Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Тимур Аль-Ханафи
Ин шаа Аллах, по Воле Всевышнего Аллаха, продолжаем дальше уроки посвященные акыде по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.). На прошлом уроке мы прошли слова имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.) относительно «Каляма» Всевышнего Аллаха.
Далее продолжая свои слова имам Абу Джафар ат-Тахави (р.а.) говорит:
«Если кто, опишет Всевышнего Аллаха разумными сыфатами, присущими людям, то он будет неверующим. Если кто усвоит это, то получит из этого урок и будет сторониться слов кафиров и поймет, что Всевышний Аллах в своих качествах не схож с качествами человека».
То есть здесь имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) говорит о том, что Всевышнего Аллаха нельзя описывать качествами, присущими человеку. Что такое, описывать Всевышнего Аллаха сыфатами, присущими человеку? В общем, есть вещи которые присущи Аллаху и есть вещи которые относятся к людям. Например, мы говорим что Всевышний Аллах – Знающий, так же и человек обладает качеством Знания, мы говорим что Всевышний Аллах – Видящий, так же и человеку присуще качество видеть, Всевышний Аллах – Слышащий, так и человек слышит. И разве здесь мы уподобляем Всевышнего Аллаха Созданиям и описываем ли Его сыфатами, присущими людям? Конечно нет. Если мы будем говорить, что зрение Всевышнего Аллаха происходит так же как у людей с помощью глаз, Он слышит так же как и люди с помощью слухового аппрата (т.е. ушей) и так далее, то тогда получится, что мы описываем Всевышнего Аллаха качествами, присущими созданиям. То есть, в целом Всевышний Аллах описывается качествами совершенства которые присущи только Ему. Например, знание и у него есть противополжность - незнание. Но никто не может описывать Всевышнего Аллаха, как Незнающего, Неслышащего. Здесь эти сыфаты (Знающий, Слышащий) мы закрепляем у Всевышнего Аллаха, но так же возвеличиваем Его в этих качествах от схожести с человеком. Некоторые говорят, что у Всевышнего Аллаха есть глаза, и Он видит ими, Его слова появляются когда он разговаривает, слова Всевышнего Аллаха состоят из букв и звука. Мы не говорим слова на подобии этого. Имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) специально закрепляет этот момент после слов о «Каляме» Весвышнего Аллаха. То есть отюда мы понимаем, что нельзя описывать Всевышнего Аллаха качествами присущими людям. Знание - это сыфат Всевышнего Аллаха, и это качество Всевышний Аллах сам даровал людям. Но если мы будем говорить, что Знание Всевышнего Аллаха такое же как и у людей, то тем самым мы уподобим Всевышнего Аллаха людям.
Один из известных ученых, который написал шарх на текст Имама Абу Джафра Ат-Тахави (р.а.), Имам аль Бабирти (р.а.) говорит отнсоительно этого:
«Все эти слова Имама Абу Джафара Ат-Тахави отвергают то, что речь Всевышнего Аллаха является созданной. А так же, является опровержением на те слова, где говорится, что Речь Всевышнего Аллаха состоит из букв, звука и голоса. Если кто скажет что «Калям» Всевышнего Аллаха является созданным и появилось позднее, то получится что он описал Всевышнего Аллаха качествами присущими людям. То есть «Калям» Всевышнего Аллаха не махлюк и не хадис. Махлюк – это Созданный, также как и хадис обозначает Созданный, Появившийся. Те наши братья, которые называют себя «саляфитами», сошли с этого пути, говорят, что сыфат «Калям» - это Хадис. Это является мазхабом людей, которые на сегодняшний день называют себя «саляфитами». А мнением мутазаллитов является то, что «Калям» Всевышнего Аллаха является Махлюк. Эти люди описыают Всевышнего Аллаха качествами, присущими людям. Их эти слова схожи со словами кафиров, которые говорят что Речь Всевышнего Аллаха схожа с речью человека. В этих словах есть уподобление Всевышнего Аллаха созданиям. И тот, кто хорошо подумает об этом и будет исследовать, то он обязательно найдет истину и предостережет себя от слов кафиров».
Описывать Всевышнего Аллаха качествами, схожими с людьми ведет к выводу человека из религии. У некоторых могут появиться вопросы, относительно хадиса Пророка Мухаммада (ﷺ). На эти вопросы наши имамы ответили. Например некоторые могут сказать, вы говорите что речь Всевышнего Аллаха не состоит из слов, но в хадисе Пророка Мухаммада (ﷺ) говорится, что за каждую прочтенную букву вам будет записана награда. Имамы говорят относительно этого момента. Существуют вещи такие как тилява и матлю. Тилява – это чтение. Читать Коран. И так же есть матлю – это то, что читается. Это Коран. Калям Всевышнего Аллаха не состоит из слов, букв и звука. Но наше чтение состоит из всего этого. И Всевышний Аллах дает награду именно за наше чтение, за тиляват. В целом, Коран есть в ляуфан махфуз, а также внутри человека и в книге. Всевышний Аллах говорит относительно Корана в ляуфан махфуз:
«Он – Священный Коран, который есть в хранимой скрижали».
