Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Тимур Аль-Ханафи
Ин шаа Аллах, по воле Всевышнего Аллаха, продолжаем дальше уроки, посвященные акыде по тексту имама Абу Джафара ат-Тахави (р.а.). На прошлом уроке мы прошли слова имама Абу Джафара ат-Тахави относительно не схожести Всевышнего Аллаха с Творениями. Имам Абу Джафар Ат-Тахави говорит:
«Всякий, кто не охраняет себя от отрицания атрибутов Аллаха или уподобляет (ташбих) Аллаха творениям, сбился с пути и не достиг убеждений танзиха. Ведь наш Господь описан только качествами Единственности и Бесподобности – ни одно создание не описано смыслами, которыми описан Он».
Здесь Имам Абу Джафар Ат-Тахави отмечает то, что Всевышний Аллах в своих качествах не схож ни с чем. Поэтому имамы говорят, что то, чего мы можем достигнуть это лишь хукмы относительно Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах обладатель Знания, Видящий, Слышащий. А можем ли мы узнать истину Его сыфатов? Нет. Поэтому Имам Абу Джафар Ат-Тахави здесь отмечает, что человек не сможет достичь истины относительно сыфатов Аллаха, и нам достаточно принять и признать отличие Всевышнего Аллаха от Творений, и оставить Его качества и истину на Самого Всевышнего Аллаха. То есть будет ошибкой считать, что мы можем познать истину любой вещи.
Имам Абу Джафар Ат-Тахави в этих словах в целом говорит, что человек должен уберегать себя от отрицания атрибутов Аллаха или уподобления Аллаха Творениям. Теперь каким образом человек может уподоблять Всевышнего Аллаха Творениям? Если он будет считать, что может достичь истины относительно Аллаха, и чтобы достичь познания истины он будет использовать сравнение, то он так же будет уподоблять Всевышнего Аллаха Творениям. Например, существует ли Аллах? Да существует. Затем он смотрит на все окружающее, творения. У всех творений есть определенный размер, соответственно он будет думать, что и у Аллаха есть размеры. Эти творения находятся в каком-то определенном месте? Да. В итоге, его исследования приводят к заключению: значит точно такой же и Всевышний Аллах. То есть человек, который уверен, что может достичь истины относительно Всевышнего Аллаха, если будет использовать ташбих (сравнение), тогда он непременно собьётся с пути.
Теперь второй человек, который так же думает, что может достичь истины относительно Аллаха, но при этом поставит для себя правило, что Всевышний Аллах не схож ни с чем из Творений, тогда этот человек будет отрицать все сыфаты Всевышнего Аллаха. Почему? Потому что он говорит, что может достичь истины, но при этом говорит, что Всевышний Аллах не схож ни с чем и Творений. Тогда он будет задаваться вопросом, как это возможно? И в итоге он придет к отрицанию сыфатов Всевышнего Аллаха. Поэтому человек в первую очередь должен хорошо понять и выучить правило о том, что мы не можем достичь истину относительно Всевышнего Аллаха.
Имам Абу Джафар Ат-Тахави в другом тексте говорит:
«Нельзя разумом и мышлением достичь истины относительно Всевышнего Аллаха. И не сможет понять разум человека истину Всевышнего Аллаха».
Аллах един во всех Своих сыфатах, и поэтому мы не можем понять Его истину. Имам Абу Джафар Ат-Тахави говорит:
«Ни одно создание не описано смыслами, которыми описан Он».
Теперь, когда мы закрепим для себя это правило, мы переходим к более углубленному разъяснению. В следующих своих словах имам Абу Джафар Ат-Тахави поднимает большой вопрос, который является отличием между приверженцами ахлю сунны и теми, кто уподобляет Всевышнего Аллаха Творениям. Это вопрос отрицания от наличия частей тела у Всевышнего Аллаха. Имам Абу Джафар Ат-Тахави говорит:
«Он превыше того, чтобы иметь границы».
Что обозначает границы? В арабском языке слово «хад» употребляется с целью указать на нечто что разделяет две вещи, а также окончания какой-то определенной вещи. Например, если есть какая-то страна, то есть и соседние страны. И есть места, где эта страна граничит с другими странами, это и есть конец «хад». Об этом говорит Имам Файруз Абади в книге «Аль Камус». А также имам аль Файюми говорит об этом в книге «Аль мисбах аль мунир». Эта книга так же предназначена для объяснения значения арабских слов. Он говорит: «Слово «хад» обозначает разделять. А слово «гайя» так же имеет это же значение». Всевышний Аллах превыше того, чтобы иметь границы. Здесь приходит слово на арабском языке «Тааля». То есть быт превыше чего-то. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит:
«Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!».
