Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум, уважаемые зрители, дорогие слушатели. Мы продолжаем рассказ о пророке Мусе (а.с.), в рамках цикла: «Истории о пророках». На прошлом уроке мы говорили о том, как Аллах спас израильтян открыв для них путь по дну моря и погубил Фараона и его войско в водах Красного моря.
Итак, пророк Муса, мир ему, и Бани Исраиль благополучно пересекли море и обрели свободу. Держа путь в священные места, они направились в Канъан. По пути они встретили народ, который поклонялся идолу в виде тельца и вместо того чтобы благодарить Аллаха за то, что Он избавил их от египетского рабства, отправил к ним Пророка и указал верный путь, они стали просить Мусу сделать им образ бога, которому они будут поклоняться.
قَالُواْ يَا مُوسَى اجْعَل لَّنَا إِلَـهاً كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ
«Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них». (7:138).
Муса был поражен их невежеством и неблагодарностью. Первый этап миссии пророка Мусы, мир ему, который должен был избавить израильтян от унижений и пыток фараона и его армии был завершен. Однако, его люди не были готовы к великой задаче установить религию Аллаха на земле. Встреча с идолопоклонниками была экзаменом для израильтян, который они провалили.
Как только они увидели идолов, вера в единобожие поколебалась в их душах, и они попросили Мусу сделать им идола для поклонения. Поэтому теперь перед Мусой стаяла новая задача – воспитать его умму, укрепить в их сердцах таухид (единобожие) и сделать их истинными приверженцами религии Аллаха. Для исполнения этой задачи, необходимо иметь руководство в виде книги, в которой записаны законы и заповеди, по которым должны будут жить потомки Исраиля.
Для того чтобы получить эти заповеди, Всевышний Аллах велел Мусе отправиться на гору Тур, но прежде этого, ему предстояло пройти тридцатидневный подготовительный период в богослужении и молитвах, дабы достичь недосягаемых духовных высот. Ибн Касир утверждает: Аллах отмерил Мусе 30 дней, и он постился в течение этого времени. Когда срок истек, Муса взял ароматную кору дерева и пожевал ее, чтобы его дыхание стало свежим. Далее Аллах приказал ему поститься еще в течение 10 дней, что вместе составило сорок дней.
Есть предания касательно добавленных 10 десяти дней. Когда Муса постился у него изо рта стал исходить неприятный запах. Чтобы этот запах не шел во время разговора со Всевышним Аллахом, Муса пожевал ароматную кору дерева. Всевышний Аллах сказал ему: «О Муса! Разве ты не знаешь, что запах изо рта постящегося приятнее для меня, чем запах мускуса?», после чего Аллах велел Мусе поститься ещё 10 дней.
Перед тем как подняться на гору, Муса поручил Харуну заменить его. Он просил его оставаться верным Божественным законам и поддерживать порядок. На 10-й день месяца зуль-хиджа, Всевышний Аллах говорил со своим Пророком Мусой, мир ему. Муса не видел Аллаха, но после того, как он услышал слова Всевышнего, у него появилось страстное желание увидеть Господа. Всевышний Аллах сказал:
وَلَمَّا جَاءَ مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ قَالَ رَبِّ أَرِنِي أَنظُرْ إِلَيْكَ
«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь, он сказал: "Господи! Дай мне посмотреть на Тебя". Он сказал: "Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь". А когда открылся его Господь горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: "Хвала Тебе! Я обратился к Тебе, и я - первый уверовавший"». (7:143).
Слова «Ты Меня не увидишь», означают, что невозможно увидеть Аллаха в этом мире. Что же касается ахирата, то в Раю верующие будут лицезреть Господа. Доказательством этому служат как аяты, так их хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах сказал:
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ
«Лица счастливых людей в тот день будут сиять и взирать на Господа своего». (75:22-23)
Посланника Аллаха ﷺ сказал в своем хадисе:
«Когда обитатели рая вступят в рай, Аллах скажет им: «Желаете ли чего-нибудь еще?». Они ответят: «Разве Ты не озарил наши лица? Разве Ты не ввел нас в рай и не спас нас от огня?» Тогда Аллах удалит завесу (скрывающую Его), и вид будет столь прекрасен, что не будет ничего более любимого ими, чем созерцание Своего Господа, Всемогущего, Великого». (Муслим)
Так же Имам Абу-Джафар Ат-Тахави (р.а.) в своей книге Акыда ат-Тахавийя, говорит: «Явно, что обитатели Рая увидят Всевышнего Аллаха. Но, это произойдет без какого-либо образа ….». Подробнее от этом вы можете узнать здесь.