Так же в другом аяте, Всевышний Аллах говорит:
«Это ясные аяты, которые есть в груди у обладающих знанием».
Таким образом, Коран есть в сердце человека. Так же есть достоверный хадис от Пророка (ﷺ): «Одинокий Коран, который в душе у мунафика или грешного человека». Так жесть слова, которые приходят от сахабы: «Тот, чье сердце является сосудом для Корана, будет избавлено от мук». То есть отсюда в целом мы можем понимать, что в сердце человека может быть Коран. Так же то, что мы читаем из книги, мы называем Кораном. И вот за Коран, который содержиться в сердце человека, разве Всевышний Аллах дает награду за каждую букву? Нет. Например, сидят два человека, оба выучили Коран. И Коран есть у каждого в сердце. И если один из них будет обсуждать дунию, говорить о чем-то другом, то разве ему будет записываться награда за каждую букву Корана, который в его сердце? Нет, не будет записываться. Если один из них сядет, и начнет читать Коран, то Всевышний Аллах дарует награду за каждую прочтенную им букву. Поэтому ученые говорят буква - это не описание Корана, буква - это описание нашего чтения Корана. Поэтому не правильно говорить, что «Калям» Всевышнего Аллаха состоит из слов, букв, звука и т.д. Так же некоторые наши братья «саляфиты» приводят в пример другой хадис, пришедший от Пророка (ﷺ) , когда Посланнику Аллаха будет ниспослано откровение, ему будет слышится звук жужжания пчел. Так же приводят в пример другой хадис, где говорится что когда говорил Всевышний Аллах, раздавался звук грома. И такие вот хадисы, они приводят в качестве довода, на их точку зрения. Но имамы говорят, что звук жужжания пчелы, это не звук самого откровения. Здесь имам Абу Джафар Ат-Тахави (р.а.) так же отмечает, что «Калям» Всевышнего Аллаха не схож с «Калямом» человека.
Далее продолжая свои слова имам Абу-Джафар Ат-Тахави (р.а.) поднимает тему, относительно видения в Судный День Всевышнего Аллаха обитателей Рая. Имам Абу-Джафар Ат-Тахави (р.а.) гвоорит: «Явно, что обитатели Рая увидят Всевышнего Аллаха. Но, это произойдет без какого-либо образа. Как сказано в книге Всевышнего, «в тот день некоторые лица будут освещены и они увидят Своего Создателя». («Кияма», 22-23 аяты). Здесь имам Абу-Джафар Ат-Тахави (р.а.) поднимает еще один момент, в который мы должны уверовать, это то, что в Судный День мумины увидят Всевышнего Аллаха. Имам Абу-Джафар Ат-Тахави (р.а.) сказал, что это истина, так как об этом в Священном Коране сказал сам Всевышний Аллах. Так же в другом аяте Священного Корана Всевышний Аллах говорит:
«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще».
Ученые говорят, что смысл слов «будет добавлено еще» это то, что им даруется возможность в Судный День увидеть лик Всевышнего Аллаха. Если посмотреть тафсиры известных ученых, там объясняется что смыслом этих аятов, является что мумином будет дарована такая милость, что в Судный День они смогут увидеть лик Всевышнего Аллаха. Пророк Мухаммад (ﷺ) говорит в хадисе, переданном от Имама Муслима и Бухари: «В Судный день вы ясно увидете Своего Создателя». То есть это является истиной. Теперь в вопросе этого видения, между ахлю сунной, мушаббихами и муаттыля появились разногласия. Мушаббихи - это те, кто уподобляют Всевышнего Аллаха творениям. Муатылля - это те, кто отвергает сыфаты Всевышнего Аллаха. Ахлю сунна - это те, которые последовали за школами имама Матруди и имама Ашари. Мушаббихи сказали, что в Судный День видение Всевышнего Аллаха произойдет напрямую. Они сказали слово «муаджиха», что в переводе обозначает «лицом к лицу». И когда вы увидете, будет определенное расстояние, но когда мы увидем Всевышнего Аллаха мы не сможем Его объемлить. Так же как мы не можем своим взглядом объемлить все небо. Мы не можем видеть Его границы, ограничения. Эти слова сказал Ибн Теймия в своей книге: «Мин хаджу сунна», 3 том, 341 страница, в варианте вышедшем от издательства «Куртуба». Там он говорит, что ошиблись те ученые, которые сказали, что видение Всевышнего Аллаха произойдет без какого-либо образа и расстояния.