Здесь смысл слова превыше является очищать, отрицать. Например, в русском языке, если хотят оправдать кого-то и указать на неспособность совершить плохое, употребляют слова: «Он выше этого». Так же и в арабском языке есть слово «Тааля», превыше. Но здесь смысл в отрицании, не в прямом значении. Это я объясняю потому что, некоторые братья салафиты пытаются по-другому делать тафсир на эти слова, опять же указывая на место Аллаха, что Он выше остальных относительно места. Но здесь имам Абу Джафар Ат-Тахави указывает на отрицание того, что Аллах обусловлен границами. То есть Всевышний Аллах не тело, не «джисм». В прошлых уроках мы также объяснили эти моменты. «Джисм», это тело, к которому обращаются 3 измерения. Высота, ширина и длина. А также вес и т.д. Теперь тела, которые имеют определенный размер, так же имеют свои определенные границы. То есть это все свойственно созданиям, творениям. Имам Абу Джафар Ат-тахави говорит, что Всевышний Аллах превыше того, чтобы иметь границы. Этот вопрос в целом является большим раздором между ахлю сунной и ахлю бида.
Ахлю сунна уаль джамаа, в том числе ашариты и матрудиты, а также те, кто согласен с этим утверждением с ними сказали, что Всевышний Аллах не схож с Творениями, поэтому Он не тело, и соответственно Он пречист от качеств, которые относятся к телам. Граничить с чем-то, находится в каком-то определенном месте - Всевышний Аллах пречист от всего этого. Если мы уверены в том, что то, или иное пречисто от определенных сыфатов, то это тело будет пречистым и от других, вытекающих из этого сыфатов. Например, мужчина не может рожать. После этих слов, не задают вопросов может ли он родить девочку или мальчика. А в отношении женщин мы говорим, что она может рожать, в следствии появляются вопросы, кого она может родить мальчика ил девочку и так далее. Например, стена. Стена не имеет половой принадлежности. Следовательно, мы не можем задать такой вопрос относительно стены. Всевышний Аллах не схож с Творениями, он не физическое тело. И таким образом, мы очищаем Всевышнего Аллаха от сыфатов, принадлежащих физическим телам. Имам Абу Джафар Ат-Тахави говорит именно об этом. Например, человек. У человека есть свои определенные параметры, рост, вес и т.д. С верху он ограничен головой, снизу пятками. То есть человек ограничен. Но на Всевышнего Аллаха эти понятия никак не распространяются, так как Всевышний Аллах не схож с Творениями. В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Аллах не схож ни с чем».
Смыслом этих слов в том, что Аллах превыше того, чтобы иметь границы. Всевышний Аллах не обусловлен границами времени, места, а также сыфаты не ограничены. Шейх Саид Фуда говорит о том, что Всевышний Аллах пречист от всего ограниченного в абсолютном смысле. Он отрицает в целом ограничения. Почему он говорит эти слова? Потому что шейхи наших братьев салафитов - ибн Теймия, Ибн Баз, Дарими, а также другие шейхи относительно этого вещают точку зрения, являющейся неправильной. Здесь Имам Абу Джафар Ат-Тахави объясняя акыду Имама Абу Ханифы в целом отрицает ограничения для Всевышнего Аллаха. Таким образом, Всевышний Аллах полностью пречист от ограничений во времени, в месте и так далее.
