфрад)
Книга великого имама, мухаддиса Мухаммада ибн Исма’ил аль-Бухари, да помилует его Аллах, «аль-Адаб аль-Муфрад» — это сборник, в котором собраны хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, посвященные благонравию, хорошим нравственным качествам, делам и словам. Каждый мусульманин и мусульманка должны стремится приобрести эти качества, украсив тем самым свой характер, свое поклонение Всевышнему Аллаху, свои отношения между Его рабами.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ИМАМА АЛ-БУХАРИ (194-256 гг. х./810-870 гг. н. э.)
Имя и нисбы АЛЬ-БУХАРИ
Имя имама — Мухаммад ибн Исма'ил ибн Ибрахим ибн ал-Мугира алБухари ал-Джу'фи; его кунья — Абу 'Абд Аллах.
РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО
Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 11-го числа месяца шавваль 194 года хиджры. Он рано лишился отца и ослеп еще в раннем детстве, а через некоторое время его мать увидела во сне пророка Ибрахима, мир ему, который сказал ей: «О такая-то, Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам». Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был еще ребенком. Абу Жа'фар Мухаммад ибн Аби Хатим ал-Варрак сказал: «Однажды я спросил Абу 'Абд Аллаха ал-Бухари: "Как ты начал изучать хадисы?" Он ответил: "Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне 10 лет или менее того. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось 16 лет, я уже помнил наизусть книги Ибн ал-Мубарака и Ваки'а и знал их высказывания. Затем вместе с матерью и моим братом Ахмадом я отправился в Мекку, где мы и поселились ради собирания хадисов, а когда мне исполнилось 18 лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания"».
Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценою в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что ал-Бухари ответил: «Я поручал это комунибудь, и мне покупали его».
Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешенностью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскивал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним».
Ему были присущи чувство собственного достоинство и гордость. Как- то один правитель, желавший, чтобы имам занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать правителю, что ищущие знаний должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему. Он часто постился днем, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного Рамадана. Абу Бакр ал-Багдади передал, что Масих ибн Са'йд сказал: «С наступлением первой ночи Рамадана у Мухаммада ибн Исма'ила ал-Бухари собирались его товарищи, а он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого рак'ата, и так продолжалось, пока он не прочитывал Коран целиком».
Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остается без ответа». Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ АЛЬ-БУХАРИ
Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид ибн Исма'ил рассказывал следующее: «В Басре Абу 'Абд Аллах Мухаммад ибн Исма'ил ал-Бухари, который был тогда еще юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: "Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов, ничего не записывая, но почему ты так делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали". Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, а он стал читать все это наизусть, и мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: "Считаете ли вы, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?" — и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто». Когда ал-Бухари был еще юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, после чего вокруг него собирались тысячи людей, большинство из которых записывали то, что он говорил, а был он в ту пору безусым юнцом.
Еще одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отличался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоков хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли все это ал-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и все привел в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал ее содержание, и таких сообщений известно много.
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ШЕЙХИ И УЧЕНИКИ АЛЬ-БУХАРИ
Имам аль-Бухари передавал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но и просто перечислить их имена, а поэтому ограничимся упоминанием о наиболее известных из них. К числу самых известных шейхов ал-Бухари относятся Хаммад ибн Шакир, Тахир ибн Махлид, имам Ахмад ибн Ханбаль, Али ибн алМадини, Макки ибн Ибрахим ал-Балхи, Абдуллах ибн Муса ал-Абси, Абу Бакр ал-Хумайди, Ибрахим ибн Ма'киль, Абу Талха ибн Али ал-Баради ан-Насафи, Ибрахим ибн ал-Мунзир, Адам ибн Ийас, Абдан ибн 'Усман ал-Марвази, Абу Асим аш-Шайбани и Иахайа ибн Му'ин. Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных ал-Бухари, являлись имам Муслим ибн ал-Хаджжадж, включивший эти хадисы в свой Сахих, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой Джами', анНаса'и, который, как считают некоторые улемы, включил их в Сунан, Ибрахим ал- Харби, Ибн Аби-д-Дунйа, Абу Хатим, Абд Аллах ибн Мухаммад ибн Над- жих, ал-Хусайн ибн Исма'ил ал-Махамили и многие другие.
Отзывы улемов ОБ ИМАМЕ АЛЬ-БУХАРИ
Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов, являвшихся его современниками, и достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище Повелителя Правоверных, что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама ал-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу, и аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе». Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур'а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и ал-Бухари из Бухары». Имам Ахмад сказал: «Не было еще в Хорасане подобного ему». Али ибн ал-Мадини сказал: «аль-Бухари никогда не встречал подобного себе». Исхак ибн Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена алХасанаII, люди непременно нуждались бы в его хадисах, его познаниях и его знании фикха».
Абу-ль-Аббас ад-Да'ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними, не найдется после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он является самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомленного о хадисах Посланника Аллаха Ш, ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах».
ВАЖНЕЙШИЕ И НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ТРУДЫ АЛ-БУХАРИ
Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является Алджами' ас-сахих. К числу сочинений ал-Бухари относятся также такие книги, как Ал-асма' ва-ль-куна, Ат-та 'рих ал-кабир, Ас-сунан фи-л-фикх, Халк аф 'ал ал- 'ибад, Ал-адаб ал-муфрад и Ал-кира 'а халфа-ль-имам.