Теперь, что говорят ученые ахлю сунна о видении Всевышнего Аллаха в Судный День? Имам Абу Ханифа, в своей книге «Фикхуль Акбар» говорит: «В Судный День мумины находясь в Раю увидят Всевышнего Аллаха своими глаами и это видеиние произойдет без образа и расстояния». Так же имам Абу Ханифа (р.а.) в своей книге «Уассия» говорит: «Что Всевышний Аллах будет увиден без какой-либо стороны». То есть что это обозначает? То, что Всевышнний Аллах не какое-то физическое тело. Например, если посмотреть на нас и то, что нас окружает, это является физическими телами. Что такое физическое тело? Наши имамы сказали, дав ему определение - это то, что принимает размеры: высоту, ширину, вес и т.д. Как сказали наши ученые создания состоят из тел и из того, что происходит в теле. То есть то, что не происходит само по себе, а происходит через это тело. Например ходьба и бег. Бег - это когда какое-то определенное тело двигается быстро, а ходьба это когда какое-либо тело двигается медленнее. Так же цвета. Это тоже является «арад». Не существует вещи, которая отдлельно является цветом. Например когда вас попросят показать какой-либо цвет, вы покажете на какую-то вещь, тело. Так же и качеста человека, чувства. Например у человека есть чуство ревности, любви, переживания и т.д. И разве вы сможете отдельно показать какое-либо из этих чувств? Вы можете показать отдельно какие-либо тела. Но чувства показать вы не сможете. Это то, что происходит в самом теле. Это и называют «арад». То есть в целом весь мир состоит из этих двух вещей. Например, пусть это будет человек, гора, камень, цветок, их объединяет то, что это тела. Так же они описываются размерами. Так как Всевышний Аллах является Создателем всего этого, Он не похож на создания, то есть не состоит из «джсима» и «арада». Как сказал Имам Абу Ханифа (р.а.) в своей книге «Фикхуль Акбар»: «Аллах Существует. И мы закрепляем то, что Он существует без какого-либо образа». Теперь например в жизни, чтобы увидеть что-то оно должно стоять в каком-то определенном направлении, расстоянии. Всевышний Аллах Создатель всех этих физических тел. Но Он сам не является физическим телом, на Него не действуют законы, которые действуют на тела. Как сказал Имам Аль Байхаки: «Есть художник и есть рисунок. И это не одно и то же. Так же и Всевышний Аллах не является каким-либо физическим телом». Это является тафсиром на аят: «Аллах не схож ни с чем». То есть Всевышний Аллах не схож ни с чем, во всем мире. Например, есть люди с разными именами, у всех разный пол, но они все походят под одно описание – люди. Так же есть животные хищные, дикие, домашиние и т.д., но они все подоходят под одно описание – животные. А все они вместе подходят под описание – тела. Всевышний Аллах Создатель мира и Он не может быть каким-то телом. Мы знаем, что для того, чтобы увидеть какие-либо тела нужны определенные законы. Свет, расстояние, направление и т.д. Но для того, чтобы увидеть Всевышнего Аллаха не нужны какие-либо законы. Поэтому мы не должны думать, что завтра в Судный День мумины увидят Всевышнего Аллаха в каком-то определенном направлении, расстоянии и т.д. Такого не будет. Имам Абу Ханифа (р.а.) говорит: «Завтра в Судный День мумины увидят лик Всевышнего Аллаха глазами, но это произойдет без какого-либо образа и расстояния». Почему говорится что без расстояния? Потому что расстояние касается только физических тел. И так как Всевышний Аллах не является фзическим телом, эти законы не относятся к Нему. Теперь может возникнуть вопрос, как произойдет это видение, если нет никакого расстояние? Всевышний Аллах не нуждается ни в каком расстоянии, чтобы показать себя. Ученые говорят, что Всевышний Аллах Создаст видение Себя в глазах людей. Но сейчас нам это представить, обдумать разумом тяжело. Например, мы своим разумом ясно понимаем, что у Всевышнего Аллаха нет начала. Но мы не можем представить это своим разумом, так как никогда раньше такого не виели. Так же и видение Всевышнего Аллаха, мы никогда не можем представить себе этого, но разумом, умом мы понимаем, что Всевышний Аллах не схож с созданиями, и на него не действуют законы, касающиеся физических тел. Но если нам попробовать представить, то мы не сможем этого сделать. Поэтому ученые сказали: «Сколько бы ты не пытался представить Всевышнего Аллаха, Он совсем другой, чем тот, кто в твоем представлении». Потому что представление у нас появляется с помощью того, что мы видим каждый день. Например множество фантастических фильмов так же основаны на том, что мы по частям видим в этой жизни. Например, разговаривающая лампа. Глаза были подобраны этой лампе от человека и т.