Также Всевышний Аллах пречист от смысловых ограничений. Например, Могущество Всевышнего Аллаха не ограниченно. Оно относится ко всем возможным вещам. В целом разум человека может давать 3 хукма, относительно вещей. Например, создание человека. С точки зрения разума его создание уаджиб? Нет. Его создание мустахиль? Нет. Это из категории возможного. Существование Рая и Ада так же относится к возможному и невозможному. Теперь второй хукм, это вещи, которые невозможны. Например, то что Всевышнего Аллаха нет. Если человек включит свой разум, то он поймет, что не существование Всевышнего невозможно. Обязательно должен быть кто-то, кто создал весь этот мир. И нет того, кто может создать самого Создателя. Иначе это противоречило бы разуму, так как эта точка зрения, может продолжаться бесконечно. В целом, разум человека не может принимать отсутствие существование Всевышнего. Если привести пример попроще - возможно ли чтобы возраст отца был младше возраста ребенка? Нет. Так как отец является причиной появления на свет этого ребенка. Это называется «мустахиль уджуд». Так же есть третий хукм - уаджип, что является обязательным. Это Существование Всевышнего Аллаха. Здесь Шейх Саид Фуда говорит, что сыфат Могущество может распространяться на все мумкинаты, которые могут появится и нет. Некоторые люди задают вопросы совсем неуместные. Например, может ли Аллах создать такого же, как и Он Сам? Вы же говорите, что Он Могущественный. Так может ли Он сделать это? Создание и существование второго Господа относится к какой категории из трех? Это относится к категории невозможного. То же самое если спросить, что отец, будучи отцом, может ли является ребенком своего ребенка. То есть это вопрос, который никак не может поместиться в разум. Может ли Всевышний Аллах создать камень, который Сам не может поднять? Если Его Могущество Бесконечное, тогда почему Он не создаст для себя ребенка? и т.д. Некоторые люди могут задавать такие неуместные вопросы. Отсюда мы должны понимать, что Могущество Всевышнего Аллаха распространяется на категорию возможных вещей. И то, что Могущество Всевышнего Аллаха не распространяется на невозможные вещи не обозначает то, что Его Могущество ограниченно. Нет. Напротив, означает Его Величие. Поэтому Шейх Саид Фуда говорит, что сыфат «Могущество» Всевышнего Аллаха распространяется на возможные вещи. А сыфат «Знание» распространяется на все 3 категории. Например, относится ли Знание Всевышнего Аллаха к Нему самому? Да относится. Знает ли Всевышний Аллах о Себе? Да знает. Здесь Имам Абу Джафар Ат-Тахави говорит о том, что Всевышний Аллах превыше того, чтобы иметь границы. Аллах не ограничивается временем, местом. В отношении Аллаха никогда не употребляется вопрос «Когда? Где?».
Наши братья салафиты считают по-другому. Они говорят, что Всевышний Аллах ограничен. И ограничен он с 6 сторон. Об этом сказал Ибн Теймия в своей книге «Баян талбис аль джахмия» еще одно название этой книги «Арраду аля асас ат такдис» в этой книге он говорит, что Всевышний Аллах ограничен с 6 сторон. Эти слова он говорит, когда разбирает риваяты пришедшие от имама Ахмада (р.а.). По его словам, от имама Ахмада приходит 2 риваята. На самом деле приходит лишь 1 риваят. И там говорится что Всевышний Аллах пречист от границ. Второй риваят не правильный. Но имам Ибн Теймия пытается объединить их. Он говорит, что слова о том, что Аллах безграничен относится к нашему знанию о Всевышнем Аллахе, а слова о том, что Аллах ограничен относятся к Его сущности. То есть в целом он говорит, что Всевышний Аллах ограничен. Но мы не знаем Его границ, ограничений. Эти слова противоречат акыде ахлю сунна, о которой говорит имам Абу Джафар Ат-Тахави. Так же противоречат словам Имама Абу Ханифы в книге «Фикхуль Акбар». В целом, противоречат всем словам имамов ахлю сунна относительно акыды.
Человек, который хочет узнать все слова имамов о том, что Всевышний Аллах не ограничен чем-либо, может прочитать книгу «Танзихуль хаккиль магбуд ганиль хаизи худуд» Абдуль Азиза Аль Хадыри. В этой книге, он рассматривает слова Имама Абу Джафара Ат-тахави, а также слова всех ученых ахлю сунна относительно того, что Всевышний Аллах не имеет границ.
А наши братья салафиты считают, что Всевышний Аллах ограничен, потому что, по их мнению, Всевышний Аллах находится в трех измерениях, так как в целом, Всевышний Аллах является физическим телом. Так же Ибн Теймия в своей книге говорит, что воспринимать Всевышнего Аллаха как физическое тело является близким к естеству человека.
Естественно, эти слова являются неверными. Так как все наши ученые ставят Всевышнего Аллаха превыше того, чтобы иметь границы. Например, Имам Абу Ханифа в своей книге «Фикхуль Акбар» сказал относительно Всевышнего Аллаха следующее:
«Убеждение в Существовании Всевышнего Аллаха происходит с помощью отрицания наличия у Него границ».