Поэтому даже гора не смогла устоять и превратилась в прах, когда Господь открылся ей, а Муса был поражен и потерял сознание. Ибн Касир в своем тафсире приводит следующую историю: «Сообщается, что Абу Хурайра (р.а.) сказал: «Как-то раз два человека, один из которых был мусульманином, а другой − иудеем, поругались друг с другом. Мусульманин сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мухаммада среди всех обитателей миров!” − что же касается иудея, то он сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мусу среди всех обитателей миров!” Тогда мусульманин поднял руку и ударил иудея по лицу, а иудей пошёл к пророку ﷺ и сказал: «О, Мухаммад, твой товарищ ударил меня по лицу». Пророк ﷺ сказал: «ادْعُوه» «Позовите его», когда тот пришёл, Пророк ﷺ спросил у него: «Зачем ты ударил его по лицу?» тот ответил: «Я шёл мимо этого иудея, и он сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мусу среди всех обитателей миров!” Я спросил: «И даже над Мухаммадом?» после чего меня охватил гнев, и я ударил его по лицу».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не отдавайте мне предпочтение перед пророками [т.е. не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его.], ибо, поистине, в День воскресения все люди будут поражены насмерть, и я буду поражён вместе со всеми, однако я оживу первым и увижу Мусу, который будет держаться за край престола Аллаха. И мне неизвестно, будет ли он поражён подобно другим и оживёт ли раньше меня, или же он будет среди тех, для кого Аллах сделает исключение за то, что он был поражён на горе Тур». [Этот хадис рассказал аль-Бухари во многих местах своего сборника, а также Муслим и Абу Дауд.]
После того как Муса пришел в себя и раскаялся, Аллах даровал ему скрижали, в которых были начертаны все законы Торы (Таурат), по которым должны жить потомки Исраила.
Пока Муса находился на горе Тур, среди его народа произошло дьявольское деяние. Некий самаритянин по имени ас-Самири изваял золотого идола в форме тельца, говорят, что для этого он собрал всё золото, находящееся в руках израильтян. Идол издавал звук подобный мычанию теленка, кода через специальные отверстия в него проходил воздух. Самаритянин соблазнил народ поклоняться этому тельцу, и люди послушали его. Они стали даже говорить: «Муса забыл здесь своего Бога и погнался за призраком».
Когда Муса вернулся, он увидел, как люди танцуют и поют вокруг идола. Муса в гневе бросил скрижали, схватил Харуна за бороду и потянув за неё стал упрекать брата за то, что тот не остановил их. Следует отметить, что некоторые заблудшие люди считают, что изваяние золотого тельца изготовил пророк Харун, что является проявлением лжи, возводимой на святых пророков Аллаха. Любой, кто утверждает, что Харун, мир ему, призывал к поклонению тельцу, становится неверующим, так как пророки Аллах чисты от грехов и уж тем более не призывали к многобожию.
Напротив, Харун предупреждал их, когда они поклонялись тельцу, ругал их, но они не послушали его. Пророк Муса, мир ему, упрекнул также ас-Самири, за то, что он сбил детей Исраила с пути и попросил Аллаха назначить ему такое наказание, чтобы оставшуюся жизнь он провел в одиночестве и не прикасался людей, и чтобы люди не прикасались его. Пророк Муса, мир ему сжег тельца на глазах у людей, чтобы им стало ясно, что этот идол не может защитить даже самого себя, посему не может считаться богом. Чтобы очиститься от греха, поклонившиеся идолу должны были принять смерть от рук тех, кто не предался многобожию. Так были истреблены те, кто поклонялся тельцу и их покаяние было принято Всевышним.
Аллах избавил умму Пророка Мухаммада ﷺ от подобного покаяния. Чтобы очиститься от греха, мусульманам необходимо лишь искренне раскаяться и просить прощение. Как говорится в Священном Коране:
وَمَنْ يَعْمَلْ سُوءًا أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللَّهَ يَجِدِ اللَّهَ غَفُورًا رَحِيمًا
«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным». (4:110).
На этом, мы закончим сегодняшний урок. С дозволения Аллаха продолжим цикл на следующих встречах.