д. То есть, по частям это все то, что мы уже видели в этой жизни. Человек никогда не может придумать то, чего никогда не видел. И об этом имам Абу Ханифа (р.а.) сказал в своей книге «Фикхуль Акбар». Теперь о мнении мутазаллитов, мауаталлитов. Они говорят, что в Судный День мы не увидем Всевышнего Аллаха. О доказательствах, которые они приводят в качестве доводов Ин шаа Аллах мы расскажем позже. Они говорят, что увидеть Всевышнего Аллаха невозможно, потому что для того чтобы видеть, нужно чтобы было какое-то направление, определенное расстояние и т.д. Так как все эти сыфаты не присущи Всевышнему Аллаху, они полностью отрицают видение Всевышнего Аллаха. Такое же мнение у них было относительно вопроса «Калям». Те, кто уподобляют Всевышнего Созданиям сказали, что речь Всевышнего Аллаха состоит из слов, букв, звука и т.д. А мутазаллиты сказали, что если «Калям» Всевышнего Аллаха не состоит из слов, букв и звука, то тогда этого сыфата не существует. Что же сказали ахлю сунна уаль джамаа по поводу этого, они сказали что у Всевышнего Аллаха есть сыфат «Калям», но оно не состоит из слов, букв и звука. Так же и относительно вопроса видеть Аллаха, первые сказали, что видение Всевышнего Аллаха произойдет как видение людей. Ахлю сунна уаль джамаа же сказали что видение Всевышнего Аллаха никак не связано с расстоянием и направлением и мы никак не можем своим разумом представить Его. Мутазаллиты полностью отвергли этот сыфат, так как если не существует направления и расстояния в отношении Аллаха, то и само видение невозможно. Так же они говорят, что ашариты и матрудиты не смотря на то, что утверждают, что мы увидем Всевышнего Аллаха, они ограничивают это все такими рамками, что само видение становится невозможным. Они говорят что видение произойдет без расстояния, без какого-либо образа, направления, но все это сводит к тому, что видение становится невозможным. Это слова мутзаллитов. В целом, Всевышний Аллах указал нам что возможно Его увидеть без каких-либо закономерностей. Пророк Мухаммад (ﷺ) говорит в хадисе, который донес Имам Дарими (р.а.):
«Пророк (ﷺ) призывал сахабов совершать намаз не торопясь, и не обгоняя имамов. «Я вижу вас тогда, когда вы передо мной и так же когда вы стоите сзади меня».
Всевышний Аллах показал это Пророку (ﷺ). Однажды, когда Умар ибн Аль хаттаб (р.а.) будет стоять на минбаре, то скажет слова: «Остерегайтесь гор». Эти слова, Умару (р.а.) внушил Всевышний Аллах. После, когда пришло войско, которое сражалось в стороне тех гор, они сказали что услышали голос Умара (р.а.). Тогда Умар (р.а.) сообщит сахабом, что видел поле боя. Как он мог это увидеть? Это сейчас, в современном мире, мы можем увидеть по телевизору, онлайн, то, что происходит совсем в другом месте. Мушаббихи, те кто уподобляют Всевышнего Аллаха Созданиям, приводят в пример хадис Пророка (ﷺ) в качестве доказательства:
«Завтра в Судный День, вы увидите Всевышнего Аллаха так же, как вы видите луну...»
Наши имамы относительно этого момента говорят: «если бы сахабы спросили у Пророка (ﷺ) как мы увидим своего Создателя, то ваше мнение было бы правильным». То есть этот хадис пришел к нам в качестве ответа, на вопрос сахабов: «Увидем ли мы Всевышнего?» Здесь говорится о том, что видение произойдет явно. Ученые здесь говорят, что видение сравнивают с видением. То есть не сравнивают закономерности видения. Это произойдет так же явно, как мы видем луну. Но не относительно направления, расстояния и т.д. Поэтому этот хадис не о том, как мы увидем Всевышнего Аллаха, а о том увидем ли мы вообще? На следующих уроках, ин шаа Аллах, мы пройдем доказательства тех, кто утверждает что мы не увидем Всевышнего Аллаха. Они в качестве докаательства приводят в пример историю о Пророке Мусе (а.с.). В Священном Коране говорится о том, что Муса (а.с.) сказал: «Мой Господь, покажи (Себя) мне, я на Тебя посмотрю». На что Всевышний Аллах ответил: «Ты меня никогда не сможешь увидеть». Эти и некоторые другие аяты они приводят в пример. Ин шаа Аллах, на следующем уроке мы их разберем, а также разберем слова наших ученых, относительно этого мнения. Пусть Всевышний примет все наши благие деяния и дуа и дарует нам полезные знания.