Еще одной причиной, по которой братья салафиты говорят эти слова, является их убеждения в том, что Всевышний Аллах утвердился на троне, и что Всевышний Аллах над троном. То есть если ты убежден в этом, то тем самым ты так же утверждаешь о наличии границ у Всевышнего Аллаха. Поэтому Ибн Теймия пытается доказать это, приводя в доводы 2 риваята от Имама Ахмада. Ибн Баз, один из шейхов салафитов прошлого века, когда писал шарх на слова Имама Абу Джафара Ат-Тахави сказал: «Слова о том, что Всевышний Аллах превыше того, чтобы иметь границы являются неясными. Они требуют объяснения. Так как некоторые бидаатчики могут неправильно воспользоваться этими словами. Он говорит, что слова о том, что у Всевышнего Аллаха нет границ относится к нашему знанию. То есть мы не знаем о границах Всевышнего Аллаха, о Своих границах знает лишь Сам Всевышний Аллах».
Ибн Теймия, относительно этого вопроса так же сказал, объясняя слова ученого Абу Яля, который также на этой акыде. Он говорит, что Всевышний Аллах снизу ограничен только снизу, а с других 5 сторон Он не ограничен. В целом, употреблять слова о 6 сторонах в отношении Всевышнего Аллаха уже является неправильным. Так как наши имамы сказали, что эти сыфаты распространяются лишь в отношении людей, животных. Имам Абу Хамид Аль Газали (р.а.) объясняя стороны, говорит, что Всевышний Аллах создал человека, дал ему голову, тело, руки, ноги, лицо, спину. После этого для человека появилось понятии о 6 сторонах. То есть у человека есть голова, и то что выше является для человека верхом, то что ниже пяток является низом. Также у человека есть правая сторона и левая. А также в отношении лица и спины есть передняя сторона, и задняя сторона. Таким образом для человека появилось понятии о 6 сторонах. Но нет какого-то определенного положения о правой или левой стороне. Когда ты стоишь в одном положении, правые и левые стороны для тебя другие, стоит тебе повернуться, как эти стороны поменяют свое направление. Это зависит от того как ты стоишь. Например, есть такие вещи, в отношении которых не действуют понятия сторон, верх или низ. Возьмем мяч. У мяча нет правой стороны или левой, верха или низа. Так как у него нет головы, рук, ног. Ты пнешь мяч, он покатится. И разве ты можешь сказать, что он остановился на голове, или на ногах. Нет. Так как эти понятия на него не действуют. Или кирпич. Разве может кто-либо сказать, что надо положить кирпич лицом вниз или же наоборот? Нет. Поэтому употреблять понятия о 6 сторонах в отношении Всевышнего Аллаха уже является уподоблением Аллаха Творениям. Разве ты знаешь истину о Всевышнем Аллахе? Никакие измерения, стороны, ничего из этого не относится к Всевышнему Аллаху. Так как Он не схож с Творениями.
Имам Абу Джафар Ат-Тахави здесь говорит об этом моменте. Имам Аль Багдади (р.а.) в своей книге «Ат Табсыратуль Багдадия» говорит о фирках (сектах) которые приписывали границы Всевышнему:
«Пятый момент, это очищать Создателя от границ. Группа рауафида, среди шиитов сказали, что Всевышний Аллах размером с 70 своих пальцев. Некоторые сказали, что гора больше Всевышнего Аллаха. Это сказал Хишам ибн Хакам. Вторые, это каррамиты. Они сказали, что Всевышний Аллах имеет границы снизу, Он ограничен Троном. Третья группа, так же из числа шиитов-рафидитов, сказали, что объем Всевышнего Аллаха совпадает с объемом Трона. Значит Его объем одинаковый с Троном?».
Таким образом они подчеркнули границы для Всевышнего Аллаха и обсуждают это. Так же, как и наши братья салафиты обсуждают подобные темы и вопросы. Почему? Потому что изначально, они уподобили Всевышнего Аллаха Творениям. Но у ахлю сунна уаль джамаа Всевышний Аллах не схож с Творениями. Какие слова сказал Ибн Теймия относительно этого вопроса, а также вопросы о частях тела и органах, что сказали на этот счет наши имамы, Ин шаа Аллах мы пройдем на следующих уроках.
Пусть Всевышний Аллах убережёт нас всех от уподобления Всевышнего Творениям. Пусть Всевышний примет все наши благие деяния и дуа и дарует нам полезные знания.